Игровые формы развития пространственных представлений
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Зянгильдяева Марина Юрьевна

Конструкт занятия для закрепления изученных пространственных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_formy_prostr._predst._na_otkr._zan.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игровые формы развития пространственных представлений»

Ф.И.О. педагога: Зянгильдяева Марина Юрьевна

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)

Форма проведения: интегрированное занятие

Форма организации: подгрупповая (4-6 детей)

Средства:

Литературные: считалка для установления очередности.

Музыкальные:  песенка про муху для выполнения  упражнения на знание схему тела.

Зрительные: схема движений для ритмического упражнения. Узор для постановки руки и развития  координации глаз-рука. Рисунок для двуручного рисования из пособия «Графомоторика» Давыдовой О. И.

Оборудование: сенсорная плитка; песочные часы; балансировочные подушки – 4-6 штук, палочки, мешочки, силиконовая муха, мячики, палочки, игрушка Лиса, игры «Танграмм», «Кубики Кооса», «Зеркальная симметрия».

Предварительная работа: работа по программам Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик «Приключения будущих первоклассников», С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», были использованы упражнения из программы Аниты Блейд «Оценка нейромоторной готовности к обучению», А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция».

Цель:

Задачи

Создание условий для формирования познавательной активности, закрепление знаний о схеме тела, понятий право-лево, вверх-вниз, выше-ниже, над-под.

1.Образовательные: закрепить пространственные понятия «направо-налево», «вверх-вниз», «над –под», содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – умения работать по правилу и образцу.

2.Развивающие: развивать логическое и творческое мышление; зрительно-моторную координацию, пространственные представления; речь, внимание, память, координацию движений, вестибулярные способности и межполушарное взаимодействие.

3.Воспитательные: способствовать проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения, воспитывать доброе отношение к окружающим, умение работать в группе, умение контролировать свои действия.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

1. Организационный

Дети стоят полукругом. Педагог-психолог приветствует всех присутствующих

Педагог-психолог. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Прежде, чем начать наше занятие, давайте поприветствуем друг друга, наших гостей, подарим друг другу хорошее настроение. Давайте поздороваемся с вами,  сначала громко говорите «Здравствуйте»  и тихо хлопаете, потом тихо говорите «Здравствуйте» и громко хлопаете в ладоши.

Педагог-психолог. Молодцы!

Дети стоят полукругом, приветствуют всех, проговаривая «Здравствуйте» громко  и тихо хлопают, потом проговаривают  тихо «Здравствуйте» и громко хлопают в ладоши.

Организация внимания детей, настрой на совместную деятельность.

Использован организационный момент; умение контролировать свои действия.

Создание благоприятных психологических условий

для сотрудничества на основе совместной игровой деятельности.

2.

Целеполагание (мотивация)

Педагог-психолог. Посмотрите, у меня есть план нашего занятия, мы сегодня должны пройти все этапы.(Показывает  детям чек-лист занятия). Посмотрите, что у меня есть. Это фишки. Их я буду давать  тем, кто будет хорошо выполнять задания. А вы будете их складывать каждый в свой стаканчик. В конце занятия тот, у кого окажется больше фишек, выберет последнюю игру. Вы все отлично поздоровались, поэтому получите по одной фишке.

Дети рассматривают чек-лист занятия и проговаривают, что  предстоит сделать на занятии. Выбирают стаканчики и складывают в них первую фишку.

Мотивация детей на предстоящую деятельность. Создание условий для создания делового настроя на предстоящую деятельность.

Психологический настрой на предстоящую деятельность.

3.Основной

1.Педагог-психолог: Ребята, какой у нас первый этап? (Показывает на чек лист).  Приглашает детей лечь на подушки. Представьте, что вы ежики, а злая лиса, хочет съесть маленьких ежиков. Показывает игрушку лисы детям. Как прячутся ежики? Правильно, они сворачиваются клубочком. Вот и вы сейчас, будете прятаться так же, как ежики. Можно разнообразить игру, один ребенок становится «лисой», остальные сворачиваются клубочком.

2.Педагог-психолог: Молодцы с первым этапом вы справились, впереди следующий этап.  Ребята посмотрите, что нам дальше делать?

Возьмите по сенсорной плитке  и выполняем упражнение «Пингвин». Пяточки вместе, а носочки врозь. Палочки взять сверху, пальчики смотрят вниз.

А сейчас выполняем упражнение «Уточка», носочки вместе, а пяточки врозь. Палочку берем снизу, пальчики смотрят вверх.

3.Педагог-психолог: Ребята, вы отлично справились. Переходим к следующему этапу. Берем балансиры. Кому хочется усложнить, можно взять на голову мешочки. Пока дети стоят на балансирах,  с ними проводятся игры:

1игра: Прилетела муха, на (называется часть тела ребенка) села. Дети должны показать, куда села муха. Психолог продолжает петь: Почесала брюхо, дальше полетела.

 2 игра: Прилетела муха выше (ниже), над-под  (называется часть тела ребенка) села. Дети должны показать, куда села муха.

