Коммуникативный тренинг «Я ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ»
методическая разработка по психологии

Тренинг разработан: педагогом-психологом «Детского сада №163 ОАО «РЖД» Гамиловой Марией Геннадьевной.

В данном пособии представлена методика коммуникативного тренинга, как одной из форм работы с педагогами, родителями. Тренинг направлен на преодоление барьеров  в общении и более успешную адаптацию в социуме.

В основе пособия лежат исследования литературы по данному вопросу, а также опыт моей практической деятельности в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг разработан: педагогом-психологом «Детского сада №163 ОАО «РЖД» Гамиловой Марией Геннадьевной.

В данном пособии представлена методика коммуникативного тренинга, как одной из форм работы с педагогами, родителями. Тренинг направлен на преодоление барьеров  в общении и более успешную адаптацию в социуме.

В основе пособия лежат исследования литературы по данному вопросу, а также опыт моей практической деятельности в ДОУ.

Коммуникативный тренинг

«Я ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ»

Данное методическое пособие представлено в трех частях. В первой части дается описание целей и задач тренинга. Вторая часть представлена принципами и правилами работы в группе, необходимыми для соблюдения экологичности в работе. Третья часть – собственно упражнения, используемые на занятиях. Упражнения могут  быть использованы в разной последовательности (в зависимости от особенностей динамики в группе). Поэтому в деталях даем план лишь первого занятия (поскольку оно остается неизменяемым).

Одна из основных проблем, с которой педагоги обращаются ко мне – это проблема взаимодействия с окружающими людьми (коллегами, родителями воспитанников). Для того, чтобы помочь педагогам преодолеть эти трудности, необходима групповая форма работы. Наиболее эффективным в этом плане, на мой взгляд, является коммуникативный тренинг.  

 Коммуникативный тренинг – это форма  психологического воздействия, основанного на активных методах групповой работы, специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.

Член группы может активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые, несвойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Таким образом, тренинг это интенсивная подготовка к более активному и полноценному взаимодействию с окружающими.

Для эффективного функционирования группы тренинга психологу, организующему и проводящему занятия, необходимо осознать основные цели и задачи тренинга.        

        Цели:                        

                                        

  • Повышение адекватности собственного представления о себе и восприятия других;
  • Рост индивидуальной ответственности за достижение личных целей и решение актуальных коммуникативных задач;
  • Актуализация индивидуальных ресурсов, психологическая самокоррекция – приближение к состоянию внутренней гармонии и сбалансированности;
  • Рост коммуникативной открытости и качества общения;
  • Овладение навыками конструктивного социального взаимодействия;
  • Развитие способностей к адаптации и творчеству.

Задачи:

  • Предоставить участникам группы профессиональную помощь в решении насущных внутренних конфликтов, преодолении актуальных психологических трудностей и барьеров;
  • Обеспечить участникам группы опыт конструктивного самоисследования (самоанализа) и самостоятельного решения актуальных внутренних задач.
  • Предоставить участникам группы опыт полноценного общения друг с другом и группой, переживания коммуникативной общности, эффективного взаимодействия в процессе решения общих задач.
  • Обучить навыкам конструктивного выявления и решения межличностных проблем и конфликтов, установления эффективных отношений с окружающими, навыкам достижения максимальной степени групповой общности и сплоченности.
  • Обучить навыкам активного самостоятельного внутреннего поиска и решения насущных психологических проблем и конфликтов.
  • Обучить навыкам получения и конструктивного использования «обратной связи» (информации о себе от окружающей коммуникативной среды).

                                                                                                Одной из основных задач группы коммуникативного тренинга является помощь участнику в выражении себя своими индивидуальными средствами, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя. Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

  1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим, то есть человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. В этом случае человек смотрит на себя как бы со стороны. Групповые занятия дают возможность идентифицировать  себя с другими членами группы.
  2. Восприятие себя через восприятие себя другими, то есть человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Это так называемый механизм «обратной связи». В группе коммуникативного тренинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт.
  3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, то есть человек сам оценивает, то, что он сделал. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешает этому процессу. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.
  4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, то есть человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы: проникновение в своё «Я», получение опыта понимания своего внутреннего мира.
  5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, то есть человек принимает своё тело, своё физическое Я. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть и, приняв его, развивать себя и свои возможности.                        

