Статья на тему: "Использование пальчиковых игр на логопедических занятиях как средство речевого развития дошкольника"
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад № 5 Петроградского района Санкт-Петербурга
Статья на тему: «Использование пальчиковых игр на логопедических занятиях как средство речевого развития дошкольника»
Учитель-логопед:
Демихова Валерия Олеговна
Санкт-Петербург
2021
Современное общество все чаще сталкивается с проблемой развитием своевременной и грамотной речи детей. И с каждым годом проблема полноценного развития детей становится все более актуальной, т.к. все чаще встречаются какие-либо ложности и особенности в здоровье и развитии, которые «тянут» за собой и другие сложности в развитии, социализации и адаптации ребенка к современному обществу.
Грамотная и понятная речь это, в первую очередь, успешная социализация ребенка в обществе, адаптация к детскому саду и школе. Трудности в речевом развитии негативно влияют на все сферы жизни ребенка.
Развитие мелкой моторики имеет важное значение в работе логопеда при коррекции проблем речевого развития. Ее развитие помогает в интеллектуальном и психофизическом развитием ребенка, развивает его творческие возможности, память, восприятие, мышление, внимание.
Недостаточное развитие общей и мелкой моторики приводит к задержке развития ребёнка, к проблемам во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, проблемам с речью.
Также отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.
Во многих страна мира упражнения с участием рук часто применялись для гармонизации тела и разума и использовались начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях в виде пальчиковой гимнастики: Китай, Япония, Индия, Египет и др.
Использование пальчиковых игр на логопедических занятиях это самый надежный путь развить у ребенка речь и моторику. Они развивают кисти рук и установки речи. Хорошо развитая работа рук является основой для связности будущей речи, развития точных действий пальцев ладони, а также работы мозга.
Методика пальчиковых игр может быть разнообразной: это могут быть считалочки, игры на внимательность, развитие памяти. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует артикуляции слогов. Существует огромное количество упражнений на развитие мелкой моторики рук. При проведении пальчиковых игр в дошкольном возрасте необходимо это делать в игровой форме.
Виды пальчиковых игр:
- Игры с пальчиками
- Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками
- Пальчиковые игры со скороговорками
- Пальчиковые игры стихами
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- Пальчиковый алфавит
- Пальчиковый театр
- Театр теней
Упражнения можно условно разделить на три группы.
1. Упражнения для кистей рук.
- развивают подражательную способность;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
2. Условно статические упражнения
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3. Динамические упражнения
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Характеристики пальчиковых игр:
- Универсальность – можно играть везде,
- Кратковременность 2-5 минут,
- Активный телесный контакт
- Невербальное общение
- Постепенное усложнение
Таким образом, пальчиковые игры являются универсальным средством развития ребенка. Также они помогают не только снять стресс не только из рук, но и расслабить мышцы всего тела.
А. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются хорошим средством развития мозговой деятельности.
Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Использование музыкальных пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности как средство речевого развития дошкольников с ОВЗ
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с музыкальными пальчиковыми играми, используемыми в непосредственно образовательной деятельности....
Логопедические игровые тренинги как средство речевого развития дошкольников
В методической разработке представлены логопедические игровые тренинги для использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Игротренинг – это комбинация игровых упражнений, при помощи к...
статья для журнала "Лего конструирование, как средство речевого развития дошкольников"
статья для журнала "Вопросы педагогики"...
Статья: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития дошкольников
С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном прочтении стихотворени...
Логопедические игровые тренинги как средство речевого развития дошкольников
Аннотация к статье «Логопедические игровые тренинги как средство речевого развития дошкольников»В данной статье представлен опыт работы учителя – логопеда и воспитателя группы ...
Статья на тему: «Нейрогимнастика как средство речевого развития дошкольников»
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась...