Презентация "Эмоциональное выгорание"
презентация по психологии

Эмоциональное выгорание педагога , откуда оно берется и как его предотвратить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_vygoranie.pptx1.61 МБ
Файл emotsionalnoe_vygoranie.docx39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональное выгорание педагогов Подготовила: п едагог-психолог Черепаха Е.А.

Слайд 2

Согласно определению ВОЗ , СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (BURNOUT SYNDROME) - это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является В.В. Бойко. По его мнению, эмоциональное выгорание приобретается в ходе жизнедеятельности человека .

Слайд 3

Фазы эмоционального выгорания: 1 . Напряжения 2. Резистенции 3. Истощения

Слайд 4

Интерпретация результатов 9 и менее баллов — не сложившийся симптом 10-15 баллов — складывающийся симптом 16 и более — сложившийся 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания»

Слайд 5

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени : 36 и менее баллов — фаза не сформировалась 37-60 баллов — фаза в стадии формирования 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза

Слайд 7

НАПРЯЖЕНИЕ – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью • ПЕРЕЖИВАНИЕ психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие); • НЕДОВОЛЬСТВО СОБОЙ ( недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом); «ЗАГНАННОСТЬ В ТУПИК» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность ; • ТРЕВОГА И ДЕПРЕССИЯ развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.

Слайд 8

. «РЕЗИСТЕНЦИЯ» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления . • НЕАДЕКВАТНОЕ ВЫБОРОЧНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ – не контролированное влияние настроения на профессиональные отношения; • ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОРАЛЬНАЯ ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ – развитие безразличия в профессиональных отношениях; • РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИИ ЭМОЦИЙ – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации; • РЕДУКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей

Слайд 9

. «ИСТОЩЕНИЕ» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей; Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях; • Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением .

Слайд 10

У «выгорающего» специалиста наблюдаются изменения: В ПОВЕДЕНИИ ( он часто смотрит на часы; откладывает встречи; часто опаздывает (поздно приходит и рано уходит); утрачивает творческий подход к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения становятся меньше; уединяется и избегает коллег; увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); теряет способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям; у него усиливается сопротивление выходу на работу В ЧУВСТВАХ (утрата чувства юмора или юмор висельника; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение, как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; )

Слайд 11

У «выгорающего» специалиста наблюдаются изменения: В МЫШЛЕНИИ ( все более упорные мысли о том, чтобы оставить работу; снижение способности сконцентрировать внимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиление подозрительности и недоверчивости; циничное, порицающее отношение к окружающим; менталитет жертвы; озабоченность собственными потребностями и личным выживанием); В ЗДОРОВЬЕ: нарушенный сон; частые, длительно текущие незначительные недуги; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; утомляемость и истощение в течение целого дня; ускорение нарушений психического и соматического здоровья.

Слайд 14

Способы профилактики и устранения эмоционального выгорания: 1 . Цели. Обозначьте свои цели на длительный и короткий период. Краткосрочные цели и их достижение будет повышать мотивацию к двигать вперед к долгосрочным целям. Определение целей в работе и частной жизни поможет сбалансировать жизнь и предотвратить выгорание. Обдуманно распределяйте свою нагрузку, не перегружайте себя задачами, оценивайте реально свои возможности в текущем моменте, это позволит ставить реалистичные и достижимые цели . 2. Общение. Делитесь своими чувствами и ощущениями с другими: близкими, родственниками, друзьями, получайте социальную поддержку. Находите разные интересы в личной и общественной сферах жизни. 3. Перерывы. Планируйте отдых от работы и иных нагрузок также, как планируете другие важные дела. Находите время для заботы о себе: слушайте любимую музыку, смотреть фильмы, рисуйте, танцуйте, создавайте поделки. 4. Навыки саморегуляции . Использование приемов релаксации, техник диафрагмального дыхания, положительной внутренней речи способствует уменьшению тревоги и стресса, ведущих к выгоранию. Осваивайте навыки ролевого поведения, навыки по избавлению от нездорового чувства перфекционизма , навыки проигрывать без самобичевания и обесценивания – это способы предотвратить выгорание. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины.

Слайд 15

Способы профилактики и устранения эмоционального выгорания 5. Физическая нагрузка . Тело и психика связаны. Хронический стресс воздействует на организм человека, разрушая его, поэтому любые физические активности благоприятствуют психической устойчивости. Переключайтесь с одного вида деятельности на другой: позанимались умственным трудом, затем погрузились в физическую активность. Физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса. 6. Минимизация или отказ от вредных привычек неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют симптоматику ) 7. Контакт с живой природой. Прогулки в парке, нахождение возле водоемов, наблюдение за животными переключают от рутинных процессов и наполняют энергией.

Слайд 16

ПРАКТИКА «ДЫХАНИЕ РЕКИ» Заведите таймер на телефоне на 15 минут. Примите удобную позу (сидя, лежа) и начните дышать, делая вдох и выдох через нос. На вдохе мысленно произносите слово «вдох», на выдохе – слово «выдох». Всё внимание сфокусируйте на вдохе и выдохе: прочувствуйте температуру вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, ощутите расширение грудной клетки и живота. Возможно, будут появляться мысли, звуки, образы, не нужно с ними бороться, просто выдыхайте их и отпускайте, возвращаясь к наблюдению за дыханием. Представьте, что приходящие мысли, звуки, образы - это листья, плывущие по реке, и течение уносит их вдаль. В результате практики появится спокойствие ума, расслабление тела, прилив энергии. Эту практику можно делать в любом в любом месте, в этом её преимущество.

Слайд 18

« Неудач не существует, а существуют лишь уроки, которые мы из них извлекаем!» Робин Шарм .

Слайд 20

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

МБДОУ Центр развития ребенка- Детский сад №2 « Жемчужинка»

Консультация: «Эмоциональное выгорание педагогов»

Подготовила: педагог-психолог Черепаха Екатерина Андреевна

[Введите имя автора]

2024 год


Педагог — одна из самых уязвимых профессий с точки зрения эмоционального выгорания. Работа педагога требует постоянной отдачи, дети непрерывно проверяют психику на прочность, а давление родителей лишь усложняет ситуацию. В какой-то момент происходит надлом: педагог понимает, что дошёл до черты, за которой маячит лишь увольнение по собственному желанию, просто потому что сил больше нет.

Это и есть эмоциональное выгорание – ощущение, что ты окончательно выжат, работа бессмысленна, все вокруг раздражают, а подъёмы по утрам теперь сравнимы с каторгой. К счастью, существуют способы, благодаря которым можно вновь вернуться к профессиональной жизни и почувствовать удовольствие от  некогда родного дела.

Согласно определению ВОЗ, синдром профессионального выгорания (burnout syndrome) - это физическое, эмоциональное или мотивационное 5 истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям,

 Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи .Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является В.В. Бойко. По его мнению, эмоциональное выгорание приобретается в ходе жизнедеятельности человека.

Эмоциональное выгорание В.В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия. Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Само по себе выгорание, таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными – его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности.

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживании кризисного состояния: чувствах беспомощности, безнадежности. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. В физическом отношении специалист постоянно чувствует усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у него падает работоспособность, и появляются различные симптомы физических недомоганий. Соблюдение дистанции при наступлении выгорания помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечься от излишних напряжений. Но незаметно такая «броня» становится настолько толстой, что ни одно чувство не проникает сквозь нее. Эмоциональное выгорание начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, учеников. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Постепенно нарастает недовольство собой, уменьшается чувство личной успешности, развиваются безразличие и апатия, уменьшается ощущение ценности своей деятельности.

Психолог Фрейденберг описывает "сгорающих" как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми  идеями (фанатичные), "пламенных" и легко солидаризирующихся. Маскер пополняет этот список "авторитаризмом" (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии.

 В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств  профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности . Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе "руководитель - подчиненный", так и между коллегами.

Синдром эмоционального выгорания возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.

Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы "эмоционального выгорания" и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: "напряжения", "резистенции", "истощения". Оперируя  смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.  Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три фазы "эмоционального выгорания": напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов. В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты: Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования выраженности симптома. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания - сумма всех двенадцати симптомов

Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоциональною выгорания" Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов.  В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

 какие симптомы доминируют;

  какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

 объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

 какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности

  каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

  какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Теория для интерпретации

В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

 1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью.

