Настольные игры
статья по психологии

Валькова Наталья Викторовна

У детей с 4-х лет появляется  потребность вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками и вести более сложную игру с партнером.  Это врожденная и важная генетическая потребность. Ее отсутствие может говорить об отклонениях в развитии ребенка.

Игра  -  это весело, интересно, может быть и трудно!  В игровой ситуации прокачивается и прорабатывается очень много важных сторон психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastolnye_igry.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Настольная игра – как средство развития (формирования и коррекции) коммуникативных навыков  детей и родителей) детей и родителей.

Почему настольная игра?

    Во-первых игра, потому что основной вид деятельности дошкольника.

У детей с 4-х лет появляется  потребность вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками и вести более сложную игру с партнером.  Это врожденная и важная генетическая потребность. Ее отсутствие может говорить об отклонениях в развитии ребенка.

Игра  -  это весело, интересно, может быть и трудно!  В игровой ситуации прокачивается и прорабатывается очень много важных сторон психического развития.

 Совместная и правильно организованная игра со взрослыми помогает снять напряжение в отношениях взрослый – ребенок.

В чем развивающий компонент настольных игр?  Что важного помогает сформировать?:

Это своеобразный мозговой штурм.

  1. Учит удерживаться ребенка на одном месте, т .е. развивается терпение и внимание.
  2. Развивается и появляется желание и умение  достигать цель. Ребенок учится доводить начатое до конца.
  3. Развивается  речь, спонтанность вербальной коммуникации.
  4. Развивается  социальное общение: необходимо налаживать общение с каждым, договариваться об очередности ходов и правилах и их выполнения.
  5. Игра способствует формированию эмоционально-волевой регуляции поведения: необходимо справляться со своими эмоциями в ходе игры, уметь принимать результат таким какой он есть.
  6. Ребенок учится конкурировать как со сверстниками, так и со взрослыми.
  7. Развитие физических способностей: способствует улучшению скорости реакции, ловкость, глазомер, координацию.
  8. Развиваются все ВПФ: концентрация и переключаемость внимания, память во всех модальностях: зрительная, слуховая, моторная, Скорость реакции, гибкость мышления, освоение пространства и схемы тела, эмоционально-волевая регуляция поведения.

!!! ОЧЕНЬ важно привлекать к игре папу. Здорово, если у ребенка есть друзья, которые могут прийти к вам домой. Организуйте и научите их играть. Также данное увлечение можно распространить на встречи с родственниками и  семьями с детьми. Такой расширенный круг игроков очень обогащает социальный опыт ребенка.

Перейдем к играм.

Обязательно всем  рекомендую  НАРДЫ. 

Можно уже с 4 лет.

Отлично  прорабатывается волевая  сфера. Ребенок учится проигрывать и справляться со своими чувствами. Встречу с неудачей и проигрышем очень важно отработать до 7 лет.

Это очень важно отработать до 7 лет.

 В НАРДАХ  много зависит от того, как выпали кости, т.е. снимается часть ответственности за проигрыш. Его легче принимать.  Кроме того с той же долей вероятности проигрывают и взрослые и ребенок это видит, и видит что с этим можно справляться. Ребенок учится справляться с несправедливостью игры.

 А также тренируется счет. Она легче шашек и шахмат.

 Игры направленные на когнитивное развитие.

Сначала обучаю и играю с ребенком сама, затем приглашаю и подключаю родителей. Учу их обучающему варианту игры. Затем переходим на настоящую честную игру.

КРЕСТИКИ-НОЛИКИ

Первая стратегия. 4+

После успешного освоения берем шашки (другие шашки) и шахматы 5+

ТУРБОСЧЕТ (заявлена как 6+, по факту 5+ и раньше)

Очень ее люблю. Для разрядки и в качестве отдыха могу использовать на групповом развивающем занятии. Способствует  формированию  количественных представлений, тренирует  счетные навыки легко и с азартом. Счет в в пределах 3-Х, 4-Х, 5-ти использую уже с 4-ех лет.

ЧИТАЙ-ХВАТАЙ

Изначально использую не по назначению, а как облегченный формат игры  ДОБЛЬ. «Найди такое же». Даю даже трехлеткам. В 4 года дети уже играют в малой подгруппе (2-3 человека).

От 5-ти лет вариант на начальных этапах обучения чтению. Прочитал слово  - найди картинку. Усложненный  вариант уже более уверенно читающие дети. Нужно найти слово  - название одной из картинок.

Варианты с чтением также даю в качестве разминки на подгрупповых развивающих занятиях и переношу данную деятельность либо в семью, либо в группу.

Семьям рекомендую для самостоятельных игр викторины

« Умная Сова», «Соображариум»,  более сложную стратегию «Ticet to ride» («Билет на поезд»).

СПЯЩИЕ КОРОЛЕВЫ (опыт использования от 5+, ближе к 6)

Тоже могу использовать в подгрупповых занятиях.  Хорошо  прокачивает количественные представления. Но у данной игры есть большой плюс развития социальных и регуляторных моментов: прорабатываются межличностные отношения, агрессия, гибкость, хитрость, возможность защищать свои границы и принимать неудачи.

Игры, направленные  на умение проявлять и говорить о своих чувствах, эмоциях и желаниях.

Главное правило для взрослых в них: уметь слушать и безоценочно относиться к тому, что говорит ребенок.

Можно просто взять эмоциональное лото. В моем арсенале это картинки животных, птиц, рыб, людей с различными эмоциями. Эти карточки раздаются игрокам в перевернутом виде. Игроки по очереди открывают карты и дополняют предложения: «Со мной так бывает, когда….» или  «Я так себя чувствую, когда….».

Данную игру часто использую на совместных родительских консультациях и отдаю на группу, для использования в малой подгруппе, например вечером. Также возможно отдельные подгрупповые игры в кабинете психолога  исходя из наблюдаемых запросов от детей или воспитателей для конфликтных групп детей, для поддержки социализации отдельных детей и т.д.

Очень рекомендую для семьи  различные анкеты и их совместное заполнение и игру «Всегда хотел спросить».  Для дошкольников с 5-ти лет вопросы читают взрослые, взрослые могут изъять часть вопросов из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям, в какие настольные игры играть с ребенком, чтобы закрепить ПДД.

Рекомендации родителям, в какие настольные игры играть с ребенком, чтобы закрепить ПДД....

Краткосрочный проект «Игры для ума». Обучение детей 6-7 лет настольным играм.

Задачи проекта: познакомить детей с историей появления настольных игр (шахматы), обучить детей настольным играм (шахматы), расширить представления детей о настольных играх; рассказать о правилах игр; ...

Мастер-класс настольной игры из бросового материала «Настольный кегельбан»

Мастер-класс настольной игры из бросового материала «Настольный кегельбан»Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребенок подчиняется правилам игры...

моя педагогическая находка Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Кош-Агачскому району» в форме квест игры. (за основу взята настольная игра «Джуманджи»)

моя педагогическая находка Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Кош-Агачскому району» в форме квест игры. (за основу взята настольная игра "Джуманджи&q...

Настольные игры по познавательному и речевому развитию с использованием сказочных героев из технологии "Сказочные лабиринты игры" В.Воскобовича, сделанные самими педагогами

Настольные дидактические игры "Сказочные герои Фиолетового леса". Придуманы и сделаны самими педагогами. Дети очень любят знакомых героев, которые живут в их группе,  участвуют во всех ...

Семинар для родителей о том, почему важно играть с ребенком в настольные игры

Семинар для родителей о том, почему важно играть с ребенком в настольные игры...

Семинар для родителей о том, почему важно играть с ребенком в настольные игры

ЦельСформировать в семьях дошкольников традицию играть в настольные игры с детьми.ЗадачиНаучить родителей создавать психологический комфорт в семейном общении; обогатить родительские умения и навыки в...