Педагогическая копилка на тему: «Лекотека - остров Детства»
методическая разработка по психологии

Киселева Елена Алексеевна

Педагогическая копилка на тему: «Лекотека - остров Детства»

Цель: распространение профессионального опыта в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях Лекотеки.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с целью, задачами и содержанием работы Лекотеки;

- представить нейропсихологические игры и упражнения, способствующие развитию психических процессов и межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- показать практические варианты нейропсихологических приемов работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;

- вовлечь педагогов в совместную практическую деятельность, вызывая интерес к данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekoteka.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая копилка на тему: «Лекотека - остров Детства»

Цель: распространение профессионального опыта в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях Лекотеки.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с целью, задачами и содержанием работы Лекотеки;

- представить нейропсихологические игры и упражнения, способствующие развитию психических процессов и межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- показать практические варианты нейропсихологических приемов работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;

- вовлечь педагогов в совместную практическую деятельность, вызывая интерес к данной теме.

Ход мероприятия

1.Презентация опыта работы «Лекотека - остров Детства»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас сегодня видеть.

Тема нашей сегодняшней встречи -это «Лекотека - остров Детства». Прежде чем мы будем говорить о главном, выполним с вами задание, которое называется «Воздушный шар». Посмотрите на экран. Перед вами воздушный шар, который летит над землей. Еще есть человек в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг вас ярко светит солнце, над вами голубое небо. С собой в путешествие вы возьмете 9 ценностей. (Деньги, здоровье, работа, любовь, карьера, милосердие, дружба, верность, свобода). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, уберите 3 ценности (потом еще 3, затем 2).

В вашем списке должна остаться та ценность, без которой вы не представляете своей жизни. Какую ценность вы оставили? Поднимите руки, у кого осталось в списке здоровье?

Конечно, здоровье, самая главная ценность и для взрослого  человека и для ребенка.

Но, бывает так, что в семье рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Появление ребенка с проблемами в развитии для любой семьи — сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в квалифицированной помощи, в объективной информации, в психологической поддержке.

Для детей с особыми нуждами, чтобы учиться и развиваться, в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых.

Когда в наш детский сад пришли дети с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды перед специалистами встал вопрос поиска оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям и их родителям и необходимости создания специальной модели работы с такими детьми в условиях ДОУ. 

Такой моделью в нашем дошкольном учреждении стала Лекотека.

ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития.

Слово «лекотека» произошло от шведского слова «leko», что значит «игрушка» и греческого слова «tek» означающего «собрание», «коллекция».

Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для гармонизации личности ребенка, социализации, формировании предпосылок к учебной деятельности и оказание психолого-педагогической помощи родителям.

Основными задачами деятельности Лекотеки являются:

- реализация образовательной программы, согласно рекомендациям тпмпк и разрабатываемой исходя из индивидуальных особенностей воспитанников;
- социализация ребенка с ОВЗ и его семьи;
- проведение коррекционно-развивающих занятий на развитие двигательной, сенсорной, познавательной и речевой сферы;
- обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми;
- помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком.

На данный момент Лекотеку посещают 3 детей (у двоих имеется статус ребенок-инвалид, из них-один ребенок с диагнозом Даун и другой, со сложной сочетанной патологией и нарушениями центральной

нервной системы. Один ребенок с ОВЗ).

Технология воспитания и обучения в рамках созданной модели характеризуется личностно – ориентированным подходом к ребёнку, использованием таких видов психолого – педагогической деятельности, как поддержка, помощь, адаптация, коррекция и развитие.

Дети посещают лекотеку 2-3 раза в неделю.

Продолжительность индивидуального занятия с ребенком рассчитывается согласно СанПиН и в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Индивидуальная или подгрупповая работа с ребенком проводится в присутствии родителей, но может проводиться и без родителей.

Основными направлениями моей работы в Лекотеке являются:

-развитие коммуникативных навыков у ребенка, включенного в процесс сопровождения;

-личностно-социальное развитие;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие познавательной сферы.

Алгоритм системы комплексного сопровождения детей и их родителей, посещающих Лекотеку, включает в себя:

1 диагностический  этап – работа начинается со встречи с семьей, где знакомимся с социальным анамнезом семьи   и медицинским диагнозом ребенка.

На этом этапе проводится психолого – педагогическая диагностика детей, изучение детско-родительских отношений, определение основных направлений коррекционно – развивающей работы, составление гибких индивидуальных маршрутов,рассмотренных и утвержденных на психолого-педагогическом консилиуме (ППк);

2 этап психолого – педагогическое  сопровождение.

Реализация коррекционно-развивающей деятельности с детьми и консультативной деятельности с родителями. Анализ промежуточных результатов деятельности и корректировка программы.

Здесь необходимо помнить, что при определении содержания коррекционно - развивающей работы нельзя ограничиваться только актуальными на сегодняшний день проблемами в развитии ребенка. Коррекционно – развивающая программа должна учитывать зону ближайшего развития ребенка и быть направлена  на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармоничного развития личности ребенка.

