Характеристика навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
консультация по психологии

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_dlya_publikatsii.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ Г.ТРОИЦКА»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №7

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема:

«Характеристика навыков

исследовательской деятельности у детей

дошкольного возраста».

Подготовили: Милькович Н.А

Характеристика навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Генетически предопределенная потребность исследовать окружающий мир — одна из самых удивительных особенностей психики живых существ. Природа наделила этим не только людей, но и животных. Стремление к освоению нового универсально и проявляется в исследовательском поведении (англоязычный аналог — «exploratory behavior»). Наблюдать его можно во всех сферах жизни и во всех без исключения видах деятельности. Исследовательское поведение служит одним из действенных инструментов научения, совершенствования познавательных функций всех уровней, приобретения социального опыта. У человека оно выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.[6, с.6]

Поведение людей и животных бесконечно разнообразно по своим проявлениям, формам и механизмам, а его классификации, существующие в науке, с трудом поддаются счету. Это неудивительно — число критериев, лежащих в их основании, практически безгранично. При этом поведение человека, как и многих живых существ, с известной долей условности можно рассматривать как систему, состоящую из двух противоположных и вместе с тем взаимодополняющих друг друга типов реагирования на внешние условия. Речь идет об автоматизированном реагировании, построенном на использовании известных, отработанных моделей поведения, и поисковой активности, предполагающей поиск новых, неизвестных моделей.[6,с.7]

При всей разнице между психикой человека и животных нельзя не заметить, что течение этих процессов у людей и животных весьма сходно. Следует признать естественным, что единый, в сущности, для всех живых существ механизм автоматизированного реагирования у человека порождает значительно более сложные поведенческие реакции. Например, человек автоматически реагирует на определенные хорошо известные ему раздражители (огонь, холод, звонок телефона, появление чашки кофе на столе, открытую книгу и др.). Его поведение часто также автоматизировано в искусственно создаваемых им самим стандартных ситуациях.[6,с.8]

Например, человек в течение длительного времени вырабатывает четкий алгоритм собственного поведения в определенных случаях. Вечером, в определенное время, человек часто не в состоянии бороться со сном. Утром в определенный час звонит настроенный им будильник, человек просыпается, встает и выполняет ряд действий автоматически. Он не задумывается о том, как и зачем это делает, ничего при этом не изобретает. [6,с.8]

Маленького музыканта с первых минут общения с инструментом учат правильно держать скрипку или флейту, гимнаста — правильно работать со снарядом, пользователя компьютера так же с первых минут обучают «вслепую» работать с клавиатурой. Впоследствии это автоматизируется, и музыкант не задумывается о том, как ему следует держать инструмент, гимнаст машинально работает на кольцах или перекладине, а пользователь компьютера «забывает» о существовании клавиатуры, сосредотачивая свое внимание на визуальном взаимодействии с монитором. [6,с.8]

Важность реагирования подобного типа для организма переоценить невозможно, оно избавляет нас от лишних нервных напряжений, экономит энергию и время, а соответственно и силы организма. Однако мир динамичен и автоматизированное поведение непригодно для всех случаев жизни. Природа, учитывая это, дала всем живым организмам замечательную способность — менять тип реагирования на противоположный — поисковый. Включение и действие этого механизма в поведении живых существ также можно наблюдать повсеместно.[6,с.9]

В нестандартных (проблемных) ситуациях, требующих исследовательского поведения, особое значение имеет способность индивида к оценке, как интегральная психическая функция. В процессе исследовательского поведения не только его конечные итоги, но и промежуточные результаты должны постоянно учитываться и оцениваться. Только в этом случае они могут использоваться для отбора оптимальных вариантов поведения и его дальнейшей коррекции. Человек (или животное), находясь в ситуации, требующей исследовательского поведения, не может быть абсолютно уверен в результате. Само развитие ситуации, а также и прошлый опыт подсказывают, что возможны и неудачи.[6,с.10]

Почти все психологи и педагоги, в особенности, работающие с талантливыми детьми, фиксируют значимость исследовательского поведения в плане когнитивного развития и прежде всего саморазвития личности. Известный специалист в области психологии детской одаренности и обучения талантливых деток Н.С. Лейтес сообщает о том, что важная потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке более характерна для талантливых деток, в том числе и тех, чьи необыкновенные возможности не сразу видимы. В значимой степени благодаря этому гарантируется наиболее высочайший уровень развития познавательных возможностей. «Детская любознательность, — отмечает Н.С. Лейтес, — если её удается сберечь, дает постоянный стимул к развитию способностей» [Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М. с. 252]. И напротив, как подмечают в собственной книге остальные ученые — В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко: «Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются» [Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение и здоровье. М., 1989. С. 25].[6,с.12]

 С точки зрения образования не менее важно и другое, тесно связанное с этим обстоятельством наблюдение. Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности. Это легко объяснимо — потребность должна тем или иным способом удовлетворяться. Однако при этом и педагоги, и родители, и общество считают себя вправе ограничивать исследовательскую активность ребенка. Для этого придумано много специальных методов и приемов, создано множество средств, которые варьируют в зависимости от разных факторов: возраста, особенностей ситуации, предметного содержания деятельности и др. Для детей это — «игровые манежи» (куда бы не пополз, всюду решетка) и бесконечны запреты («не лезь», «не тронь», «отстань» и др.).[6,с.12]

При этом совсем не бесполезно задаться вопросом: всегда ли исследовательское поведение столь желательно? Следует ли развивать его по принципу «чем больше, тем лучше»? В этой связи можно вспомнить утверждение известного английского математика У.Р. Эшби, задавшего на первый взгляд несерьезный, но на самом деле очень глубокий вопрос о том, сколько антилоп погибли только потому, что им было любопытно посмотреть на шляпу охотника? Этот риторический вопрос актуализирует в нашем сознании предостережение о том, что исследовательское поведение не следует рассматривать одномерно, оно имеет по меньшей мере две стороны. [6,с.13]