3 игра: А сейчас я вам загадаю загадки про наше тело:

1)У Ваньки – картошкой,
2)У Петьки – уточкой.(
Нос)
3)Красные двери
В пещере моей.
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб -
Всю добычу мою
Я с радостью
Белым зверям отдаю. (
Рот, зубы)

4)Что за обедом всего нужнее? (Рот)

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле (
Ушки)
5)Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле (
Ручки)

6)Одна другой касается —
Хлопок получается. (
Ладонь)

7)Твои помощники, взгляни –

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы)

4.Педагог-психолог:  Ребята, вы отлично справились, время истекло. Мы переходим к следующему этапу.

Правильно, берем мячики. Выполняем упражнение. Одной рукой кидаем мячик и ловим его, а второй рукой показываем бедро, пояс, ухо по 2 раза. Правой и левой рукой.

5.Педагог-психолог: Мячики убрать на место. Что у нас дальше по плану? Правильно, пришло время, садиться за стол.

Детям выдаются прозрачные папки с ритмическим упражнением, узором и рисунком для двуручного рисования.

  1. Сначала мы выполним ритмическое упражнение.
  2. Сейчас возьмите фломастеры и нарисуйте узор. А сейчас под верхней строчкой напишите этот узор самостоятельно. Над самым красивым элементом нарисуйте корону.
    Переверните листок. Возьмите второй фломастер и нарисуйте рисунок двумя руками одновременно.

6.Педагог-психолог: Ребята, вы молодцы, все сделали быстро. Сейчас мы будем играть в «Муху». Сейчас нужно разбиться на команды по два человека, один человек будет управлять мухой, а второй командовать, куда муха будет двигаться. Затем  дети меняются, тот кто управлял мухой, тот командует, второй берет муху и выполняет команды. Остальные дети смотрят, чтобы муха двигалась правильно. Если кто-то увидит, что муха двигается не в ту сторону, значит получает дополнительную «фишку».

7.Педагог-психолог: Вот наше занятие подходит к концу, сейчас пора посмотреть сколько фишек вы набрали. У кого набралось больше всех фишек, будет выбирать последнюю игру.

Детям предлагается три игры: «Танграмм», «Кубики Кооса», «Зеркальная симметрия».

Дети рассматривают Чек-лист и переходят к Подушкам с гранулами, ложатся в подушки и выполняют упражнение «Ежик». По-очереди подавая команды: «Правая нога», «Левая нога».

Дети смотрят на чек-лист и говорят, что сейчас упражнения с плиткой. Берут по плитке и выполняют упражнения «Пингвин» и «Уточка» по 1 минуте.

Дети смотрят чек-лист, там картинка балансира. Дети встают на балансировочные подушки и выполняют задания педагога-психолога. Каждую минуту переходят на следующую подушку, меняются местами.

Дети вместе рассказывают стишок про муху и  показывают, куда села муха. Затем дети по-очереди, дают задание остальным, называя части тела.

Дети отгадывают загадки.

Дети смотрят на чек-лист и берут мячики. Выполняют заданное упражнение.

Дети убирают мячики, смотрят чек-лист занятия  и садятся за стол.

Дети по очереди считают и выполняют ритмическое упражнение.

Рисуют узор. Над самым красивым элементом рисуют корону.

Выполняют двуручное рисование.

Дети выходят парами к доске, один подает команды, куда ползет муха, второй выполняет. По правилам, муха должна улететь за пределы «сетки».

Дети подходят к своим стаканчикам и считают фишки, полученные во время занятия. Определяем победителя. Победитель выбирает игру. Затем играют в выбранную игру.

Закрепляем знание право-лево, развиваем межполушарное взаимодействие. Закрепляем умение действовать по образцу. Способствуем проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения,  умение работать в группе.

Закрепляем знание понятий «право-лево», «вверх-вниз». Закрепляем умение действовать по правилу и образцу.

Дети закрепляют знание о схеме тела, знание частей тела.

Закрепляем названия частей тела, понятий «выше-ниже», «над - под».

Способствуем проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения, умение работать в группе.

Развиваем межполушарное взаимодействие. Закрепляем умение действовать по правилу и образцу.

Закрепляем знание схемы тела.

Закрепляем умение действовать по образцу. Развиваем межполушарное взаимодействие. Способствуем проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения,  умение работать в группе.

Закрепляем умение действовать по образцу. Способствуем проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения,  умение работать в группе.

Закрепляем знание «право-лево», «вверх-вниз». Закрепляем умение действовать по образцу. Способствуем проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения,  умение работать в группе.

Способствуем проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения,  умение работать в группе.

4. Заключительный

(рефлексивный)

Педагог-психолог: Ребята, в какую игру мы с вами сегодня играли? Что было самым интересным? Почему? А что было самым трудным? Почему? Спасибо всем! Вы были большие молодцы и умницы. Когда мы вместе, у нас все получается!

Дети выражают собственные мысли, предложения, чувства, обосновывают и аргументируют их.

Рефлексия проведенного мероприятия.

Развитие внимания, памяти, мышления, речи детей.

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Использованы вопросы к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГАРАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР, посредством игровых технологий

Учитель-логопед: Курганова Марина Юрьевна.Особенности  формирования  пространственных  представлений  у  детей дошкольного возраста:Вопрос  ориентировки  в...

Детская деятельность в ДОО, как форма развития пространственных представлений

Развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется через разные виды деятельности. Успешность развития ребенка зависит от качества выполнения этой деятельности....