Основными формами на этом этапе работы Лекотеки являются:

  • Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями, во время которой реализуется конструктивное сотрудничество.
  • Игровой сеанс. Во время игрового сеанса происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей.
  • Коррекционно-развивающая работа проводится индивидуально и по подгруппам, во время которой дети находятся рядом с родителями. Равноправное партнерство специалистов и детей – главное условие эффективной работы. Это и есть одно из отличий традиционных ежедневных занятий педагога-психолога от занятий в Лекотеке.
  • Групповое  родительское  мероприятие. В групповое родительское мероприятие участники включаются добровольно. Обычно – это тренинги по общению, игре, арт-методам, специальным техникам и консультации.

3 этап заключительный.

Контрольно - оценочный, где определяется характер динамики развития ребенка, оценивается результативность проделанной работы и осуществляется прогноз относительно дальнейшего развития ребенка.

Основной метод работы нашей Лекотеки – это игра.

Основными принципами игрового взаимодействия является:

- стимуляция и поддержка игровой деятельности;

- недириктивность в игровом взаимодействии с ребенком;

- адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка;

- оптимальная организация игровой среды.

С ребенком нужно делать все через игру.
Д. Б. Эльконин.

Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Таким образом, одно из наиболее важных условий в работе с особенными детьми – это игровая деятельность, её разнообразие, вариативность.

Важной особенностью индивидуального занятия является поддержка позитивного стиля взаимодействия родителя с ребёнком. Моя задача заключается в том, чтобы найти «сильные стороны» ребенка, показать, чем он хорош, в чем успешен. Но для гармоничного взаимодействия мало создать положительный образ ребенка и показать, как можно его развивать, нужно, чтобы родитель сам получал удовольствие от игры с ребенком, чувствовал себя успешным. Так, например, можно попросить маму показать, что любит ее ребенок, как они с ним играют, предложить включиться в игру, но не в качестве контролера, а в качестве участника.

Умение наладить доверительные отношения с родителями — путь успешного взаимодействия специалистов Лекотеки с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях. Главное условие — взаимодействие, сотрудничество семьи и специалистов. Все взаимодействие происходит в игровой и дружественной форме с возможностями продолжить развитие в домашних условиях, т. е. сплачивает семью, улучшает семейный климат.

Помочь детям адаптироваться, освоить необходимые социальные навыки, личностно раскрыться и поверить в свои силы — вот, что мы считаем главным на сегодня.

Для этого мы внимательно и тщательно выбираем доступный, но разнообразный материал.

Для эффективной коррекционно - развивающей работы в Лекотеке собраны и систематизированы   дидактические пособия и игры, направленные на развитие высших психических функций, формирование мелкой моторики пальцев рук, познавательной деятельности, коррекции эмоционально – личностной и волевой сферы, социального развития.

 В работе с детьми используется сенсорная комната, занятия в которой направлены на развитие сенсорных способностей, стимуляцию  познавательного, эмоционального, речевого и социального развития.

Также Центр воды и песка пользуется большой популярностью у детей и способствует развитию сенсорно-перцептивной сферы ребенка, особенно его, тактильно-кинестетической чувствительности; развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, речи, мышления, а также творческих способностей.

2. Применение нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми с ТНР.

Сегодня я хотела бы познакомить вас с использованием нейропсихологических комплексов в работе с детьми с ТНР.

Почему я остановила свой выбор именно на нейропсихологической коррекции?

 В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход.

Нейропсихология – это наука о взаимосвязи психических процессов (память внимание, речь, мышление и т.д.) с работой головного мозга и его отделов.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. 

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Нейропсихологические комплексы  несут в себе наибольшую развивающую эффективность, не требуют какой-то специальной, сложной подготовки.

Как работает нейропсихологическая коррекция?

 В ходе коррекционных занятий улучшается речь, память, внимание, пространственные представления, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности.

Развивающие упражнения для детей: кому будут полезны?
- дошкольникам при подготовке к школьному обучению;
-  детям раннего возраста для общего развития мелкой моторики и когнитивных способностей;
- детям с нарушениями развития (ЗПР, ЗПРР, УО, ДЦП) для коррекции и компенсации имеющихся дефектов развития;
детям с речевыми нарушениями для развития речевых навыков; 

- взрослым людям после инсультов, травм головы и детям с нарушениями моторного планирования и сенсорной интеграции;
школьникам и подросткам для повышения общей работоспособности мозга: внимания, памяти, мыслительных процессов, заболеваний ЦНС, а также в виде профилактики возрастных изменений пластичности мозга (ухудшение памяти, внимания, мыслительных процессов);
для всех, кто хочет сделать работу своего мозга эффективнее.

 Наиболее эффективны нейроупражнения в возрасте до восьми лет — в этот период у детей активно формируются межполушарные связи и закладывается основа интеллекта. Поэтому уже с четырёх лет рекомендуется ежедневно выполнять несложные комплексы упражнений общей продолжительностью 5–10 минут, начиная с самых простых и постепенно усложняя движения.

