Психологический тренинг. Методы проведения
методическая разработка по психологии

Гуренко Наталья Ивановна

В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не существовало и многого другого, без чего практически невозможно представить себе современного человека. Поэтому в нынешней российской практике он только начинает свое развитие. К счастью, многие люди в нашей стране уже задумываются о работе над собственной личностью как необходимом, «гигиеническом» моменте современной сверхнасыщенной жизни. Участие в тренинге необходимо не для того, чтобы «вылечиться» от какой-нибудь «патологии», а чтобы оставаться в хорошем психологическом тонусе, точно так же как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_trening._metody_provedeniya.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовленность психолога к проведению тренинга означает не только знакомство с теоретическими основами разнообразных тренинговых методов, но и обязательно личный опыт многократного участия в психологических тренингах разных типов, а также ведения групп хотя бы в роли ассистента.

Эффективность тренинга во многом зависит от того, насколько большим арсеналом средств обладает тренер для достижения той или иной цели.

К наиболее часто применяемым методическим приёмам относятся:

  • групповые дискуссии,         
  • ролевые игры,
  • психодрама и ее модификации,
  • психогимнастика.

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

  • содержанием тренинга,
  • особенностями группы,
  • особенностями ситуации,
  • возможностями тренера.

Помещение для занятий должно быть звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Настоятельная рекомендация – не проводить тренинг в той же аудитории, где у ребят проходят учебные занятия. Тренинг с педагогами не надо проводить в учительской, конференц-зале, а тем более в кабинете директора. Если мы хотим помочь участникам избавиться от некоторых стереотипов, следует исключить факторы, которые могут автоматически запустить действие этих самых стереотипов.

Поскольку занятия могут длиться три-шесть часов, следует позаботиться о том, чтобы помещение было просторным и периодически проветривалось. Хорошо, если помещение настолько просторно, что круг участников занимает только его половину, а во второй половине на полулежат маты или есть ковровое покрытие (это удобно для проведения медитаций и ряда упражнений телесной терапии). Перерывы в работе делаются в среднем через полтора часа на десять минут.

Важный момент – желание учащихся (или учителей) стать членами тренинговой группы. Добровольность участия является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому, приглашая на тренинг потенциальных участников, психолог должен доступно объяснить цели такой работы и её формы и сформировать у них мотивацию к этой деятельности. Нельзя требовать от учащихся обязательной явки на тренинговые занятия. Для детей до четырнадцати лет необходимо разрешение родителей на участие в тренинге.

Перед началом занятий психолог должен подготовить примерную программу психологического тренинга. Разумеется, эта программа является только ориентиром, поскольку в процессе работы неизбежны отступления от заготовленных сценариев, а иногда – кардинальные изменения стратегии ведения группы. Однако наличие программы представляется обязательным, поскольку ее подготовка позволяет четко осознать основные пути достижения поставленной цели.

Думается, что разработанную психологом программу следует обсудить с более опытными коллегами (возможно, потребуется её утверждение районным        (окружным)        методическим        советом по психологии или администрацией школы – при том условии, что руководитель достаточно профессионально подготовлен в области психологии).

По окончании занятий программа может быть пересмотрена, уточнена и – как прошедшая проверку – утверждена окончательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...

Консультация для воспитателей : "Рекомендации к проведению ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА для детей".

Рекомендации к проведению ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА для детей....

Консультация для воспитателей : "Рекомендации к проведению ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА для детей".

Рекомендации к проведению ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА для детей....

Консультация для воспитателей : "Рекомендации к проведению ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА для детей".

Рекомендации к проведению ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА для детей....

Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»

Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень л...

Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе  В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...

Психологический тренинг. Принципы проведения

В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не сущес...