Проявляется в таких симптомах:

 • переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);

• недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);

 • «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;

• тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.

2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.

Проявляется в таких симптомах:

• Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – не контролированное влияние настроения на профессиональные отношения;

• Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;

• Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;

 • Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.

3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений.

 Проявляется в таких симптомах:

• Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;

• Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;

• Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;

• Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.

В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «эмоционального выгорания», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно отметить, что он предопределяет собой личностную деформацию. Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер.

 У «выгорающего» специалиста наблюдаются изменения:

– в поведении (он часто смотрит на часы; откладывает встречи; часто опаздывает (поздно приходит и рано уходит); утрачивает творческий подход к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения становятся меньше; уединяется и избегает коллег;  увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); теряет способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям; у него усиливается сопротивление выходу на работу

– в чувствах (утрата чувства юмора или юмор висельника; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение, как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; )

– в мышлении (все более упорные мысли о том, чтобы оставить работу; снижение способности сконцентрировать внимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиление подозрительности и недоверчивости; циничное, порицающее отношение к окружающим; менталитет жертвы; озабоченность собственными потребностями и личным выживанием);

 – в здоровье: нарушенный сон; частые, длительно текущие незначительные недуги; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; утомляемость и истощение в течение целого дня; ускорение нарушений психического и соматического здоровья.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сфере жизни. В настоящее время синдром эмоционального выгорания имеет иагностический статус в Международной классификации болезней  (МКБ10: Z73 – Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).

Исследование показало, что у большинства педагогов сформирована фаза резистенции, симптомы которой отражают сформированность защитных механизмов, механизмов сопротивления психотравмирующим воздействиям, при этом сформированность данных симптомов деформирует личность профессионала. Характерными является "эмоциональная тупость", неадекватность эмоциональных реакций, формальное отношение к своим обязанностям, педагог как бы принимает позицию "ничего личного". Исследование не выявило преобладание среди  коллектива работников со сформированной фазой истощения, что говорит о высокой сопротивляемости стрессу ( единичные случаи)

Как выйти из эмоционального выгорания?

Эмоциональное выгорание – не временное явление, это истощение нервной системы, которое основано на нашем субъективном отношении к ситуации, к окружающему миру. И пока это отношение не измениться, эмоциональное истощение и деформация личности будет прогрессировать.

Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому педагогу. Соблюдая следующие рекомендации, возможно не только предотвратить возникновение синдрома, но и достичь снижения степени его выраженности:

определение краткосрочных и долгосрочных целей; использование «тайм-аутов» (отдых от работы); овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь); профессиональное развитие и самосовершенствование (курсы повышения квалификации, конференции и пр. ); уход от ненужной конкуренции; эмоциональное общение; поддержание хорошей физической формы (неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют симптоматику).

Способы профилактики и устранения эмоционального выгорания:

1. Цели.

Обозначьте свои цели на длительный и короткий период. Краткосрочные цели и их достижение будет повышать мотивацию к двигать вперед к долгосрочным целям. Определение целей в работе и частной жизни поможет сбалансировать жизнь и предотвратить выгорание. Обдуманно распределяйте свою нагрузку, не перегружайте себя задачами, оценивайте реально свои возможности в текущем моменте, это позволит ставить реалистичные и достижимые цели.

2. Общение.

Делитесь своими чувствами и ощущениями с другими: близкими, родственниками, друзьями, получайте социальную поддержку. Находите разные интересы в личной и общественной сферах жизни.

3. Перерывы.

Планируйте отдых от работы и иных нагрузок также, как планируете другие важные дела. Находите время для заботы о себе: слушайте любимую музыку, смотреть фильмы, рисуйте, танцуйте, создавайте поделки.

4. Навыки саморегуляции.

Использование приемов релаксации, техник диафрагмального дыхания, идеомоторных актов, положительной внутренней речи способствует уменьшению тревоги и стресса, ведущих к выгоранию. Осваивайте навыки ролевого поведения, навыки по избавлению от нездорового чувства перфекционизма, навыки проигрывать без самобичевания и обесценивания – это способы предотвратить выгорание. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины.

