Развитие внимания ребёнка
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Каждый из нас понимает, что внимание – это необходимое свойство для успешного обучения и развития ребенка. А что же такое внимание?

   Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

   Внимание обеспечивает более полное и четкое восприятие информации. При этом внимание не является самостоятельным психическим процессом,  так как не может проявляться вне других процессов.  Мы внимательно смотрим, думаем, читаем…

   Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов.    Таким образом, об успешной деятельности мы можем говорить лишь тогда, когда в ней присутствует внимание.

   К сожалению или к счастью, внимание не врожденное свойство, а приобретенное и приобретается оно большей частью в дошкольном детстве.

   Если внимание – приобретенное свойство, значит,  его можно развивать! И для этого существуем множество различных упражнений.  Как правило, многие из них широко используют в детском саду и школе, но есть и такие упражнения, которые можно и нужно использовать дома, в семье.

   Сразу хочу Вас успокоить.  Для большинства таких упражнений не нужны какие-то знания и специальное оборудование, не нужно время и подготовка. Все, что необходимо – это ваше желание. А желание у ребенка появится сразу, как только Вы скажете: « Давай, поиграем!»

   Во что будем играть? Да вот Вам несколько простейших игр. В данном случае, простейшее не значит – простое и легкое.

   Как часто вы ходите с ребенком по улице? Каждый день. В сад, в магазин, на прогулку…  А Вы обращаете внимание на людей, которые проходят мимо? Нет? Зря!  Всех  прохожих вы можете использовать  для интересной игры «Кто внимательнее?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_rebenka.docx14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый из нас понимает, что внимание – это необходимое свойство для успешного обучения и развития ребенка. А что же такое внимание?

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Внимание обеспечивает более полное и четкое восприятие информации. При этом внимание не является самостоятельным психическим процессом, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно смотрим, думаем, читаем…

Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов. Таким образом, об успешной деятельности мы можем говорить лишь тогда, когда в ней присутствует внимание.

К сожалению или к счастью, внимание не врожденное свойство, а приобретенное и приобретается оно большей частью в дошкольном детстве.

Если внимание – приобретенное свойство, значит, его можно развивать! И для этого существуем множество различных упражнений. Как правило, многие из них широко используют в детском саду и школе, но есть и такие упражнения, которые можно и нужно использовать дома, в семье.

Сразу хочу Вас успокоить. Для большинства таких упражнений не нужны какие-то знания и специальное оборудование, не нужно время и подготовка. Все, что необходимо – это ваше желание. А желание у ребенка появится сразу, как только Вы скажете: « Давай, поиграем!»

Во что будем играть? Да вот Вам несколько простейших игр. В данном случае, простейшее не значит – простое и легкое.

Как часто вы ходите с ребенком по улице? Каждый день. В сад, в магазин, на прогулку… А Вы обращаете внимание на людей, которые проходят мимо? Нет? Зря! Всех прохожих вы можете использовать для интересной игры «Кто внимательнее?»

Вы отмечаете у встречного человека, какую-то особенность: цвет пальто, рост, цвет волос, наличие сумки, количество пуговиц, и спрашиваете у ребенка: «Какого цвета была сумка у того человека»?

Например, сидит на соседней скамейке человек. Вы отметили, что у него в руках книга. По возможности делаете так, чтобы ребенок не мог повернуться в сторону этого человека и спрашиваете «Что у этого человека в руках?» Если ребенок заметил – отлично! Если нет, позвольте ему повернуться и посмотреть, а если он опять не заметил, только тогда скажите.

Сели в маршрутку или троллейбус. Спросите и ребенка: «Какого цвета эта маршрутка?»

Выйдите из магазина, а потом поинтересуйтесь, сколько человек было в магазине? Или какого цвета там дверь? Или сколько окон было в магазине?

Первое время, Вы и сами не всегда будете замечать такие вещи. К слову, дети очень часто оказываются внимательнее нас, взрослых.

Вы можете играть так по очереди. Задаете вопрос Вы, а потом – ребенок. Такие игры носят развлекательный характер, очень нравятся детям, потому что они часто ставят взрослых в положение Незнайки и радуются тому, что хоть иногда могут быть умнее нас.

Вы думаете, что это баловство? А разве баловство не может приносить пользы? Таким способом мы учим ребенка замечать различные мелочи, запоминать все, что есть вокруг него, развиваем познавательную активность. Это значит, что мозг ребенка постоянно находится в активном поиске интересных моментов, впитывает, как губка, все, что замечает, и учится замечать все больше и больше мелочей.

С детьми постарше можно усложнить работу, побуждая их считать предметы без присчитывания, воспринимая картинку целиком: Сколько машин красного цвета стоит во дворе? Сколько скамеек было на этой дорожке парка? Сколько ступенек в этом магазине? Причем, спрашивать это тогда, когда объект уже не в поле зрения ребенка. Пусть постарается припомнить. Оптимально, если после ответа ребенка, Вы можете вернуться в это место и проверить ответ ребенка.

Зачем это нужно? Хороший вопрос.

Во-первых, такие игры развивают наблюдательность ребенка, умение замечать мельчайшие детали в окружающей обстановке, активируют различные познавательные процессы ребенка, учат воспринимать количество предметов целиком, без присчитывания по одному, а во-вторых, Вы прекрасно проводите время, занимаете ребенка полезными развивающими играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания и памяти у ребёнка 6 лет

Развитие внимания и памяти у ребёнка 6 лет...

Развитие внимания ребёнка. План-конспект собрания

Материал предназначен для воспитателей, психологов ДОУ.  Собрание проводилось в рамках родительского клуба...

Мастер - класс «Упражнения на развитие памяти и внимания ребёнка по театрализованной деятельности (с помощью актерского тренинга)»

Мастер - класс «Упражнения на развитие  памяти и внимания ребёнка по театрализованной деятельности  (с помощью актерского тренинга)» Цель: ознакомление п...

Развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста

Обоснование тренажёра: Цель: Коррекция недостатков в развитии внимания ребёнка младшего школьного возраста.Данный тренажёр направлен на развитие внимания ребёнка младшего школьного возраста(...

Тренажёр для развития внимания ребёнка старшего дошкольного возраста

Обоснование тренажёра: Цель: Коррекция недостатков в развитии внимания ребёнка старшего дошкольного возраста.Данный тренажёр направлен на развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возра...

Консультация для родителей «Развитие внимания ребёнка - дошкольника дома»

Сегодня мы с вами поговорим о проблеме, связанной с успешностью учебной деятельности ваших детей.         Мы с вами прекрасно понимаем, что хорошее внимание явл...

Консультация для родителей «Развитие внимания ребёнка - дошкольника дома»

Сегодня мы с вами поговорим о проблеме, связанной с успешностью учебной деятельности ваших детей.         Мы с вами прекрасно понимаем, что хорошее внимание явл...