Дидактическое пособие "Волшебные перчатки"
методическая разработка по психологии (младшая, средняя группа)

Мялицина Татьяна Сергеевна

Пособие для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._posobie.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

НРМДОБУ«Д/С«БУРАТИНО»

Автор: Мялицина Татьяна Сергеевна, педагог – психолог

Название образовательного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Буратино»»

Название дидактического пособия: «Волшебные перчатки»

Возраст, на который рассчитана игра: дошкольный (дети 3-5 лет)

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

        Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, а задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни.  При практическом взаимодействии, идёт общение между взрослым и ребёнком, развивается диалогическая речь, познавательные способности, таким образом происходит значительное увеличение запаса слов, формируются элементарные математические представления. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.

      Важно разбудить восприятие ребёнка, научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и удивлять, размышлять, творчески мыслить.           Для этого необходимо постоянно насыщать жизнь детей проблемными, практическими и познавательными ситуациями. В этом мне помогает игровое пособие «Волшебные перчатки».  

      Дидактическое пособие «Волшебные перчатки», просто в изготовлении. Оно представляет собой перчатку без пальчиков, на верхней стороне которой пришита липкая лента. Ребенок просовывает пальцы руки в перчатку, а на нее с помощью липучки прикрепляется любой обыгрываемый «герой» или геометрическая фигура.

Дидактическое пособие создано для детей младшего и среднего дошкольного возраста. При взаимодействии с дидактическим пособием создаются условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Образовательная деятельность в процессе работы с пособием построена на общении со сказочным персонажем -  клоуном Васей.

Цель пособия: Развитие познавательно – речевой активности дошкольников.

Задачи:

-  образовательные

Учить сочетать речь и движения, используя художественные произведения, подражать взрослому, понимать смысл речи, пробуждать интерес к театрализованной игре.

Учить подбирать пары и группы предметов на основе сходного признака.

Учить сравнивать предметы по основным признакам (цвету, форме, величине), устанавливая тождество и различие.

- развивающие

Развивать разные виды детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.

Стимулировать речевую активность детей. Развивать навыки диалогической речи, тактильно – кинетическую чувствительность.

- воспитательные

Воспитывать готовность к общению с окружающими. 

Воспитывать желание выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Дидактическое пособие – «Волшебные перчатки», используется в индивидуальной и совместной деятельности с детьми. Методика работы заключается в том, что пособие может использоваться в разных игровых ситуациях. В процессе игровой деятельности с животными расширяются и обогащаются представления ребенка об окружающем мире, развиваются коммуникативно – речевые способности. Используя геометрические фигуры, ребёнок закрепляет название формы, цвета, величины; учится анализировать и сравнивать.

Игровая деятельность с пособием может осуществляться в различных формах:

  • Ребёнок и педагог
  • Ребёнок и родитель
  • Группа детей и педагог

В процессе общения со взрослыми ребёнок развивается, в основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребёнка.

Примеры игр, игровых ситуаций.

При знакомстве с дидактическим пособием «Волшебные перчатки», и обыгрываемыми персонажами, дети выполняют простые действия с ними: зайка прыгает, мишка топает и т. д. Все эти упражнения малыши проделывают сами пальчиками на столе.

 

  • Упражнение на сжатие – расслабление пальцев рук.

- Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки (растопыривают пальцы обеих рук ладонями наружу)

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимают – разжимают пальцы рук)

Надо всех пересчитать.

Воспитатель: посмотрите, мои пальчики могут прыгать и топать! (показывает). Покажите, как ваши пальчики умеют прыгать.      

           Ребенок начинает играть, повторяя действия и поведение животного, образ которого у него на руке. За счет активности работы пальцев «животное» двигается вперед, назад, вправо, влево, соединяет «лапки», и т. д.

  • Упражнение «Ёжик»

Цель: Учить выполнять игровые задания, формировать правильное звукопроизношение, активизировать словарь (топ – топ, ф-ф-ф)

Описание: Педагог: послушайте, что это за звуки доносятся из корзинки: ф-ф-ф! кто это фыркает?

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте кто же это?  (ежик)

Предлагает посмотреть! Достает из корзинки… Прикрепляет ежика на перчатку, обыгрывание стихотворения «Ежик» с выполнением игрового задания.

  • Обыгрывание

Пособие «Волшебные перчатки», применяется для обыгрывания потешек, песенок, стихов, содержание которых позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательными действиями. Дети проговаривают слова и сопровождают их движениями рук. Использование этого метода стимулирует мотивацию и способствует лучшему усвоению материала благодаря непроизвольному запоминанию. Эти произведения можно легко инсценировать даже тогда, когда дети ещё не владеют активной речью: под рассказ педагога изображают действия обыгрываемых персонажей. 

  • «Зоопарк»

Цель: Учить составлять группы отдельных предметов. 

Описание: Педагог с ребятами выбирает себе по желанию на перчатку животного. Ребятам предлагается разделиться на группы в соответствии с выбранным животным (зайки к зайкам, мишки к мишкам и т.д.). Затем детям предлагается определить, сколько животных находится в разных группах и расселить их по домикам.

  • Игры - драматизации

        Произведения для драматизации подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Колобок», «Теремок» и т.д.). Проведению игр-драматизаций предшествует серия подготовительных игр.

