Инструменты формирования духовно-нравственных ценностей в условиях ДОУ
консультация по психологии
Психолого-педагогическая консультация на муниципальных "Рождественских чтениях"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструменты формирования духовно-нравственных ценностей в условиях ДОУ
Прежде, чем перейти к инструментам, я бы хотела, как психолог, рассказать об их силе, чтобы мы – взрослые – понимали всю степень своего влияния.
Эти инструменты могут формировать не только уважение, сострадание, сочувствие, соучастие, доброту, но и равнодушие, эмоциональный холод, бесчувственность. У этих инструментов огромное влияние и основано оно на привязанности ребенка к своему Взрослому – Взрослому с большой буквы, тому человеку, который находится рядом с ребенком и которого ребенок считает своим. По умолчанию своим Взрослым ребенок считает того человека, от которого он объективно зависит. Этот человек его кормит, обеспечивает безопасность, комфорт, радость. И даже если эта забота минимальна или еще хуже - деструктивна, а другого взрослого рядом нет, своим взрослым ребенок будет считать даже слабую личность, которую и взрослой назвать нельзя. И вся сила влияния на формирующуюся личность находится в руках этого взрослого.
Инструменты формирования духовно-нравственных ценностей находятся у Взрослого.
Привязанность ребенка к своему взрослому – условие его выживания, это базовая потребность – быть защищенным. Тот, кто обеспечивает безопасность, базовые потребности, тот – мой Взрослый, к нему мои границы открыты, потому что без него я не выживу вообще. У ребенка нет никаких опор – ни материальных, ни личностных. Почему привязанность ребенка – это условие его выживания?
Из-за отсутствия собственных опор я доверяю и подражаю тому, от кого завишу.
У Другого есть то, чего у меня нет и что мне надо.
К детям, в этом смысле, не должно быть никаких претензий, все их опоры формируются временем, сейчас они зависят от взрослого.
Инструментов, которые формируют духовно-нравственные ценности – два.
Наше собственное отношение к ребенку, которое начинается с собственного отношения к себе.
Эти две составляющие тесно связаны между собой. То, как мы сейчас относимся к ребенку, что мы ему транслируем – есть отражение нашего собственного состояния и отношения к себе, нашего самопонимания.
Первостепенным инструментом в отношениях ребенок-взрослый является наше собственное отношение к себе. На сколько мы сами духовно-нравственны, от того, как мы сами транслируем отношение к себе и к миру, на столько духовно-нравственны те люди, которые от нас зависят - дети. Мы своим отношением к себе формируем пространство вокруг нас. Меняемся мы сами, меняется пространство, люди, их качество. Что для нас является ценным и базовым, то становится ценным нашим детям.
Нельзя исключать индивидуальность каждого ребенка, заложенную природой. Если в семье пятеро детей, они все разные. Если в группе 30 человек, они все разные. Мы это должны понимать и учитывать. Но общая атмосфера задаётся внутренним состоянием, положением взрослого. Мы можем читать прекрасные сказки о добре и помощи, злобе и зависти, но, если при этом сам взрослый поступает не экологично, ребенок, скорее всего, усвоит наш паттерн поведения.
Условия ДОУ влияют на качество и силу инструментов. Потому что самая большая сила у этих инструментов в кругу семьи, у того взрослого, который ближе всего к ребенку, там происходит формирование основных ценностей. Это не значит, что нужно опускать руки и относиться к своим инструментам поверхностно, у нас тоже есть влияние, пусть и меньше – об этом необходимо знать. Главное – что я, как педагог транслирую воспитанникам своим поведением, реакциями на окружающий мир.
Если у ребенка в кругу семьи деструктивные отношения, мы своим здоровым отношением к себе транслируем гармоничное взаимодействие с миром, создаём условия для правильного пути, меняем, трансформируем образ отношения ребенка к самому себе и окружающему пространству.
Стремление души к правильному, здоровому, экологичному, теплому, сильному, безопасному безусловно, и в наших условиях у нас есть этот инструмент.
Если у ребенка в кругу семьи благоприятная атмосфера, мы подкрепляем ее положительное влияние.
Вывод из вышенаписанного один:
Инструмент влияния на ребенка у нас внутри, а здоровое отношение взрослого к себе и жизни формирует здоровое отношение ребёнка к себе и другим.
У кого сила влияния больше: у педагогов, которые работают с детьми до 7 лет или у педагогов, которые работают с детьми после 7 лет?
С 7 лет начинается отрочество, социальное поле ребенка расширяется, появляется потребность в наставнике, в том человеке, который даст мне то конкретное, что мне нужно для развития, для понимания себя. Наши предки уходили в этом возрасте 6-7 лет в подмастерье. Кого вы помните значимого из своего детства и юности? Тренера по спорту, педагога по вокалу, любимого учителя-предметника. В нашем поле этот человек занимает место Человека с большой буквы: он дал мне ответы на мои вопросы, научил тому, что мне необходимо, удовлетворил мою потребность, раскрыл меня, дал мне меня понять, научил меня навыкам, которые помогают мне выживать или жить и наслаждаться.
Желаю каждому из нас стать человеком с большой буквы для большего количества детей.
Кутеева О.А., педагог-психолог Лицея города Троицка, 5 отделение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТР НА ПОДУШКАХ»
С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в МБДОУ «ДСОВ № 91» мною организована театрально – фольклорная студия «Росинка». В рамках работы студии...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ
Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Мастер-класс «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей детей в условиях социального партнерства, взаимодействия с родителями»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.Задачи:1. Познакомить участников мастер-класса с формами взаимодействия дошко...

Сказка «Волк и семеро козлят», как инструмент формирования духовно – нравственного отношения к семье.
Сказка «Волк и семеро козлят», как инструмент формирования духовно – нравственного отношения к семье....

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Статья посвящена проблеме формирования духовно - нравственных ценностей. Автор говорит о важности целостного понимания воспитательного процесса, формирующего духовно-нравственную составляющую личности...

Мастер-класс для педагогов «Формирование семейных ценностей в процессе духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях современного общества»
laquo;В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Ни какие уставы и программы, ни какой и...

Проект Организация волонтерского движения «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят» как инструмента формирования духовно – нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
ПроектОрганизация волонтерского движения«Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят» как инструмента формирования духовно – нравственного воспитания у детей старше...
