Семинар-практикум «Нейропсихологические упражнения для развития детей и взрослых»
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Юсупова Ляйсан Разифовна

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, которые активируют работу мозга через выполнение физических движений, что в свою очередь стимулирует образование новых нейронных связей.
       Образование новых нейронных связей позволяет быстрее обучаться, лучше усваивать новую информацию и приобретать новые навыки, они помогают держать в тонусе весь организм, помогают сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyro_upr_seminar-praktikum_na_ns.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум Л.Р.Юсуповой «Нейропсихологические упражнения для развития детей и взрослых».

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических упражнений в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

-ознакомить участников семинар-практикума с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.

- Отработать совместно с участниками семинар-практикума некоторые нейропсихологические упражнения.

- Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

- Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Инструменты и оборудование: 2 детских стола, стулья вокруг столов, шаблоны для двуручного рисования каждому, по 2 крышки от бутылок красные и синие, мячи су-джок поштучно, тарелочка с четным количеством предметов (камни Марблс, фасоль, орехи, шишки, шашки); 2 одинаковые пирамидки, песочный стол, карточки для рисования на песке геом фигуры, карточки с цифрами и карточки с точками (до 5), карточки с цифрами от 1 до 10, ортоковрики, орто следы  и простые следы, бубен; листы А4 с цифрами от 1 до 10; на столе каждого ребенка стоят 5 стаканов одноразовых в один ряд, на полу коробка с разноцветными мячиками из сухого бассейна; на моем столе стоит образец: в один ряд 5 одноразовых стаканов с мячиками сверху (всего 9 мячиков), платок, коврики для йоги.

 Форма проведения: семинар-практикум.

Категория участников: педагоги.

План проведения:

1. Приветствие.

2. Мини-лекция.

3. Нейроупражнение «Колечки»

4. Упражнение «Голова-живот»

5. Упражнение «Заяц-коза»

6. Упражнения для не доминантных рук

7. Упражнение «Кошка»

8. Упражнение «Лягушка»

9. Двуручное рисование

10. Упражнения с мелкими предметами (камни Марблс, шашки, орехи, макароны, семечки,…)

11. Упражнение «Пальчиковые классики»

12. Упражнение «Покажи количество цифр (точек).

13. Упражнение «Крестом».

          14. Упражнение с пирамидками

15. На песочном столе

16. Нейро игра Игра «Море-берег»

17. Нейро игра «Быстрый счет»

18. Игра «Следы».

19. Упражнение «Себе-соседу».

20. Упражнение «Соседу иии…»  

21. Упражнение «Сам себе».

22. Упражнение «Обмен мячами»  

23. Упражнение «Диагональ»

24. Игра "Поставь по образцу"

25. Рефлексия.

Ход: здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада вас видеть сегодня. Все мы с вами женщины молодые и желаем оставаться такими же юными, активными и здоровыми как можно дольше. Все согласны со мной, да? Наша молодость зависит от многих факторов! Каких?

Ответы педагогов: питание, физическое и психическое здоровье, физическая активность (движения, спорт или танцы), а еще развитие мозга, как образование новых нейронных связей.

И сегодня я расскажу, как прокачать свой мозг и научу вас упражнениям, которые помогут образованию новых нейронных связей.

         Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, которые активируют работу мозга через выполнение физических движений, что в свою очередь стимулирует образование новых нейронных связей.

         Образование новых нейронных связей позволяет быстрее обучаться, лучше усваивать новую информацию и приобретать новые навыки, они помогают держать в тонусе весь организм.

Быстрее всего новые нейронные связи образуются в детском возрасте, когда происходит усвоение огромного количества новой информации и получение новых навыков. Нейрогимнастику можно начинать с раннего возраста – с 4-5 лет и старше. Такая гимнастика мозга может использоваться и для взрослых. Особенно в том случае, если человек перенес травму головы, инсульт, либо в качестве профилактики возрастных изменений (ухудшение мыслительных процессов, внимания и памяти, болезни Альцгеймера,…).

Нейрогимнастика оказывает следующее благоприятное воздействие:

  • Улучшение состояния нервной системы.
  • Улучшение восприятия и запоминания новой информации.
  • Развитие когнитивных способностей (память, мышление, внимание).
  • Раскрытие скрытых способностей мозга.
  • Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга.
  • Улучшение настроения.
  • Избавление от страхов, тревог и переживаний.
  • Управление собственными эмоциями: борьба с раздражительностью, контроль за проявлениями агрессии.

Сначала покажу несколько упражнений для тренировки памяти, чтобы избежать болезни Альцгеймера и сохранить свою молодость.

