Статья "Применение нейропсихологических игр и упражнений для развития психических процессов и межполушарного взаимодействия у дошкольников"
статья по психологии (старшая, подготовительная группа)

Ершова Ольга Георгиевна

Статья "Применение нейропсихологических игр и упражнений для развития психических процессов и межполушарного взаимодействия у дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ершова Ольга Георгиевна, педагог-психолог

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад №410»,

г. Нижний Новгород

Применение нейропсихологических игр и упражнений для развития психических процессов и межполушарного взаимодействия у дошкольников

В данной статье рассматривается наш опыт работы по развитию памяти, внимания и других психических процессов у детей дошкольного возраста, а также межполушарного взаимодействия посредством нейропсихологических игр. Работа проводится нами в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №410» (г. Нижний Новгород).

Нейропсихологические игры и упражнения базируются на активизации отделов и функций головного мозга, а также межполушарном взаимодействии. В ходе занятий с такими играми и упражнениями происходит одновременная активизация двигательной и интеллектуальной деятельности детей.

Занятия с применением нейропсихологических игр и упражнений мы проводим в рамках кружка «Росток», который посещают воспитанники нашего детского сада в возрасте от 3 до 7 лет. В ходе занятий в кружке у детей развиваются память, внимание, воображение, логическое мышление. Нейропсихологические игры позволяют развивать не только когнитивные функции у детей, но и способствуют стабилизации эмоционального состояния, помогают детям обрести внутреннюю гармонию. Поэтому посещение кружка рекомендовано детям, у которых наблюдается агрессивное поведение или трудности в социальной адаптации, общении с другими детьми.

Каждое занятие кружка направлено на развитие какого-либо психического процесса. Соответственно, детям предлагаются игры, сгруппированные нами по дидактической цели. Так, нами составлена картотека и проводятся с детьми игры на развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, творческого воображения, восприятия, мелкой моторики. Проводим с детьми упражнения по рисованию одновременно двумя руками (для развития межполушарного взаимодействия), предлагаем детям пальчиковые игры, загадки, игры-лабиринты и т.д.

Игра – это основная форма работы, которую мы применяем с детьми на занятиях кружка «Росток». Играя, дети развиваются. Игра вызывает интерес у детей и мотивацию к деятельности, так как она является главным радостным детским занятием в дошкольном возрасте.

Для организации работы кружка «Росток» и проведения с детьми нейропсихологических игр и упражнений нами подготовлено методическое обеспечение и развивающая пространственная среда. В частности, составлена картотека игр и упражнений. Присутствуют и применяются в работе с детьми камешки Марблс, кинетический песок, игры «Повтори за ежиком», «Домино», «Елочка нарядная с карточками», «Признаки», цветные счетные палочки, мозаика «Бабочка» и др.

Работа с детьми проводится по разработанным нами одноименным дополнительным образовательным программам «Росток». Всего разработано 4 программы на каждый возраст от 3 до 7 лет. В каждой программе содержится учебный план на 2023-2024 учебный год. С каждой возрастной группой (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) с сентября по апрель проводится по 8 занятий в месяц. Продолжительность каждого занятия составляет 30 минут.

Направленность занятий различается в зависимости от особенностей детей, их образовательных потребностей, а также от возрастной группы. Например, в работе с детьми 3-4 лет значительное внимание уделяется вопросам адаптации, обучению социальному взаимодействию, развитию навыков общения со сверстниками. На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста акцент смещается в сторону всестороннего развития мыслительной деятельности (в частности, развитие таких операций, как анализ и синтез информации, абстрагирование, сравнение, обобщение, установление закономерностей и причинно-следственных связей).

Особое внимание в ходе занятий с детьми всех возрастов мы уделяем проведению упражнений на закрепление нейронных связей мозга, на развитие межполушарного взаимодействия и зрительно-моторной координации, кинезиологические упражнения.

Приведем несколько примеров игр и упражнений, которые мы проводим с детьми. Например, детям предлагаются комплекты игровых полей, на которых представлены ряды с изображениями разных объектов, в том числе повторяющихся. К примеру, изображения листочков, грибочков, желудей и т.д. Дошкольнику необходимо камешками Марблс закрыть все листочки или все грибочки, в итоге при правильном выполнении игрового задания получается выложенное из камешков изображение какой-либо цифры. Так включается механизм нейропсихологии: дети одновременно осуществляют двигательное действие (выкладывают камешки), осуществляют мыслительную деятельность (стараются найти изображения, развивая внимание) и получают эстетическое удовольствие, рассматривая красивые прозрачные камешки разного цвета (гармонизируется эмоциональное состояние детей).

Нейропсихологические механизмы работают в играх-лабиринтах (на плоскости), когда детям предлагается сосредоточиться и, двигая фломастером, провести линии, найдя выход из лабиринта. Также дети на занятиях составляют разрезные картинки, фигурки животных и растений из частей. На занятиях дети повторяют на плоскости узоры, собирают по образцу объекты из набора геометрических фигур.

Для развития межполушарного взаимодействия предлагаем детям выполнить такое игровое задание: необходимо двумя руками на двух листах одновременно провести непрерывные линии по пунктиру (чтобы помочь рыбкам доплыть до дна сверху вниз). Межполушарное взаимодействие является механизмом объединения работы правого и левого полушария головного мозга. Синхронное взаимодействие полушарий обеспечивает эффективную работу всех психических процессов.

Развитию межполушарного взаимодействия способствуют не только интеллектуальные, но и телесные игровые упражнения. Например, в ходе упражнения «Перекрестная маршировка» детям нужно шагать, при этом высоко поднимая колени, касаясь попеременно правой и левой рукой по противоположной ноге. Необходимо сделать шесть пар движений.

Детям очень нравится нейропсихологическая игра «Ладошки». Перед ребенком расположено 10 предметов разной формы и цвета. Мы называем дошкольнику объекты, а ему необходимо показывать нужные объекты левой или правой рукой, дотрагиваясь соответствующим пальцем руки. Скорость игры постепенно увеличивается.

Проводим с детьми как сложные нейропсихологические игры, так и нейрогимнастику – простые упражнения для мозга. Одно из простейших упражнений «Ухо – нос»: ребенку предлагается левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Потом нужно одновременно отпустить нос и ухо, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук наоборот.

В течение учебного года с каждой возрастной группой нами проводятся десятки игр и упражнений, в том числе на основе нейропсихологической технологии. Нейропсихологические игры и упражнения вызывают большой интерес у детей, нередко поднимают настроение и помогают создать ситуацию успеха. Дети радуются, когда решают дидактическую задачу.

Наши наблюдения и диагностика показывают, что занятия в кружке «Росток» с применением нейропсихологических упражнений и игр позволяют детям адаптироваться в социуме, научиться решать сложные интеллектуальные задачи, стать более уверенными, понимать свои эмоции и эмоциональное состояние других людей. Дети старшего дошкольного возраста становятся лучше подготовленными к дальнейшему обучению в школе.

Следует отметить, что работа с детьми организуется нами на базе достижений отечественной науки и практики в сфере нейропсихологии. Так, основы нейропсихологии исследовали А.Р. Лурия [4], Н.А. Курдюкова, Т.В. Коростелева [3], практические вопросы применения нейропсихологических игр с детьми исследованы К.Н. Гончаровой [1], И.И. Праведниковой [5] и другими авторами. Ценные задания для детей представлены в нейротренажере М.А. Жуковой [2].

В современной науке и практике разработан большой объем нейропсихологических игр и упражнений. Необходимо применять разнообразные игры, обращая особое внимание на те, которые вызывают повышенный интерес у конкретной подгруппы детей.

Таким образом, нейропсихологические игры и упражнения эффективны для развития психических процессов и межполушарного взаимодействия у дошкольников. Чтобы работы с применение нейропсихологических игр и упражнений была эффективной, они должны быть разнообразными и вызывать интерес у дошкольников, соответствовать возрасту детей, с которыми проводятся, а сами занятия должны быть систематическими.

Литература

1. Гончарова К.Н., Черткова А.В. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 47 с.

2. Жукова М.А. Нейротренажер. – М.: Умка, 2021. – 96 с.

3. Курдюкова Н.А., Коростелева Т.В. Нейропсихология. – М.: ЮРАЙТ, 2023. – 157 с.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – СПб: Питер, 2023. – 384 с.

5. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2-3 лет

Игры и упражнения на развитие психических процессов для детей 2-3 лет предназначены для игр как  в детском саду, так и дома. Игры проходят в доброжелательной, непринужденной обстановке. Для игр и...

Подготовка к школе - Эффективные упражнения для развития психических процессов

В консультации представлена подборка упражнений, развивающих психические процессы, необходимые для успешной учебы в школе...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

«Использование игр и игровых упражнений по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье

Адресована воспитателям, логопедам и родителям. Может быть использована при составлении индивидуальных маршрутов....

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников

Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области».В детском саду созданы все условия для организации единого образова...

«Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников»

Любой человек – это «нейропсихосоматическая система», работа которой проявляется во взаимодействии трех линий: «нейро» – функционирование головного мозга, центральн...