Нейропсихологический комплекс включает в себя:

- нейроигры

-нейротаблицы

-нейродорожки

-нейрогимнастика

Преимущества использования:

- игровая форма обучения;

 - эмоциональная привлекательность;

 - многофункциональность;

- развитие мелкой и крупной моторики с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

 - активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Занятия могут выполняться ежедневно, но без принуждения. Регулярность проведения нейро игр и упражнений—   это залог быстрого достижения положительного результата в развитии и обучении ребенка, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ОВЗ. 

Эти, казалось бы, простые упражнения имеют долгосрочный эффект: те ребята, которые регулярно выполняют нейроупражнения, повзрослев, смогут лучше справляться со стрессовыми ситуациями и быстрее осваивать новые технологии и виды деятельности.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Итак, давайте с вами поиграем.

Предлагаю отгадать загадку, и вы узнаете с кем мы сегодня познакомимся.

Идет спокойно, не спеша,

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит - кто? (Черепаха)

Сейчас я предлагаю вам ненадолго стать черепашками и выполнить

Речедвигательная игра «Непослушная черепашка»

Я вам буду рассказывать стихотворение, сопровождая его движениями. Ребенок повторят слова и движения за взрослым.

Не хотела черепашка

Надевать свою рубашку.

Громко-громко топала

(громко топать 5-10 секунд)

И в ладоши хлопала.

(Громко хлопать в ладоши 50-10 секунд)

Ах, какая озорная,

Непослушная какая!

Хватит, хватит топать,

(тихо  топать 5-10 секунд)

Хватит, хватит хлопать.

(Тихо хлопать в ладоши 50-10 секунд)

Правильное дыхание дает нам возможность разговаривать, т. к. речь формируется только за счет выдоха. И у детей с недоразвитием речи, интеллекта, заиканием, нервными тиками, мышечными зажимами очень часто дыхание бывает либо сбитым, либо недостаточно активным.

Нейротаблицы-умение действовать по образцу и инструкции педагога, ребенок учится чувствовать свое тело, развитие концентрации внимания, произвольности поведение.

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Похожая и любимая всеми воспитанниками игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

«Классики для пальчиков»

Поиграем немножко в классики, но играть будем…пальчиками!

Упражнение выполняется двумя ближайшими пальчиками: большим и указательным, указательным и средним, средним  и безымянным, безымянным и мизинцем.

Установите пальчики на квадратике в начале карточки. Там, где нарисован один квадратик, вы соединяете два пальчика вместе, а там, где два-расставляете их по квадратикам. Затем повторите упражнение в обратном порядке, от начала к концу, - и так со всеми пальчиками.

«Разноцветные ладошки»

А сейчас у нас для каждого пальчика будет свой цвет. С помощью этого задания вы потренируете реакцию и цветовосприятие. Я называю цвета, а вы должны быстро положить нужные пальчики на картинку.

Нейрогимнастика с карандашом. «Ползем по лиане»

1.Берем карандаш, поворачиваем его вертикально. Удерживаем его снизу между большим и указательным пальцами обеих рук.

2.Как будто по лиане забираемся наверх карандаша, сменяя руки: сначала наверху левая, потом правая.

3.Добравшись до верха, таким же образом спускаемся вниз.

4. Проделываем каждое упражнение со всеми пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

«Зайчик, колечко, хлопок»

1.На одной руке делаем «зайчика», на другой «колечко».

2. Хлопаем в ладоши.

3.Кладем руки на стол.

4.Выполняем те же движения, что на первом этапе, но меняя положения кистей.

Заново хлопаем в ладоши, кладем их на стол и повторяем все, начиная с первого движения.

Как вы видите, вариантов игр очень много. Детям эти игры очень нравятся, при этом происходит развитие.

Собственный опыт показывает, что использование данных методик

и подобных игровых занятий приводит к положительным изменениям

в психологическом состоянии детей. Это — главное! И конечно, инте-

рес детей во время сеанса, их счастливые глаза и просветлённые лица

родителей вдохновляют на использование всё более новых техник и

методик в работе с детьми в условиях организации психологического

пространства Лекотеки.

Работа с детьми с ОВЗ – кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды.

Завершить свою статью я хотела бы словами В. А. Сухомлинского:

«Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».

Большое спасибо вам за внимание и активность, проявленную во время нашего с вами взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...

Конспект презентации "Моя педагогическая копилка" тема: "Думка- думочка".

« Думка – думочка»Этот всем известный атрибут нашего сна появился давным-давно. Первые упоминания о предметах, используемых в качестве подушки, уводят нас в далекие века до нашей эры. В Египте в древн...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в лекотеке в доме ребенка

Помощь в ориентировке воспитателей или родителей в особенностях и проблемах ренка...

Педагогическая копилка по теме самообразования «Развитие познавательных интересов детей старшего возраста с помощью интерактивного обучения»

Цель интерактивного обучения состоит в обеспечении эмоционально-личностного роста каждого ребенка, в создании комфортных условий, при которых дети активно взаимодействуют между собой и при этом каждый...