Маленькие дети рождаются исследователями, но стоит им немного подрасти, как по этому параметру их несложно дифференцировать на тех, кто наиболее склонен и способен к активному исследовательскому поиску, и тех, кого это меньше привлекает, у кого это хуже получается. Поскольку исследовательское поведение имеет явно выраженные биологические корни, небезынтересен вопрос и о том, в какой степени исследовательское поведение и исследовательские способности детерминированы генотипом, а в какой мере это свойство приобретается со временем под влиянием средовых условий. [6,с.13]

Наблюдения и эксперименты биологов убедительно свидетельствуют о том, что уровень развития потребности в исследовательском поведении находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше развита потребность в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм. Получается любопытная закономерность: чем совершеннее нервная система, тем интенсивнее она себя совершенствует (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко). Главным инструментом, обеспечивающим это ускорение, является поисковая активность. [6,с.13]

Исследовательская деятельность дает возможность проявлять себя индивидуально либо в группе, приложить собственные умения и знания, показать всем достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими детьми в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.[4,с.12]

С целью обозначения исследовательской деятельности применительно к дошкольникам, применяется внедренное Н.Н. Поддьяковым тезис «детское экспериментирование», под каковым подразумевается, «практическое выполнение ребенком действий с объектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей». По суждению В.В.Давыдова, у дошкольников слиты в одно целое две формы экспериментирования: практический, чувственно-предметный и мыслительный эксперимент.[1,с.10]

Главные познавательные возможности возникают еще в раннем возрасте – это эмоциональная реакция на новизну, на живописные предметы, которые его окружают, необыкновенные звуки и т.д. Задаются отдельные вопросы. Для детей старшего дошкольного возраста уже характерны связные цепочки вопросов, а не просто единичные. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления. В старшем дошкольном возрасте принципиально раскрыть детям смысл объекта, показать зависимость особенность строения объектов и материалов из которых они изготовлены, от их назначения. Без этого важность предметного мира дошкольник не будет осознавать.[5,с.290]

Предоставляя ребенку право удовлетворить собственную любознательность, поддержать его инициативу в исследовании окружающего мира дошкольник приобретает возможность постигнуть мир.[2,с.11]

Исследовательская деятельность либо экспериментирование дошкольника постоянно базируется на условие, которое формирует педагог. Это дает возможность детям и педагогам высказывать суждения, обмениваться информацией, формирует возможности к исследуемыми предметами в «лабораторных» условиях.[3,с.35]

  Огромную известность среди педагогов получает термин «игра-экспериментирование». Под ним понимается детское экспериментирование, побуждаемое объектом на базе его новизны и имеющее цель в самом этом объекте (в отличие от экспериментирования, в базе которого находится мотив другой деятельности. С.Л.Новоселова выделяет 4 разновидности игры-экспериментирования: с материалами (песком, глиной, водой, снегом, льдом); с животными (кошками, собаками, попугаями); с игрушками (трансформерами, калейдоскопами, конструкторами); имеющие форму общения со взрослыми и другими детьми («Коза-рогатая», «Сорока-Ворона» и т.д.).[8,с.8]

А.Я Коменский полагал, будто в течение первых шести лет дошкольникам очень важно сообщить систему научных познаний о природе, доступных их пониманию, более простых по содержанию, конкретных, неразрывно связанных с их жизнью, опытом, играми. Знакомить дошкольников с природой надо начинать с самых простых вещей, находящихся вокруг ребенка.[7,с.21]

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника предполагает поиск истины через вовлечение в деятельность, исследовательскую. [9,с.18]

Существуют различные методы, пути, способы организации исследовательской деятельности, формирование исследовательских умений. Организация исследовательской деятельности дошкольника носит практико-ориентированный характер с учетом интересов и потребностей личности ребенка.

Список использованных источников

1. Н.М. Зубкова Н.М. Зубкова Научные ответы не детские «почему». Опыты и эксперименты для детей с 5 до 9 лет. СПб.; М., 2011.

2. А.И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.

3. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование: Учеб.пособие. М.,2010.

4. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. М., 2007

5. М.В. Крулехт. Педагогический потенциал детского досуга в воспитании Человека Культуры М., 2012

6. А.И. Савенков.  Детское исследование как метод обучения старших дошкольников М., 2007.

7. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов /Т.В. Ендовицкая, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко; Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина: Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - М.: Просвещение, 1964. - 352 с.

8. А.И. Шапиро. Секреты знакомых предметов. Лужа. Опыты и эксперименты для детей. СПб.; М., 2010.

9. Ерофеева,Т. Усвоение дошкольниками правил поведения товарищами / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2010 - №10. - С. 17-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мини-музея «Бумажные истории» как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное ...

ПРОЕКТ Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»

Наименование проекта: Формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста «Шаг в проект»Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, исследовательскийКраткое содер...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

: Формирование умений и навыков измерительной деятельности у детей дошкольного возраста

Величина - одно из математических понятий, которое является обобщением более конкретных понятий: длины, объема, массы и т.д. Величина – это особое свойство реальных объектов или явлений. Понятие...

Развитие навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста

Актуальность темы То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаюКитайское изречениеОсобое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о...

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Ярмарки педагогического мастерства» по формированию навыков творческой деятельности у детей дошкольного возраста посредством техники «скрапбукинг»

Техника «скрапбукинг» оказывает большое влияние не только на повышение интереса у современных детей к ручному творчеству, но и на всестороннее развитие, социализацию детей дошкольного возр...