Детская деятельность в ДОО, как форма развития пространственных представлений
статья

Натфулина Елена Фаильевна

Развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется через разные виды деятельности. Успешность развития ребенка зависит от качества выполнения этой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_detskaya_deyatelnost_v_doo.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Натфулина Е. Ф.,

Воспитатель МАДОУ –

детский сад № 428 «Золотая рыбка»

 

Детская деятельность в ДОО,

 как форма развития пространственных представлений

В статье дано обобщение работы по пространству непосредственно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении по переходу к реализации ФОП, улучшению качества образовательных услуг и формам интеграции видов детской деятельности. Отражаются подходы в организации деятельности с детьми.

Развитие ребенка дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении осуществляется в деятельности. Все содержание непосредственной образовательной деятельности ребенка направляю на образование специальных действий ориентиров, на обследование предметов, с целью получения информации.  Действия приводят к качественной перестройке организма ребенка, к изменению тех стадий интеллектуального развития процессов, которые считались неизменными.

Развитие пространственных представлений дошкольников формируется в условиях современного способа обучения и связано с реализацией принципа интеграции образовательных областей, с учетом возрастных возможностей и особенностей воспитанников по ФОП.

Пространство в дошкольном учреждении является основной системой всестороннего развития ребенка. Деятельность в развивающей предметно-пространственной среде содержательно насыщенна, вариативна, доступна и безопасна. Насыщенность среды зависит от возрастных возможностей детей.

Образовательное пространство современной двигательной деятельности строится по принципу: обучая всех, обучаем каждого. А так как ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, то в работе используется все многообразие игровых технологий, весь процесс развития проводится через игру по интересам.

В работе используется непрерывная образовательная деятельность детей:

- двигательная деятельность;

- игровая деятельность;

- коммуникативная деятельность;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- конструктивная деятельность;

- изобразительная деятельность.

Деятельность, развивающая пространственные представления, проходит несколько этапов.

I этап начинается с «практического примеривания», выражающегося в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчета. На этом этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы воспринимаются как «отдельности», не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними.

II этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Совершаются своеобразные переходы от восприятия пространства к отражению пространственных отношений. Появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки, велика при этом роль движения ребенка.

Участие ребенка в пространственном различении постепенно изменяется:

- познание ребенком «схемы своего тела»;

- восприятия детьми пространственного расположения предметов от себя и от объектов;

- восприятия детьми пространственных отношений между предметами;

- познание словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям;

- двигательная ориентация детей на местности.

III этап - дальнейшее совершенствование восприятия пространственного расположения предметов:

- развивается зрительная оценка пространственного расположения объектов;

- действия соответствуют пространственному ориентиру.

Для этого создается двигательный режим ребенка.

Развитие осуществляется и при помощи технических средств обучения ИКТ:

- музыкальный центр;

- CD и аудио материал;

- мультимедийное оборудование.

В работе используются:

1. Медико-профилактическая работа:

* профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;

* соблюдение мер по предупреждению травматизма;

* обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания при НОД;

* учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка.

2. Физкультурно - оздоровительные, здоровьесберегающие технологии:

* утренняя гимнастика;

* дыхательная гимнастика;

* релаксация;

* подвижные, спортивные игры;

* физические упражнения и виды двигательной активности;

* занятия физической культурой (в помещении и на улице);

* физкультминутки;

* гимнастика после дневного сна.

3. Игровые технологии:

* сюжетно-ролевые игры («Путешествие по группе», «Улица города», «Дочки-матери», «Зеленая тропа», «Больница»);

* конструктивно-моделирующие игры из строителя, конструктора, природного материала;

* дидактические игры, настольно-печатные игры («Бродилки-лабиринты», «Мозаика»);

* настольные интеллектуальные игры: «Шашки», «Шахматы»;

* спортивные игры - досуги, соревнования: «Веселые старты», «Веселая разминка», «День здоровья»;

* спортивные и подвижные игры: «Футбол», «Баскетбол».

4. Конкурсы - выставки по продуктивным видам деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование: «Спорт», «Олимпийские виды спорта», «Я спортсмен»; «Я – турист», «Наши подвижные игры», «Мое тело».

5. Участие в Районных, Городских, Всероссийских конкурсах и соревнованиях.

 Непосредственно образовательная деятельность проводится в пределах времени, необходимого для осуществления функций дошкольного учреждения.

В работе осуществляется просвещение родителей, взаимодействие родитель – ребенок – педагог:

- информационные папки, консультации;

- блог педагога в приложении Whats App;

- технологии проектной и познавательно – исследовательской деятельности;

- выездная музейная педагогика;

- совместные спортивные и игровые мероприятия, праздники, развлечения («Мама, папа, я спортивная семья», «Проводы осени», «Масленица»).

Благодаря созданию двигательного режима ребенка в нашем современном дошкольном образовательном учреждении обеспечиваются все условия массового общего и дополнительного образования, то что определено в ФОП, обучая всех, обучаем каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно-развивающей работы детского сада

Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно-развивающей работы детского сада...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом

По данным Всемирной организации здравоохранения количество детей с нарушениями функций  опорно - двигательного аппарата растет. В России на тысячу детского населения шесть страдает детским ...

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Развитие пространственных представлений у дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов и родителей с использованием приёмов «Метода замещающего онтогенеза»

Данная работа зщнакомит слушателей с основными этапами нейропсихологической коррекции и развития пространственных представлений у дошкольников и моделью  взаимодейтсвия по данной проблеме всех уч...

Игровые формы развития пространственных представлений

Конструкт занятия для закрепления изученных пространственных представлений....