5. Физическая нагрузка.

Тело и психика связаны. Хронический стресс воздействует на организм человека, разрушая его, поэтому любые физические активности благоприятствуют психической устойчивости.

Переключайтесь с одного вида деятельности на другой: позанимались умственным трудом, затем погрузились в физическую активность. Физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса.

6. Минимизация или отказ от вредных привычек. Без комментариев.

7. Контакт с живой природой.

Прогулки в парке, нахождение возле водоемов, наблюдение за животными переключают от рутинных процессов и наполняют энергией.

Справиться с эмоциональным выгоранием помогут дыхательные практики. Ниже привожу одну из самых эффективных.

ПРАКТИКА «ДЫХАНИЕ РЕКИ»

Заведите таймер на телефоне на 15 минут. Примите удобную позу (сидя, лежа) и начните дышать, делая вдох и выдох через нос. На вдохе мысленно произносите слово «вдох», на выдохе – слово «выдох».Всё внимание сфокусируйте на вдохе и выдохе: прочувствуйте температуру вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, ощутите расширение грудной клетки и живота.Возможно, будут появляться мысли, звуки, образы, не нужно с ними бороться, просто выдыхайте их и отпускайте, возвращаясь к наблюдению за дыханием. Представьте, что приходящие мысли, звуки, образы - это листья, плывущие по реке, и течение уносит их вдаль.В результате практики появится спокойствие ума, расслабление тела, прилив энергии.Эту практику можно делать в любом в любом месте, в этом её преимущество.

В завершение интересно обозначить экзистенциальный подход в психологии, который рассматривает эмоциональное выгорание как особую форму экзистенциального вакуума (страдание от чувства пустоты и отсутствия смысла). Смысл зависит от того, ощущает ли человек ценность в том, что он делает или это пустое дело лично для него. Нередко в качестве смыслов человек обозначает те, которые популяризируются в обществе, но не имеют никакого отношения к личному смыслу человека: успешная карьера, признание окружающих, высокий уровень дохода, идеальная внешность и т.д. Иными словами, если то, что я делаю вызывает у меня радость, наполненность, даёт мне энергию и для меня лично это важно и интересно, то выгорания не происходит даже при длительной эмоциональной нагрузке.

Кроме этого, давайте расширим восприятие вопроса и попытаемся осмыслить синдром выгорания с другой стороны – как благо, необходимость. Так как он может стать той стеной, преградой, с которой нужно столкнуться, чтобы не продолжать двигаться и жить так как живем. И в этом случае, выгорание может быть импульсом и уникальной возможностью пересмотреть свои цели, стратегии поведения и их изменить.

Первое задание из нашего курса по выходу из эмоционального выгорания нарисовать свое « Колесо баланса» и прописать, как наладить колесо в тех сферах, где есть недостаток.

            Чтобы составить колесо баланса жизни, следуйте этим шагам:

  1. Начертите или распечатайте круг и разделите его на части (от 8 до 16). Назовите их. Каждый сектор разделите на 10 делений, где 1 — это минимальное удовлетворение, а 10 — максимальное удовлетворение.
  2. Представьте, что для вас является идеалом в каждой сфере.
  3. Оцените каждый сектор по шкале от 1 до 10 так, как вы ощущаете его сейчас относительно идеала.
  4. Выпишите отдельно секторы с самыми низкими баллами. Проанализируйте, почему в этом списке оказались именно они, и что вы можете с этим сделать.

Чтобы сделать колесо баланса максимально эффективным, следуйте этим рекомендациям:

— Будьте гибкими. Не стоит жестко придерживаться равномерного распределения между всеми сферами жизни.
— Регулярно обновляйте колесо баланса. Это инструмент, который может меняться с течением времени.
— Переоценивайте свои приоритеты и ценности, и, при необходимости, корректируйте вашу картину баланса.
— Слушайте себя. Важно учитывать свои собственные потребности и желания, а не стремиться идеально соответствовать каким-то внешним стандартам баланса.
— Будьте терпимы к себе. Иногда жизнь приносит неожиданные события и вызовы. Воспринимайте дисбаланс не как неудачу, а как часть жизни, которой можно управлять и с которой можно учиться справляться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей....

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...