статья для журнала "Лего конструирование, как средство речевого развития дошкольников"
статья по развитию речи

статья для журнала "Вопросы педагогики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sbornika.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Чукманцева Ю.М

воспитатель МАДОУ № 35 (г. Нижнекамск)

ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы речевого развития дошкольников в современном мире, а так же их решение посредством Лего конструирования.

Ключевые слова: Лего конструирование, речевое развитие, дошкольник.

Keywords: Lego designing, speech development, preschooler.

Речь - одно из важнейших свойств человека, главное орудие мышления и основное средство общения между людьми. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. В настоящее время, «время прогресса», инноваций, взрослые очень заняты, и не могут уделять детям должного внимания, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле –, аудио –, и видеотехнику). Для того, чтобы развивать речь ребенка, с ним почаще надо играть.

Конструктор Лего на сегодняшний день незаменимый материал для игр занятий с детьми, как дома с родителями, так и в дошкольном учреждении. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается: память, внимательность, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, познавательная активность и эмоционально - волевая сфера. Конструктивная деятельность, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста, способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет уберечь от излишнего дидактизма, утомления, активизирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д). Так же она способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Во время игры с конструктором Лего включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. 

Применение Лего конструирования в работе с детьми позволяет решать следующие задачи речевого развития:

- Развитие словаря и его обогащение,

- Закрепление (автоматизации) звуков в ходе игры,

- Формирование и развитие грамматической составляющей речи,

- Развитие связной речи,

- Развитие коммуникативных навыков,

Обогащение и активизация словаря:

В процессе работы дети используют разные детали Лего конструктора, запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей. Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.

Например, во время работы по теме «Транспорт» дети знакомятся с разными видами транспорта, назначением машины МЧС, «Скорой помощи» и других машин специального назначения.

В процессе работы с детьми по теме «Мебель» можно обыграть ситуацию «Семья переезжает на новую квартиру», в которой дети учатся называть новые предметы мебели, повторяют те, которые уже знают.

Связная речь:

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ, более развёрнутым и логичным. В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом. Воспитатель придумывает сказки и загадки про животных, обыгрывает их совместно с детьми, затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки. 

О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. А своих героев дети наделяют теми качествами, которыми они хотят. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности, а сама игра создаёт условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребёнка.

Звуковая культура речи:

 При постановке звука, используя ЛЕГО, можно несколько скрасить монотонность попыток проговаривания звука, некоторые неприятные ощущения у детей. Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л»), пчелкой («ж») и т.д.

Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие.

Развитие коммуникативных навыков:

Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков: беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагога, и, естественно, сами их задают. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.

Список литературы:

1. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu

2. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu

3. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование как средство интеллектуального развития дошкольников

В настоящее время особое внимание уделяют детскому конструированию. В современных программах по дошкольному воспитанию конструктивная деятельность рассматривается как одна из ведущих....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Детское конструирование, как средство интеллектуального развития дошкольников

Конструирование - (от латинского «соnstruerе») означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование – это один из в...

LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрены основные преимущества LEGO в отличие от других конструкторов и игр, возможности, которые дает LEGO-конструирование в решении множества образовательных задач в соответствии с требо...

Статья: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития дошкольников

       С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном прочтении  стихотворени...

Проект в средней группе "Конструирование как средство всестороннего развития дошкольников"

Проект "Конструирование как средство всестороннего развития дошкольников" ...