Значение игр в период адаптации детей в детском саду
статья по психологии

Бикташева Галина Алексеевна

Рассматривается актуальный вопрос об адаптации ребенка к новым для него условиям среды в детском саду, которые являются для него тяжелым и болезненным процессом, сопровождающийся рядом негативных изменений в детском организме, затрагивающий все его уровни, и нередко, приводящий к стрессу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение игр в период адаптации детей в детском саду

Бикташева Галина Алексеевна

МАДОУ №21 «Детский сад комбинированного вида» г.Кемерово

Аннотация: рассматривается актуальный вопрос об адаптации ребенка к новым для него условиям среды в детском саду, которые являются для него тяжелым и болезненным процессом, сопровождающийся рядом негативных изменений в детском организме, затрагивающий все его уровни, и нередко, приводящий к стрессу. Практическая значимость заключаются в том, что в нем сконцентрирован опыт работы по организации игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов в моделях «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок» и способствующей сглаживанию процесса адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад.

Ключевые слова: адаптация, дошкольники, игровые технологии, эмоциональное напряжение, совместная игра.

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка раннего возраста детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Ранний дошкольный возраст – чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, когда происходит закладка фундамента его личности.

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действиях, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всего выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Игры, используемые в работе, подбираются с учетом возрастных возможностей детей, с учетом использования их в повседневной жизни. Игры направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является:

- осознание собственных чувств и переживаний;

- развитие интереса к сверстникам;

- развития умения действовать согласованно.

Эти игры способствуют снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимому отношению к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе.

Также используются игры, целью которых является развитие:

- слухового внимания, восприятия;

- речи, активного словаря;

А также усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора.

            Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

- они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

- не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

- должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;

- всем детям предлагаются одинаковые предметы;

- инициатором игры выступает взрослый.

Классификация игровой деятельности:

Для формирования у детей чувства уверенности в окружающем мире в период адаптации необходимо проводить:

1. игры на знакомство с группой и освоение   пространства;

2. игры на знакомство со взрослыми и сверстниками;

3. подвижные игры;

4. досуговые игры – забавляющие и развлекающие;

5.музыкальные игры;

6. психоэмоциональные;

7. сенсомоторные

Релаксационный эффект дают игры с песком. В теплую погоду их лучше устраивать на участке в песочнице. Причем хорошо, если есть возможность играть и с сухим, и с влажным песком. Сухой песок теплый, ласкает руки, снимая напряжение. Можно предложить ребенку отыскивать, спрятанные предметы и игрушки.

Из влажного песка хорошо лепить куличики, домики для зверушек, рисовать палочками. Хорошо если маленькая песочница имеется в группе. Её роль может выполнять ящик или ванночка с песком. Песок, в крайнем случае, можно заменить крупой. 

C:\Users\Windows 7\Desktop\Рабочий стол\ФОТО\лето 2019\песочный замок\IMG_20190726_104916.jpg              C:\Users\Windows 7\Desktop\Рабочий стол\ФОТО\платные\IMG-20190422-WA0022.jpg

Игры с песком на участке                                           Игры с песком подгруппой

В период адаптации широко используется пальчиковые игры. Дети очень любят игры с пальчиками. Их забавляет, что пальчики могут превращаться то в человечков, то в животных, то в домик.
Эти игры так же помогают наладить контакт, близкие отношения с ребенком.

Создать хорошие настроение, заинтересовать детей помогут игры- инсценировки, имитационные игры. В группу приглашаются необычные гости- зайчики, клоуны, герои мультфильмов. В их роли могут быть как взрослые, так и старшие дошкольники, можно привлечь родителей.

C:\Users\Windows 7\Desktop\Рабочий стол\ФОТО\лето 2019\Индейцы\Встреча индейских племен 2.07.2019.jpg       https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRoeaVCjd7cpu-k_C1oRHTsg

Квест-игры совместно с родителями         Игра -инсценировка

Сделать повседневные действия более разнообразными и привлекательными опять поможет игра. Только не «заигрывайте» режимные моменты. Не обязательно выполнять игровые действия. Можно просто «одушевлять» бытовые предметы, придумывать истории, применять потешки.
Так дети с большим удовольствием будут обедать, если вы расскажите им такую, например, историю: «Пока мы с вами гуляли, прибежали зайчики и принесли вкусные подарки - капусту и морковку. Где же подарки от зайчат? Да вот они, в щах! И капуста тут, и морковка. А как вкусно пахнут щи. Мы сейчас щи съедим и зайчат поблагодарим.»

Часто дети отказываются спать, ложиться в незнакомую кроватку, оставлять вещи «чужом шкафчике». Хорошо, если в кроватке его будет ждать игрушка (лучше мягкая), мишка или зайчик, которые никак не могут уснуть без Саши и Ани, а в шкафчике для одежды вдруг окажется маленькая машинка (самолет, куколка), которая «проезжала мимо сегодня утром». Игрушку заранее по просьбе воспитателя приносят родители из дома.

Совместная игра – это та деятельность, которая сразу сближает ребенка и взрослого. Дети двух лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками (это придет позже, к трем годам). Мало того, дети, не имеющие опыта общения с другими детьми, могут испытывать к ним страх, чувство неприязни. Для большинства детей сверстник – весьма занятный объект, на котором красивая одежда, который делает что-то необычное. Заняться общими делами, вместе играть, дети еще не умеют. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подрожать сверстнику. Этим и нужно воспользоваться для обучения детей игре рядом, а потом и вместе, для сближения детей между собой.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRvXX_yErCAjvJXMnRwv2JHw    https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRTwXHNwOEgUDso_O98KP9IA

Игра на сплочение « Липкие-пеньки»                  Сюжетные-игры

Список литературы:

  1. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к  дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003.
  2. Чернецкая Л.В. «Психологические  игры и тренинги в детском саду». – Ростов-на-Дону., 2005.
  3. Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

Бикташева Галина Алексеевна, педагог-психолог МАДОУ №21 « Детский сад комбинированного вида», тел.37-65-47, e-mail. biktasheva-gallina@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный  период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....

Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Поступление в детский сад – процесс сложный и для самого малыша, и для его  родителей. Адаптация проходит крайне болезненно для ребенка, поэтому важно организовать  этот период с всесторонне...

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ »

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тя...

«Взаимодействие ГДОУ и семьи в период адаптации детей к детскому саду»

Достичь высокого уровня образования воспитанников детских садов, сохраняя их соматическое и психическое здоровье, удовлетворить пожелания родителей и интересы детей  возможно исключительно при ус...

подвижные игры в период адаптации детей к детскому саду

данные игры проводятся в период адаптации и являются очень хорошим средством для снятия психоэмоционального напряжения ребёнка. в эти игры можно играть как с воспитателем ,так и с мамой дома. цель эти...

Информация для родителей в период адаптации детей к детскому саду.

Здесь представлен материал для размещения в родительском уголке группы раннего возраста, посвященный вопросам адаптации детей и их родителей к детскому саду....

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....