Статья на тему: «Использование нейропсихологических игр и упражнений как средства коррекции несформированности психологических процессов у дошкольников с ОВЗ»
статья по психологии

 «Использование нейропсихологических игр и упражнений как средства коррекции несформированности психологических процессов у дошкольников   с ОВЗ»

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специализированной помощи. Поиск наиболее эффективных методов помощи таким  детям является актуальной проблемой современной педагогики, психологии и дефектологии.

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей,  при условии правильной организации этой технологии.

Что же такое нейрокоррекция?

Нейрокоррекция - это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем обучаться и контролировать свое поведение.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

Статья на тему:

«Использование нейропсихологических игр и упражнений как средства коррекции несформированности психологических процессов у дошкольников   с ОВЗ»

Подготовила:

Педагог-психолог Бусарова Ю.А.

г.о.г. Арзамас, 2024 г.

 «Использование нейропсихологических игр и упражнений как средства коррекции несформированности психологических процессов у дошкольников   с ОВЗ»

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специализированной помощи. Поиск наиболее эффективных методов помощи таким  детям является актуальной проблемой современной педагогики, психологии и дефектологии.

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей,  при условии правильной организации этой технологии.

Что же такое нейрокоррекция?

Нейрокоррекция - это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем обучаться и контролировать свое поведение.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.

 Цели нейропсихологической коррекции:

  • развитие высших психических функций;
  • функциональная активация подкорковых образований мозга;
  • обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
  • стабилизация межполушарного взаимодействия;
  • обеспечение  регуляции, программирования и контроля психической деятельности.

Нейропсихологическая  коррекция  предполагает  включение  различных видов упражнений:

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения - растяжки;
  • глазодвигательные упражнения;
  • упражнения для артикуляционного аппарата;
  • упражнения для развития мелкой моторики рук;
  • упражнения релаксационные;
  • упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
  • упражнения с правилами и т.д.

Нейропсихологические упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях как эпилепсия и психические расстройства.

С особой осторожностью упражнения следует выполнять детям с дисплазией соединительной ткани, с сердечной недостаточностью и бронхиальной астмой.

Наш детский сад посещают дети с различными нозологиями – это дети с ЗПР, УО, ДЦП, ТМНР, РАС, а также нормотипичные дети. И с каждой категорией детей возможно применение нейропсихологических игр и упражнений.  Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые мы используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях  с детьми.

С детьми сложных нозологий  (УО, ТМНР И РАС) работу начинаем с игры «По дорожкам мы идем».  При прохождении по нейродорожкам важно, чтобы все движения выполнялись синхронно, если у ребёнка одна рука обгоняет вторую, то педагогу нужно ее придерживать. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.

Затем берем игру «Покажи одновременно»

Ребёнку предлагается карточка, разделённая горизонтальной линией посередине. На каждой половине в хаотичном порядке нарисованы парные предметы, один предмет из пары на правой половине, другой на левой половине листа. Ребёнку надо найти и показать одновременно двумя руками два одинаковых предмета (либо закрыть их фишками).

Далее используем упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Кулак-ладонь», «Блинчики», «Лягушка». Эти упражнения тонизируют, бодрят, снимают усталость, развивают внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.

С детьми с ЗПР усвоив эти игры, даем усложнение. На левую руку ребенка одеваем маркер (цветная резинка). Таким образом, ребенок получает основу представлений о своем теле. Он легко запоминает, что слева на руке у него надета резинка. Начинать занятия лучше индивидуально. Когда ребенок немного привыкнет, можно вводить его в групповые игры. Если сразу начать заниматься в группе, ребенку сложно сосредоточиться, он смотрит на других детей и копирует их ошибки.

 Упражнение «Робот». Дети с удовольствием играют в эту игру. Ребенок вроде как сам становится роботом и выполняет заданные ему команды. Педагог командует: «левая рука вверх, правая вперед, два шага вперед, один шаг вправо и так далее». Все команды должны задаваться постепенно, чтобы ребенок не запутался и не стал нервничать, очень важно, чтобы ребенок усвоил успех выполнения команд. Подобные упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок наблюдал, как он выполняет упражнения и двигается, как робот. Через 2-3 занятия ребенок усвоит, где лево и право и будет выполнять все команды четко. Выполнять упражнения нужно не более15 минут, чтобы ребенок не устал и у него не исчез интерес.

Игра  «Фотограф». Взрослый превращается в капризного фотографа, который никак не может рассадить игрушки, чтобы сделать фото. В этом случае к игре привлекают ребенка и просят рассадить игрушки правильно: зайку справа от медведя, слона слева от куклы, построить за игрушками пирамидку из кубиков. Перед игрушками выложить коврик из пазлов. Сделав фото, можно изменить положение игрушек. После на компьютере рассматривая фото, можно спросить у ребенка, где какая игрушка находится.

Игра «Веселые человечки».  Сначала педагог сам показывает позу, дети повторяют. Затем педагог показывает карточку-схему, ребята копируют позы человечков. Все это помогает детям формировать схему тела и является базой для развития более сложных пространственных представлений. Игру можно использовать и в работе за столом  - дети копируют позы человечков, используя карточки-схемы, выкладывая их из палочек.

 С ребятами с ЗПР используем глазодвигательные упражнения. Они помогают расширить объём зрительного восприятия, тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление. Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развешиваем  на стене картинки. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом. Картинки меняем в зависимости от лексической  темы. Также можно использовать офтальмотренажеры.

Часто на занятиях используем коммуникативные упражнения,  направленные на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя,  лучшему пониманию друг друга.

Например, Игра «Сороконожка».  Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде педагога «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, обходит препятствия и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».

Игра «Запретное движение». Педагог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

В свободной деятельности используем нейротренажеры, изготовленные своими руками, чтобы в течение дня дети работали с ними самостоятельно,  либо с незначительным контролем взрослого.

Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе, является признанным эффективным видом психологической помощи, благодаря которой, дети справляются с трудностями в учебе и общении, которые связаны с особенностями индивидуального развития психических функций.

Нейропсихологический подход помогает преодолеть:

  • снижение общей работоспособности;
  • повышенную утомляемость;
  • рассеянность;
  • нарушение мыслительной деятельности;
  • снижение функции внимания и памяти;
  • несформированность пространственных представлений;
  • недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Это игровая и в то же время здоровьесберегающая технология может скорректировать нарушенные психические процессы и эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Правильное использование нейропсихологических игр и занятий не осознаются ребенком как упражнения, они легко не только помогут подготовить ребенка к школе, но и встроятся в повседневную жизнь.

Для более действенной и эффективной коррекционно-развивающей работы мы используем дополнительно к нейропсихологическим упражнениям (о которых говорила моя коллега Алла Викторовна) методическое пособие С.В. Курдюковой, А.В. Сунцовой «Формируем самоконтроль с нейропсихологом»

Оно содержит само методическое пособие и комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Использовать игры можно как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста в группах общеобразовательных и инклюзивных; как отельные игры, так и в контексте образовательных программ для привлечения внимания детей с особенностями развития, снятию утомляемости и повышению работоспособности. Более наглядно можно посмотреть на слайде.

Дети с недостаточно сформированной произвольностью даже при хорошем уровне интеллектуального развития могут оказаться неуспешными в школьном обучении, да и в жизни в целом.

Внешне трудности программирования и контроля могут проявляться по-разному. Одни дети гиперактивны, неусидчивы, несдержанны и импульсивны в действиях. Другие, наоборот, медлительны, вялы, рассеянны и непоследовательны. И тех, и других объединяет неумение следовать правилам, организовать себя, сконцентрироваться на определенной задаче и переключать внимание с одной задачи на другую.

При работе с нейропсихологическими играми для развития самоконтроля важно соблюдать следующие этапы выполнения действия:

  1. Этап совместного пошагового выполнения действий по речевой инструкции взрослого, где взрослый обеспечивает пошаговый контроль. Таким образом, здесь и программа, и контроль в руках взрослого.
  2. Этап совместного пошагового выполнения действия по наглядной программе – взрослый организует следование программе и контрольные действия ребенка: сличение результата с программой. Программирование и контроль разделяются между взрослым и ребенком.
  3. Этап совместного выполнения действия по наглядной программе с переходом от пошагового выполнения программы к более свернутым формам. Программирование и контроль все еще разделены между взрослым и ребенком, но доля ответственности взрослого сокращается.
  4. Этап самостоятельного выполнения действия ребенком по внутренней программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях. Ребенок самостоятельно выполняет действие и осуществляет контроль. Взрослый наблюдает за тем, обращается ли ребенок при затруднениях к наглядной программе, и при необходимости напоминает ему об этом.
  5. Этап самостоятельного выполнения действия по внутренней программе или ее применение в новых условиях. Ребенок самостоятельно выполняет действие и при необходимости может применить усвоенную программу в новых условиях и на новом материале. Взрослый наблюдает за выполнением и проверяет возможность применения программы к новым условиям.

Сейчас мы вас познакомим с играми, которыми мы пользуемся в практической деятельности.

Групповая (подгрупповая) работа «Ракета на взлет».

  • Задача ребенка в этом упражнении – постепенно подняться из положения «на корточках».

21– слайд «Акула тигр»

  • Разделить пространство пола на 2 части: одна сторона берег, другая море.
  • Можно положить на пол картинки из комплекта, чтобы ребенок не перепутал (на берегу будет изображение тигра, а на море – акулы).
  • Задача ребенка на слово «акула» прыгнуть на берег, а на слово «тигр» прыгнуть в море.
  • Три счетные палочки или три жетона у ребенка на начало игры, если ошибся - жетон забираем, если жетонов не осталось – ребенок выбывает из игры
  • Усложнение: выполнять задание вместе с детьми, но иногда совершать ошибки.

 «Букет для мамы».

  • Задача детей – хлопать в ладоши, услышав заданный звук, например «Р» (таким образом они «собирают» ромашки для мамы)
  • За правильный хлопок – получают очко, за ошибку теряет.
  • Усложнение: хлопать столько раз, сколько заданных звуков в слове, например в слове «ребро» два звука «Р» - два хлопка.

 «Зарядка крамбликов»

  • Читайте вслух текст, в котором перечисляются названия предметов, если предмет можно взять в руки – присесть, если предмет большой и в руки взять нельзя – встать.
  • Задача ребенка      - без ошибок реагировать на названия предметов.
  • Можно начислять очки, за ошибку снимать их.
  • Усложнение: выполняйте движение вместе с ребенком и пытаться его запутать.

 «Бабочка»

  • Вырезать бабочки и игровое поле из комплекта
  • Задача ребенка –следить за перемещением бабочки и хлопнуть в ладоши, как только она должна покинуть поле.
  • Маршрут передвижения бабочки сообщаем мы, учитывая правила.
  • Упрощение: на первом этапе можно передвигать бабочку.
  • Следующий этап – передвигать глазами.
  • Усложнение: «бабочка стала не послушная и делает все наоборот» (говорим вправо, глазами передвигаем влево).

 «Помощник тайного агента»

  • Взять лист из комплекта (можно сделать его самостоятельно)
  • Задача ребенка – обводить цифру 7 в кружок, а цифру 2 – зачеркнуть. Хлопок - провести вертикальную черту и поменять способ выделения цифр (7 - зачеркнуть, 2 – обвести в кружок).
  • Работаем последовательно со строки на строку.

Помните, что занятия должны вызывать у ребенка положительные эмоции. Превратите все занятия в игру! Не перегружайте ребенка заданиями. При первых признаках утомления лучше прервать занятие. Ориентируйтесь на личностные особенности ребенка и обязательно хвалите его за старание.

Список литературы:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.

2. Корсакова Н. К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.

3. Курдюкова С.В., Сунцова А.В. «Формируем самоконтроль с нейропсихологом», методическое пособие, 2022г.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

Интернет - ресурсы

Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/

Лынская М.И.  "Нейропсихологические упражнения в структуре занятий логопеда с дошкольниками . [ электронный ресурс]: https://lynskaya.ru/blog/659606 

Муханова Н.А. Использование нейропсихологического подхода при подготовке к школе (5-7лет). [электронный ресурс]: https://logopedprofiportal.ru/pl/teach/control/lesson/view?id=51291899&editMode=0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «СИСТЕМА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА».

Оглавление Ι Информационно-справочный раздел ΙΙ  Технология опыта2.1.Актуальность2.2 Современный взгляд на проблему бронхиальной астмы2.3. Понятие речевого дыхания и его особеннос...

« Игра как средство коррекции фонетико-фонематических процессов у дошкольников»

Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные нарушения речи.Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это...

Нейропсихологические упражнения как средство коррекции недостатков развития детей с ОВЗ в образовательном процессе МБДОУ

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной  педагогики, дефектологии и психологии....

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...