За столами (вокруг сидим)

Нейроупражнение «Колечки»

Упражнение «Голова-живот»

Упражнение «Заяц-коза»

Упражнения для не доминантных рук

Правша должен выполнять их левой рукой, левша — правой. К таким упражнениям относятся любые повседневные действия: чистка зубов, держать ложку и есть левой рукой, и так далее. Задействование недоминантной руки требует целенаправленной концентрации. Это хорошая стимуляция работы мозга и образованию новых нейронных связей.

Упражнение «Кошка»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, речи, координации движений, концентрации внимания, мышления и памяти.

Инструменты: свои руки.

Упражнение «Лягушка»

Двуручное рисование

I) Цель: развитие межполушарного взаимодействия, моторики рук, зрительной координации, развитие пальцевого праксиса, концентрации и переключаемости внимания.

Инструменты: готовые шаблоны (дорожки, узоры, солнце, домик,…), крышки от бутылок, фломастеры, или камни Марблс, пуговицы, шаблоны большие.

Упражнения с мелкими предметами (крупой, орехами, шишками, макаронами, семечками,…)

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики рук, координации движений, развитие пальцевого праксиса, подготовка руки к письму, зрительная координация.

Инструменты: тарелка с предметами (камни Марблс, фасоль, орехи, шашки).

Нейро упражнения с визуальной инструкцией

Упражнение «Пальчиковые классики»

Инструменты: бланки со ступеньками

Упражнение «Покажи количество цифр и точек.

Инструменты: на столе лежат карточки с цифрами и карточки с точками (до 5).

Упражнение «Крестом».

Упражнение с пирамидками

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, моторики рук, зрительной координации, развитие пальцевого праксиса, концентрации и переключаемости внимания.

Инструменты: две одинаковые пирамидки.

На песочном столе

Стоя в кругу

Двигательные нейро игры

Игра «Море-берег»

Цель: развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, регуляции поведения, удержание инструкции в уме, скорости реакций.

Игра «Быстрый счет»

Цель: развитие зрительного внимания, мышления, памяти, закрепление математических представлений, порядкового счета, соотнесение чисел с наглядным представлением.

Игра «Следы»

Цель: развитие зрительного внимания, мышления, памяти, концентрации внимания, двигательной координации, коррекция импульсивности, закрепление счета от 1 до 8.

Инструменты: на полу лежат орто следы, вокруг которых разложены цветные следы и карточки с цифрами от 1 до 8 в разброс.

Упражнение «Себе-соседу».

Сидя на полу парами

Упражнения с мячиками (су-джок, теннисными, колючими или мешочками-утяжелителями)

Цель упражнений с мячами: создание условий для развития:

- внимания, памяти, всех психических и мыслительных процессов у детей, пространственных представлений, мелкой моторики, анализаторов, моторной ловкости;

- для развития межполушарного взаимодействия, переключения с одного действия на другое; уверенности в себе и своих силах;

- для оптимизации коммуникативных умений устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми внутри и вне семьи, соотносить своё действие с действием партнёра.

Упражнение «Соседу и…»

Инструменты: 2 мячика су-джок или мешочки-утяжелители на одну пару.

Упражнение «Сам себе».

Упражнение «Обмен мячами». 

Упражнение «Диагональ».

Игра "Поставь по образцу"

Цель: развитие зрительного внимания, памяти и мышления, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, координации движений, математических навыков.
Инструменты: на каждом столе стоят стаканы одноразовые в один ряд и отдельно коробка с разноцветными мячиками из сухого бассейна. У психолога на столе стоят 5 одноразовых стаканчика и 5 мячиков на них - это образец.

Рефлексия: я могу рассказывать о нейропсихологических играх и упражнениях долгое время, но на сегодня достаточно. Какое упражнение вы будете применять в работе с детьми в садике? А какое взяли на заметку использовать самой? Спасибо вам за работу.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Василек» город Янаул муниципального района  Янаульский район Республики Башкортостан

Конспект семинар-практикума «Нейропсихологические игры и упражнения для развития детей и взрослых»

Составил: педагог-психолог МАДОУ

 ДС № 6 «Василек» г. Янаул  Л.Р.Юсупова

13.02.2025г, Янаул


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...

Семинар - практикум для молодых воспитателей "Речевое развитие детей на разных возрастных этапах"

обучение молодых воспитателей правильному проведению речевого занятия и планирования одного дня....

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста" Цель: •         Повышение профессиональной компетентн...

Семинар - практикум для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развиваем речь детей и взрослых".

Здесь представлен материал семинара-практикума, который я провела в своем ДОУ по развитию речи детей и педагогов....