  • «Найди пару»

Цель: Учить соотносить предметы по цвету, форме и величине. 

Описание: Педагог предлагает детям надеть перчатки на обе руки, выбрать любую геометрическую фигуру и прицепить ее на одну руку, а на вторую руку найти пару из предложенных ему фигур разного цвета, формы и величины. Для усложнения задания и развития навыка ориентировки в пространстве закрепить понятия правая и левая рука.

  • «Любимое лакомство»

Цель: Развивать умение последовательно выполнять действия, придерживаясь условных знаков (цвет, форма); сортировать предметы в условном порядке; ориентироваться в количестве предметов. 

Описание: Игра с одним ребенком. Клоун Вася (педагог) предлагает надеть перчатку с «зайкой», выкладывает перед ребенком геометрические фигуры (круги и треугольники) разного цвета и спрашивает, что любит зайка? (морковку), а на что, она похожа? (треугольник). На треугольник какого цвета похожа морковь? (желтого). Предлагает выбрать нужные фигуры. После чего фигуры можно пересчитать. 

        Аналогично проводиться игра с «Ёжиком».  А что любит ежик? (яблоки). Какую фигуру напоминают яблоки? (круг). Какого цвета бывают яблоки? (зеленого, красного, желтого). Предлагает выбрать нужные предметы для ёжика. Вопрос: Яблок какого цвета больше у ёжика? (счет и сравнение)

  • Театр геометрических фигур»

Цель: Развивать творческие способности, внимание, память, мышление, обогащать сенсорный опыт.

Описание: Ребята на примере уже знакомых им русских народных сказок придумывают свои оригинальные истории про геометрические фигуры.

Новизна и оригинальность пособия состоит в его многофункциональности.  Это уникальный материал для совместной   деятельности ребенка и взрослого. Удовлетворяет потребность в эмоционально насыщенных переживаниях, поддерживает самостоятельность, вовлекает детей в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками.  

 Помимо вышеизложенных игр дидактическое пособие помогает нам при организации сюжетно-ролевых игр, как предметы заместители.   Все педагоги встречались с проблемой, когда дети используют мозаику, пазлы и другие мелкие предметы в сюжетно-ролевой игре, которые не безопасны?!  Вот здесь незаменимы геометрические фигуры! Ребята с удовольствием готовят угощение (блины, пирожки, фрукты, овощи и другие продукты питания), украшают торт, друг для друга и игровых персонажей.

А большую мозаику на ковре…? Как забавно придумывать разнообразные узоры всем вместе…

Незаменимо пособие особенно в адаптационный период, для формирования эмоционального контакта.

  • Игры забавы: «В гости к клоуну».

Ха-ха-ха! А вот и я!

Клоун приветственно поднимает руки вверх.

Хлопайте в ладоши!

Клоун хлопает в ладоши и дети.

Вы теперь мои друзья,

Я же друг хороший!

Клоун раздает ребятам персонажей пособия или фигуры - конфетки.

Я забавный и смешной,

Клоун должен продемонстрировать свои способности – жонглировать, прыгать, танцевать…

Улыбайтесь все со мной!

Улыбаются.

Будет каждый очарован,

Я веселый  клоун.

Перед словом «клоун» можно сделать паузу, давая детям возможность самим назвать персонажа.

         Применение данного пособия нашла и в игровых ситуациях со старшими дошкольниками: «Выложи цифру, букву», «Сосчитай фигуры», «Построй домик», «Какая фигура по счету», «Определи место», «Кто больше сосчитает» и многое другое.

        Максим Горький сказал: «В каждом человеке есть бубенчик, и если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нем есть»! Так и с моим пособием. Главное иметь желание, фантазию, творчество и «волшебные перчатки» не только заиграют разноцветными красками, но и помогут решить многие задачи в развитии малыша.

Таким образом, дидактическое пособие «Волшебные перчатки» может быть полезно педагогам в организации игровой деятельности с детьми: в утренние и вечерние часы, в индивидуальной и подгрупповой формах, совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Можно рекомендовать родителям для совместного времяпровождения и общения, повышения эмоционального контакта с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие «Волшебные перчатки» для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие создано для детей младшего и среднего дошкольного возраста. При взаимодействии с дидактическим пособием создаются условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоят...

Музыкально - дидактическая игра: "Веселые перчатки"

Задачи: Развитие слухового восприятия, чувства ритма, мелкой моторики, коммуникативных навыков, сенсорного восприятия; закрепление знаний о названии пальцев....

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные перчатки»

laquo;Музыкальные перчатки» предназначены для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.Цель игры: доставить детям радость и привлечь их в игру оркестра шумовых инструментов, изготовленных своим...

Дидактическое пособие Пальчиковый театр «Забавные перчатки»

Дидактическое пособиеПальчиковый театр«Забавные перчатки»...

Дидактическая игра "Волшебная перчатка"

Дидактическая игра "Волшебная перчатка"...

Дидактическое пособие по музыкальному занятию «Перчатки - кастаньетки».

Цель: Развивать чувство ритма, развивать мелкую моторику рук, доставить детям радость и привлечь их в игру....

Дидактическое пособие "Наш огород" (на перчатках)

Дидактическое пособие "Наш огород" (на перчатках)...