В групповой работе следует учитывать следующие принципы:

                                                                                                

  1. Принцип диалогизации взаимодействия, то есть равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.
  2. Принцип постоянной обратной связи, то есть непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее   поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников подавать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, то есть осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.
  3. Принцип самодиагностики, то есть самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие человеку познавать себя, особенности своей личности. У члена группы должна быть возможность увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление.
  4. Принцип оптимизации развития, то есть от ведущего требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация психологического состояния отдельных участников и группы в целом, а активное вмешательство в происходящее на тренинге с целью оптимизации условий, необходимых для их развития. Используя специальные упражнения, ведущий может стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.
  5. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроится на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становится более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы – обсуждение событий. Главная форма такой интеллектуальной деятельности групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.
  6. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так ив отдельных упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы.
  7. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию  участников, если она закрыта, то есть в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.
  8. Принцип свободного пространства. Тренинги проводятся в изолированном помещении, чтобы работе группы ничто не мешало. В помещении для занятий должно быть предусмотрено место для игр, упражнений, и   свободного передвижения участников, их расположения по кругу и  объединения в микрогруппы по 3-5 человек. Расположение участников по кругу позволяет всем хорошо слышать и видеть друг друга, давая тем самым возможность воспринимать широкий спектр невербальн ых проявлений.                          

Необходимо отметить, что при наборе группы важно учитывать возраст участников, желательно, чтобы он был приблизительно одинаков и не превышал 50 лет. Опыт работы показывает, что участие в тренинге после 50 лет не дает существенных результатов. Это связано с тем, что структура личности к этому возрастному периоду стабилизируется и ее изменение будет требовать от субъекта значительных усилий, на что человек не всегда согласен и способен.

Для того, чтобы работа в группе была более эффективной и экологичной, разработан ряд правил, которые принимаются в зависимости от особенностей группы.

                                                

                                                        

                        ПРАВИЛА КРУГА                                                                                

1.ПРАВИЛО ИМЕННОЙ КАРТОЧКИ

          Каждый участник группы носит на груди именную карточку все время работы тренинга. На карточке участник пишет то имя, которым будут называть его все остальные члены группы.

          Карточки позволяют  членам группы и ведущему решить проблему запоминания друг друга. С другой стороны, поскольку участники группы обязуются называть каждого именно так, как он сам того хочет, это правило «работает» на ощущение психологического комфорта членов группы. И, кроме того, возможность называть себя вымышленным именем способствует ослаблению стереотипного самосознания и поведения участников.

2.ПРАВИЛО «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т.п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Основная же идея тренинга – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности.

Поэтому необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют сейчас (если даже они происходили раньше).

Второй аспект этого правила состоит в том, что необходимо обсуждать те процессы, которые происходят в группе (стиль обращения, взаимоотношения, конфликты и т.п.).

3.ПРАВИЛО «ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»

Во-первых, стремитесь дать почувствовать говорящему, как вы относитесь к его сообщению. Во-вторых, говорящий должен стремиться «уловить» представляемую ему «обратную связь».

4.ПРАВИЛО НЕДОПУСТИМОСТИ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ОЦЕНОК ЧЕЛОВЕКА.

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты говоришь много и неконкретно…» или вместо фразы «Ты мне не нравишься лучше сказать «Мне не нравится твой тон обращения» и т.п.

Психологически важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека, мы говорим о своих чувствах, которые он (или его действия) у нас вызывает.

5.ПРАВИЛО ПРИСУТСТВИЯ НА  ТРЕНИНГЕ

          Присутствие на тренинге каждого члена группы  НЕОБХОДИМО все время работы тренинга. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий.

          Это правило обычно вызывает самые серьезные затруднения и возражения. У всех находятся очень важные дела, объективные обстоятельства, и все просят смягчить правило. Но для неукоснительного выполнения этого правила есть веские причины. Участие в тренинге не может не отразиться на каждом его участнике. Со временем члены группы все более доверяют друг другу, раскрываются друг перед другом и все больше привыкают к языку и стилю общения в психологической группе. Даже при однократном пропуске  занятий участник как бы выпадает из этого процесса и воспринимается другими как «посторонний». Да и сам он не сразу включается в работу, не понимает, что происходит в группе.

6.РАЗГОВОРЫ НА ТРЕНИНГЕ

          Во время работы в группе одномоментно имеет право говорить только один участник. Это позволяет людям слушать и слышать других, что, собственно, и является основным в работе психологической группы. С другой стороны, из участников имеет право говорить все, что он хочет, но только  «в круг», то есть не разрешается перешептываться с соседом и «бурчать под нос».

          Это правило тоже вызывает затруднение при выполнении, поскольку типичная ситуация такова, что переживания и эмоции переполняют участников и держать все это при себе очень трудно, но поделиться этими переживаниями со всеми -  тоже трудно. В результате люди выражают свои эмоции «бурчанием», комментариями «под нос» и пр. Помимо того, что это мешает другим участникам слушать друг друга, это еще и психологически не приносит пользы, поскольку суть групповой психологической работы – именно в выслушивании других и реагировании на их слова и действия. Если этого не происходит – не происходит и психологического эффекта от участия в группе.

7. ЗАПРЕТ НА ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТРЕНИНГА ДО ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ

          Не разрешается обсуждать технологию тренинга с людьми, не участвующими в работе группы, а участникам группы не разрешается обсуждать процедуру между собой до окончания  работы в группе. Ведущий отказывается отвечать на вопросы по процедуре, типа: «А почему мы делаем именно это упражнение?», «А зачем это надо?», «А это надо было сделать по-другому».

          Вопросы такого типа и вообще акцентирование внимания на процедурных моментах  означают наблюдательскую позицию участника. Наблюдая за группой со стороны, оценивая работу ведущего и других участников, человек не включается в работу и вместо того, чтобы испытывать и анализировать собственные чувства и переживания, занимается анализом и оценкой поведения других людей. Это опять же снижает эффективность участия в группе. Поэтому ведущий не имеет права давать себя втягивать в эти, не имеющие отношения к смыслу разговоры.

8. ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

          Участники группы  должны понимать, что нельзя выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они получат о ком-то из участников группы в ходе работы. Только «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»!

9.ПРАВИЛО «ВЕТО»

Это правило (или право) в основном распространяется на ведущих группы, которые несут основную ответственность за «экологичность» работы. Ведущий, наблюдающий процесс, который может навредить либо отдельному участнику, либо группе в целом, имеет право прервать этот процесс.

Приведенный перечень правил, которые могут быть использованы для работы на тренинге, далеко неполный. Каждый ведущий, планируя начало занятий, ориентируется в подборе правил и на особенности участников, и на специфику группы в целом, и на свое представление о целях занятий.

Во время обсуждения правил, психолог дает возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их.

 Опыт нашей работы показал, что каждая группа индивидуальна так же, как индивидуален и каждый ее участник, поэтому нам не представляется возможным заранее предложить жесткий сценарий тренинга. Мы предлагаем план и содержание первого занятия, а предоставленный ниже перечень упражнений поможет вам в планировании следующих занятий, т.к. цели и ход занятий зависят от индивидуальных потребностей участников группы.

Ведущий сам определяет, какие упражнения и в какой последовательности использовать для достижения результата, тем более что это зависит и от группы, в которой проводится тренинг.

ЗАНЯТИЕ 1

ЦЕЛЬ: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активного стиля общения.

  1. Вступление: что такое коммуникативный тренинг, для чего он нужен.

  1. Правила группы:
  • общение по принципу «здесь и теперь»;
  • персонификация высказываний;
  • конфиденциальность всего происходящего в группе;
  • правило «стоп» для участников группы;
  • правило «вето» для руководителя группы.

3. Упражнение «Я – мой сосед»

Участникам группы необходимо разделиться на пары. Задание заключается в следующем, в течение 15 минут участники в парах общаются друг с другом, пытаясь узнать друг о друге максимально больше информации. Важно помнить, что необходимо не только говорить о себе, но и слушать, что рассказывает напарник. Через 15 минут вы по очереди начинаете представлять нам вашего напарника, но от своего имени. При этом вы должны максимально точно передать все то, что вам было поведано в ходе вашей беседы. А так же ответить на вопросы, которые могут быть заданы вам участниками группы. После этого ваш партнер должен будет сделать тоже самое. Затем каждый из вас расскажет, насколько партнеру удалось точно и правдоподобно передать информацию, которую вы ему говорили.

Перечень упражнений.

 «Ищу друга»

Инструкция ведущего: - Каждый из вас сейчас может дать объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов. Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете  рассказать  о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует только помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание. Время на подготовку – десять минут.

Спустя отведенное время  ведущий предлагает развесить листы на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы читают объявления. Каждый  может нарисовать кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его подателем.

  • Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество кружков на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет  количество доставшихся ему выборов.

Ведущий предлагает обсудить вопросы:

Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?

 Что помешало вам откликнуться на другие объявления? ( Речь идет об объявлениях, не получивших ни одного выбора, - если такие окажутся.)

«Принятие себя»

Для этого упражнения потребуется каждому участнику лист бумаги и ручка. Нужно разделить лист на две половинки. Слева, в колонку «Мои недостатки», записать все то, что считаете своими недостатками  именно сегодня, сейчас. На эту работу отводится пять минут. Затем напротив каждого недостатка запишите по одному своему достоинству, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие вас люди довольны уже сегодня, что принимают в вас. Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам отводится пять минут.

Мои недостатки                                                Мои достоинства

1.

2.

3.

4.

5.

После этого проводится обсуждение по кругу.

«Ребенок внутри вас»

Это упражнение рекомендуется делать с закрытыми глазами и в расслабленном состоянии. Желательно, чтобы фоном была спокойная музыка. Далее мы предлагаем  примерные слова ведущего.

«Представьте себя маленьким ребенком (5-6 лет). Загляните глубоко в глаза этому ребенку. Постарайтесь увидеть глубокую тоску и понять, что эта тоска по любви к вам. Протяните руки и обнимите этого маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Скажите ему, как сильно вы его любите. Скажите, что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают. Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это будет необходимо. Теперь пусть ребенок сделается очень маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в сердце. Пусть он поселится там. Когда вы будете смотреть вниз, вы будете видеть его маленькое личико и сможете дать ему всю вашу, такую важную для него любовь.

Теперь представьте вашу маму, когда она была в возрасте 4-5 лет, испуганную и жаждущую любви. Протяните и ей свои руки и скажите, как вы ее любите. Скажите ей, что она может на вас рассчитывать, несмотря ни на что. Когда она успокоится и почувствует себя в безопасности, положите ее к  себе в сердце.

А теперь представьте своего отца маленьким мальчиком 3-4 лет, он тоже чего-то очень боится и громко, безутешно плачет. Вы увидите слезы, которые градом катятся по его личику. Вы теперь знаете, как успокаивать маленьких детей. Прижмите его к своей груди и почувствуйте его дрожащее тело. Успокойте его. Пусть он почувствует вашу любовь. Скажите ему, что вы всегда будете рядом с ним. Когда его слезы высохнут, пусть он тоже станет, совсем крохотным. Положите его к себе в сердце вместе с вами и вашей мамой. Почувствуйте тепло, разливающееся по вашему телу, мягкость и нежность. Пусть это дорогое чувство начнет менять вашу жизнь».  

 

«Восковая палочка»

Все участники тренинга встают  в круг, плотно  друг  к другу. Один из участников встает в центр этого круга. Играющий в центре расслабляется, а остальные  вытягивают руки перед собой и покачивают из стороны в сторону центрового, поддерживая его и не давая упасть. По желанию можно проделать  это упражнение с несколькими участниками или со всеми. Далее все садятся в круг,  и проводится обсуждение. Вопрос всем: кто действительно смог расслабиться, снять зажимы, не побоялся упасть, кто доверился участникам?

 «Спички»

Упражнение проводится в парах. Каждому участнику выдается по десять спичек. Люди садятся в каждой паре спиной друг к другу.  Один является ведущим, другой

выполняет его инструкции. Ведущий в паре из этих спичек выстраивает фигуру и пытается объяснить это другому. В результате фигуры должны быть одинаковыми. Потом участники меняются ролями. В конце проводится обсуждение.

«Без маски»

В круг кладутся карточки. Каждый участник должен брать по очереди карточку и сразу продолжать то, что в ней написано.

Варианты содержания карточек:

  • Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…
  • Особенно мне не нравится, когда…
  • Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню…
  • Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда…
  • Однажды меня очень напугало то, что…
  • В незнакомом обществе я, как правило, чувствую…
  • У меня немало недостатков, например…
  • Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды…
  • В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя…
  • Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я…
  • Мне случалось проявить трусость. Однажды помню…
  • Особенно меня раздражает то, что…
  • Дайте мне стакан чаю…

«Мой портрет (я глазами группы)»

Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои предположения о том, каким его представляет (воспринимает) группа, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.

Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправляет участника только в случае очень сильного расхождения с действительным восприятием группой этого человека.

«Прокурор и адвокат»

Группа делится на две подгруппы (адвокаты и прокуроры), которые рассаживаются в виде полукруга друг напротив друга. Один участник садится в центр. Задача адвокатов – говорить об этом человеке только хорошее, прокуроров – только плохое. Главное – психологическое обоснование позиции и тех, и других!!!!! При смене участника в центре – меняются местами «прокуроры» и «адвокаты».

«Горячий стул»

Любой участник группы (по желанию) садится в круг и просит всех остальных участников (или нескольких по выбору) дать ему обратную связь. Задача членов группы – говорить искренне.

«Чемодан»

Один из участников выходит. Ему собирают в дальнюю дорогу «чемодан» (то, что, по мнению группы, помогает в общении + остальные положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем + то, что мешает ему, в чем отрицательные проявления, с чем необходимо активно бороться). Необходимо дать по 5-7 характеристик. Список зачитывается участнику. У него есть право на один вопрос.

Музыкальная пауза.

Участник заключает «контракт с самим собой»:

  1. Что нового о себе узнал во время занятий группы?
  2. Что нового я узнал о других?
  3. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?
  4. Каким образом я собираюсь это сделать?

«Комплименты».

 Все участники группы становятся в два круга, образуя внешний и внутренний круг, лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, то есть говорит ему что-нибудь приятное. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме этого я еще и…» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и др. Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новые пары. Все продолжается до тех пор, пока не пройдет полный круг.

             Выполнив упражнение, участники обмениваются впечатлениями.

«Три плана».

Упражнение выполняется в парах. Члены пары садятся друг против друга и закрывают глаза на одну минуту. Задача участников упражнения как можно полнее почувствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжения и т.д. Через минуту они рассказывают друг другу об этом, начиная словами: «Во внутреннем плане я ощущал…»

                    После  этого они передают те мысли, которые сопровождали  вышеописанные ощущения, начиная со слов: «В это время я думал…»

                     Результаты упражнения обсуждаются в кругу.  

«Ассоциации».

 Участники сидят в кругу, в центре которого стоит пустой стул (лучше вертящийся). Ведущий спрашивает участников, кто сегодня нуждается в поддержке. Желающий садится в круг и поворачивается поочередно к каждому из участников по часовой стрелке. Тот, напротив кого он оказался, говорит фразу, начинающуюся со слов: «(Имя), ты напоминаешь мне…(далее идет ассоциация, образ из мира растений, музыки, предметов, времен года, всего, что угодно, но без указаний на черты характера и без оценок). Пройдя круг и молча выслушав все ассоциации, участник группы называет одну или две, которые ему показались наиболее удачными или неудачными.

               Если есть необходимость или время в круг садится следующий участник.

«Слепец и поводырь»

Участники встают и с закрытыми глазами ходят по комнате в разные стороны в течение 3-4 минут. Потом они открывают глаза и делятся по парам. Один закрывает глаза, а другой водит его  по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновений с другими парами. Затем они меняются ролями. После проведения упражнения проводится обсуждение. Какие возникали трудности и возникали они вообще? В какой роли больше понравилось быть?

Вышеприведенные упражнения могут быть использованы для разных целей.  Например, упражнение «слепец и поводырь» может быть использовано для обогащения сенсорного опыта; также по результатам этого упражнения можно судить о степени доверия каждого участника к окружающим и склонности человека брать на себя ответственность не только за свои действия, но и за действия других людей.

Опираясь на опыт нашей практической деятельности, мы можем говорить о том, что коммуникативный тренинг является одним из самых эффективных методов работы, применяемых в реабилитационной деятельности.

Результатами работы в этом тренинге являются формирование у людей адекватной самооценки, уверенности в собственных силах, расширение коммуникативных возможностей, выработка более активной жизненной  позиции.

Литература:

  1. А.С. Прутченков «Трудное восхождение к себе»
  2. К. Фопель «Психологические группы»
  3. Дентон Л. Робертс и Клод М. Стайнер «Найди Цель. Найди Силу. ТА попросту»
  4. Н. Козлов «Лучшие психологические игры и упражнения»
  5. В.А. Кан-Калик «Грамматика общения»
  6. Игры. Обучение. Досуг. Тренинг(под ред. В.В. Петрусинского).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Общаться - что бы услышать, общаться - что бы понять"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педа...

консультация для родителей "Хочу общаться!"

В данной статье логопед даёт советы родителям , как надо общаться с детьми, чтобы они выросли успешными людьми....

Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога».

Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога»....

СТАТЬЯ «ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ!»

Родители часто жалуются, что их дети не умеют правильно строить свою речь,не умеют связно высказываться, и, по всей видимости, даже и не подозревают, что многое зависит от них самих, так как именно он...

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

СТАТЬЯ «ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ!»

Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области Соколова Евгения Ивановна...

СТАТЬЯ «ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ!»

Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области  Фролова Лариса Васильевна...