Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся. 1. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса
статья по психологии

Ирина Александровна Прохорова

Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся.

1. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

Зная индивидуальные особенности личности каждого дошкольника, опираясь на эти знания, педагог-психолог может строить работу более эффективно, добиваться высокой мотивации поступков, а, следовательно, достигать качественного результата, определяя общий уровень развития и воспитанности, прогнозирования развития личности. Педагогу необходимо знать интересы и увлечения своих воспитанников, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности дошкольников, свойства их памяти, склонности и интересы. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т. д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Основные методы и приемы изучения личности дошкольника, которые я использовала: анализ документации, наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, педагогический консилиум и др.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа, как с самим ребенком, так и с взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание ее разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребенка и взрослого. Педагогическое наблюдение дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности, оно является основным в системе организации воспитания. Оно предусматривает констатацию следующих свойств и качеств личности:

- умение самостоятельно организовать и спланировать свою деятельность;

- способность творчески подходить к выполнению того или иного задания;

- увлеченность процессом труда, игры и т.д;

- критическое отношение к результатам своей деятельности (стремление достичь наилучших результатов в работе).

Таким образом, основной целью обучения становится раскрытие индивидуальных особенностей дошкольника, признание его своеобразности, формирование его как творческой личности. Наиболее важным результатом обучения становится не просто получение определенных знаний, а умение их извлекать из потока информации. Для развития этого умения педагог-психолог должен знать, какие стратегии предпочитает использовать ребенок-дошкольник при восприятии и переработке информации, как эти стратегии сопоставляются с его собственными предпочтениями. В связи с этим педагог должен знать индивидуальные особенности ученика, оказывающие воздействие на процесс образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdel_3.docx13.8 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся.

1. Учет индивидуальных особенностей, обучающихся в построении образовательного процесса

Зная индивидуальные особенности личности каждого дошкольника, опираясь на эти знания, педагог-психолог может строить работу более эффективно, добиваться высокой мотивации поступков, а, следовательно, достигать качественного результата, определяя общий уровень развития и воспитанности, прогнозирования развития личности. Педагогу необходимо знать интересы и увлечения своих воспитанников, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности дошкольников, свойства их памяти, склонности и интересы. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т. д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Основные методы и приемы изучения личности дошкольника, которые я использовала: анализ документации, наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, педагогический консилиум и др.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа, как с самим ребенком, так и с взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание ее разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребенка и взрослого. Педагогическое наблюдение дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности, оно является основным в системе организации воспитания. Оно предусматривает констатацию следующих свойств и качеств личности:

- умение самостоятельно организовать и спланировать свою деятельность;

- способность творчески подходить к выполнению того или иного задания;

- увлеченность процессом труда, игры и т.д;

- критическое отношение к результатам своей деятельности (стремление достичь наилучших результатов в работе).

Таким образом, основной целью обучения становится раскрытие индивидуальных особенностей дошкольника, признание его своеобразности, формирование его как творческой личности. Наиболее важным результатом обучения становится не просто получение определенных знаний, а умение их извлекать из потока информации. Для развития этого умения педагог-психолог должен знать, какие стратегии предпочитает использовать ребенок-дошкольник при восприятии и переработке информации, как эти стратегии сопоставляются с его собственными предпочтениями. В связи с этим педагог должен знать индивидуальные особенности ученика, оказывающие воздействие на процесс образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

 При построении образовательного процесса, в ходе определения образовательных технологий осуществляю учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, требований ФГОС ДО. В ходе...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Основное содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое и коррекционное. Помимо традиционн...

3.1.Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения.

1. Индивидуально-образовательный маршрут 2022-2023уч.г.(см. ниже)2. Индивидуально-образовательный маршрут 2023-2024уч.г.(см. ниже)3. Количественный мониторинг общего и речевого развития дете...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного  процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся...