Творческий проект «Волшебные круги» (искусство мандалы)
проект по психологии

МАДОУ Детский сад №4  Золотая рыбка  Пионерского городского округа
Педагог-психолог Соколова Л. В. 

Мандалы помогают человеку почувствовать себя целостным, одновременно развиваясь и совершенствуясь. Втянувшись в процесс создания мандал, человек открывает двери своей души, освобождает жизненную энергию, которая таится глубоко внутри нас. Выходя наружу, она нас очищает, исцеляет и вдохновляет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mandala.docx133.48 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №4 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

  2. ПИОНЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Творческий проект

«Волшебные круги»

(искусство мандалы)

Педагог-психолог Соколова Л. В.

г. Пионерский

Мандала – загадочный и древний символ, многие тысячелетия она привлекает внимание людей. На санскрите слово «мандала» означает «священный круг» или «центр». Рисунок ее симметричен и обычно представляет собой круг с четко выраженным центром.

Мандалы помогают человеку почувствовать себя целостным, одновременно развиваясь и совершенствуясь. Втянувшись в процесс создания мандал, человек открывает двери своей души, освобождает жизненную энергию, которая таится глубоко внутри нас. Выходя наружу, она нас очищает, исцеляет и вдохновляет.

Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических технологий, широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Поэтому задача педагогов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Развитие эмоций у дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений.

В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. В работе с детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Для того чтобы стабилизировать эмоциональное состояние детей, особенно тревожных, импульсивных, развить у них навыки саморегуляции в работе применяется метод мандал.

Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развитие саморегуляции.

Цель данного проекта:

- Коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения.

Задачи:

- Развитие творческих способностей, детской фантазии;

- Развитие мелкой моторики руки;

- Развитие произвольности поведения, концентрации внимания;

- Развитие воображения;

- Снятие внутреннего напряжения, релаксация;

- Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики рук;

- Воспитание аккуратности.

Срок реализации: 2 месяца.

Участники: Дети средней, старшей, подготовительной групп.

Мандала – символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг), так и невидимый мир (центр), который сокрыт внутри нас.

Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Поэтому в нашем детском саду я использую в работе метод мандала. Мандалы очень полезны для детей. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным. Несомненно, этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль, маленькие дети еще не потеряли преобладающую связь с правым полушарием мозга.

Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности.

Данный вид деятельности используется в рамках проекта с детьми начиная с средних групп в таких направлениях:

— предлагается раскрашивание мандал-раскрасок;

— создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала.

Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.

У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Создавая мандалу, ребенок создает и свои персональные символы, отражающие то, чем он является в настоящее время. Например, если ребенок рисует круг – это равновесие и порядок, треугольник – если вершина направлена вверх, это означает мужественность, движение, стремление к совершенствованию, если вниз – разрушение. Цветок – символ красоты и жизни. Простое разглядывание мандалы, то же приносит определенную пользу. Выбираемые цвета в мандале – это отражение внутреннего состояния ребенка.

Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений. Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции и необходимо использование мандалы.
Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Для создания настоящей мандалы очень важен правильный психологический настрой, душевное равновесие, поэтому предварительно необходимо «погрузиться» внутрь себя. Для этого используются различные методы релаксации (Воздушные шарики, Облака, Водопад).

Правила работы педагога-психолога с детьми при использовании мандал-раскрасок:

1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

4. Практикуется использование музыкального сопровождения.

5. Педагог не вмешивается в работу ребенка без его согласия.

6. Педагог-психолог следит за состоянием напряжения/ расслабленности в процессе работы.

7. Необходимо хвалить и подбадривать ребенка в процессе раскрашивания, ведь эта работа требует от него высокой концентрации внимания и усидчивости.

7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности, допускаются корректные наводящие вопросы:

- Почему ты выбрал этот «волшебный круг»?

- Расскажи, что ты здесь видишь? (педагог-психолог отмечает высказывания ребенка).

- Что для тебя значат эти цвета?

- Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга».

- Что тебе было сложно делать, а что легко?

- Что ты сейчас чувствуешь?

- Ты доволен результатом?

- Хотел ли ты что-нибудь изменить?

После окончания рисования педагог-психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место. Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать). Выключается музыка, психолог благодарит за работу.

В рамках проекта предполагается создание детьми собственных мандал из разнообразного материала (цветной песок, соль, камушки, кристаллы). При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками, природным материалом, камешками и т. д. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

С какого возраста можно заниматься созданием мандал?

3–5 лет Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, работа с цветным песком. Также можно использовать различные природные материалы, крупы, макаронные изделия, пряжу, нити и пр. (клей ПВА для закрепления материалов)

6–7лет Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.

Рисование и разукрашивание мандал полезно всем без исключения, но особенно:

гиперактивным детям, так как учит их концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца, работать в ограниченном пространстве круга, находить границы собственной личности и видеть, где начинаются границы других людей;

нервным, тревожным, агрессивным малышам, так как активизирует внутренний ресурс исцеления, позволяет гармонизировать психическое состояние, приносит спокойствие и дает разрешение напряжения;

Совместная работа с ребенком над одной мандалой учит взрослого понимать своего ребенка без слов, договариваться без давления, находиться на равных позициях, достигать гармонии и взаимопонимания.

Таким образом, работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.

Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.

«Прояви свои чувства»

Подгрупповое занятие для детей старшей группы

(с использованием мандал)

Цель: Развивать у детей умение выражать свои чувства, используя при этом различные выразительные, закрепить знания об основных эмоциях. Развивать эмпатию.

Оборудование: пиктограммы эмоций, картинки с изображением разного эмоционального состояния людей; мандалы; каштаны, камешки.

Ход занятия:

Педагог-психолог: Ребята! Я приглашаю вас посетить поляну эмоций.

(Педагог демонстрирует картинки с изображением эмоций, дети называют их (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость).

Упражнение ;Улыбка»

Педагог-психолог:

Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу).

Упражнение 2. «Угадай эмоцию»

Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство.

Упражнение 3. «Мандалы»

Детям предлагается знакомство с изображением мандал разного вида (песочные, цветочные, геометрические). Педагог-психолог: объясняет значение слова «мандала».

«Слушание мандал»

Дети удобно садятся, закрывают глаза.

Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого детям предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов).

Обсуждение (рефлексия) занятия.

Педагог предлагает детям сесть полукругом, показать свою мандалу другим детям, рассказывает о том, что он изобразил.

Вопросы к детям:

1. Что тебе понравилось больше всего делать на занятии?

2. Что ты чувствовал, когда изображал мандалу?

#1050;акие ощущения ты испытываешь сейчас?

Вывод: Ребята, сегодня вы узнали много интересного о мандале, научились ее изображать используя различный материал. Надеюсь, вам понравилась эта работа. Я желаю вам творческих успехов и благодарю за внимание.

Индивидуальное занятие для детей старшего возраста

(с использованием мандал)

I вариант

Ход занятия:

«Посмотри, какой волшебный круг. Ты можешь его раскрасить так, как тебе нравится». Звучит музыка, и ребенок работает в спокойной обстановке. Дети, как правило, раскрашивают мандалу от центра к периферии, это и есть способ расслабления.

По окончании работы попросите ребенка придумать название своего волшебного круга, которое будет являться кодом к пониманию изображения. По желанию можно раскрасить фон, вырезать получившееся изображение. «А теперь покрути волшебный круг, посмотри на него издалека, полюбуйся им. Найди ему место в комнате». Стоит спросить у ребенка о его чувствах и переживаниях во время работы, нравится ли ему рисунок. Если получившийся результат не нравится, круг можно изменить, разрезать или порвать. В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть желание, можно написать рассказ к получившейся картинке.

II вариант

Ход занятия:

Необходимо ввести ребенка в тему. Это можно сделать с помощью красивого образного рассказа: «Мы отправляемся с тобой в волшебное путешествие. Располагайся удобно на полу, закрывай глазки и представь себе, что ты оказался в необычном, волшебном месте. Это место только твое и только ты решаешь, каким оно будет. Ты — хозяин этого места и ты здесь самый главный. А теперь сделай два глубоких вдоха и выдоха, еще больше расслабься и полежи так немного. Не открывая глаз, оглядись вокруг. Все, что ты видишь перед собой, постарайся запомнить. Внимательно всмотрись в то, какие цвета или картины у тебя возникают. Когда ты будешь готов, потихоньку открой глаза, и мы попробуем нарисовать все, что увидели в круге, который заранее приготовили».

Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то требуется больше, кому-то меньше. Не стоит торопить ребенка, когда он почувствует, что готов начать работу, он встанет сам. На творческой работе обязательно должна быть подпись автора, поэтому, когда ребенок закончит работу, в нижнем правом углу листа пишу фамилию и имя автора, возраст и ставлю дату. Можно вместе с ребенком придумать название мандалы и подписать рисунок.

Следующий этап работы — это художественное описание мандалы. Тут важно мнение ребенка, поэтому спрашиваю его, что он изобразил. Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что это не простое описание сделанного, это большая развивающая работа. При словесном описании, он учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, способствует развитию связи между правым и левым полушариями головного мозга.

Пока ребенок рассказывает, записываю его рассказ на отдельном листе бумаги и затем прикрепляю к мандале.

Приложение

На что следует обратить внимание на рисунке:

Центр – непосредственно то, что является ядром личности – «я» автора. (Два центра встречаются в работах людей с патологиями развития личности.) Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром: ребенок использует в своей работе сам круг – делает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.

Внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линией. Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.

Линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.

Пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.

Симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.

Ассиметрия может означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).

Список литературы:

1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.

2 Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
4. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007.

5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007.

6. Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.

7. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волшебные круги"

Фатазия и воображение  - это очень важные психические свойства в жизни ребенка. Без воображения невозможно усвоить какую- либо программу. Оно является высшей и необходимейшей способностью человек...

Проект «Волшебные Круги Луллия!»

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи....

Проект "«Волшебные круги Луллия» 2019 г.

Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из сред...

Творческий проект "Волшебный круг"

Основная идея проекта - использование техники создания мандал....

Проект «Волшебные Круги Луллия!»

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи....

Детско-взрослый творческий проект "Осень в искусстве". Авторы проекта музыкальный руководитель Бурчиева Э.П. и дети подготовительной к школе группы №1

Вашему вниманию представлена моя методическая разработка Детско - взрослого творческого проекта "Осень в искусстве". Образовательного события "Осень в творчестве!" Детско -  в...