УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
статья (подготовительная группа)

Крапивкина Виктория Викторовна

Статья посвящена проблеме формирования духовно - нравственных ценностей. Автор говорит о важности целостного понимания воспитательного процесса, формирующего духовно-нравственную составляющую личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krapivkina.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

В. В.  Крапивкина

МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик»

e-mail:galushina198522@mail.ru

Статья посвящена проблеме формирования духовно - нравственных ценностей. Автор говорит о важности целостного понимания воспитательного процесса, формирующего духовно-нравственную составляющую личности ребенка.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, старший дошкольник, православная педагогика, духовно-нравственное воспитание.

В последние десятилетия психологи, воспитатели, педагоги говорят о серьезном семейном кризисе. Мамы и папы, зарабатывая на жизнь, очень мало времени проводят с детьми, им «некогда» заниматься воспитанием. Этимология слова «воспитание» предполагает восприятие человеком извне того, что будет питать и укреплять его. Ребенок с рождения нуждается в помощи и поддержке извне, в первую очередь, со стороны родителей. Любовь, забота, быт, уют семьи – вот питательные силы детской души.

С каждодневным трудом, который раньше распределялся на всех членов семьи (приготовление еды, уборка, стирка) успешно справляется современная бытовая техника. Семейные праздники устраиваются не дома, а в развлекательных центрах. Родители сознательно живое общение заменяют виртуальным, предоставляя различные гаджеты в свободное детское зачастую бесконтрольное пользование. Так постепенно и незаметно духовные потребности вытесняются материальными ценностями. Происходит ослабление духовной целостности семьи, уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачивается. Воспитатели знают, что практически все дети в детском саду носят крестики. Однако, если ребенка спросить, когда он последний раз был в церкви, редко можно услышать честный и внятный ответ.

В сентябре 2021 года на родительском собрании в старшей группе МБДОУ «Слободского детского сада «Пряничный домик» мы провели анкетирование среди родителей: «Согласны ли Вы на приобщение Вашего ребенка к православной культуре?» и получили единогласное согласие.

Для родителей были оформлены информационные стенды о семейных традициях и православных праздниках, разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, открыта библиотека со свободным доступом к книгам и журналам для семейного чтения, был собран консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей. Еженедельно организовывали тематические выставки детского творчества (фотографий, поделок, рисунков).

Взаимодействие воспитателей и родителей было организовано посредством открытых культурных практик и праздников, совместных мероприятий детей и родителей. В результате мы пришли к выводу о том, что все родители не только в теории обеспокоены духовным развитием своих детей, но и на практике с большим желанием принимают активное участие в этом процессе, привлекая к совместной деятельности и старшее поколение – бабушек и дедушек.

На культурных практиках мы познакомили детей с календарными православными и народными праздниками, с их историей: Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица.

Ежедневные прогулки стали не только временем для развлечений на улице, но и экскурсиями на природу для постижения красоты Божьего мира. Красота и любовь связаны теснейшим образом. Мы любим то, что считаем красивым и считаем красивым то, что любим. Мы проводим время в красивых местах и считаем красивыми те места, к которым испытываем любовь. Бог не просто сотворил весь мир красивым, Он Сам любуется им. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1:31). На занятиях во время прогулки мы расширяем и закрепляем знания о природе, учимся видеть и ценить красоту природы, формируем умения совместного труда и говорим о его значимости.

В свете трагических событий в нашей стране, связанных с военной операцией на Украине, мы сделали акцент на развитие патриотических чувств воспитанников: любовь к Родине и родному краю, воспитание ответственного отношения к окружающим людям и природе, становление устойчивой связи поколений. Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл так сказал: «Задача Церкви и всех нас заключается в том, чтобы мы умели, обращаясь к нашему молодому поколению, воспитывать у молодежи чувства патриотизма, любви к Отечеству, к вере православной, которая является стержнем нашего патриотизма, для того чтобы это новое поколение способно было идти вперед тогда, когда наше поколение уже сойдет с исторической арены».

На культурных практиках «Наше Отечество», дети знакомятся с историей, памятниками архитектуры, памятными местами родного села Слобода, города Боброва, с историей Российского государства, государственной символикой. Дети на практиках узнают о жизни православных святых и защитниках земли русской. В нашей истории свято чтутся образы героев - защитников Отечества, православных святых. Их подвиги вдохновляют, вселяют надежду и заставляют гордиться собственным народом, его силой, самоотдачей и мудростью. Из рассказов воспитателя, которые сопровождаются презентацией и отрывками из мультфильмов и фильмов, дети узнают, что богатырь Илья Муромец -  не только реальное историческое лицо, но и святой Русской православной церкви. Дети узнали и крайне удивились, как и некоторые родители, что три известнейших русских богатыря, изображенные на картине Виктора Васнецова «Богатыри», про которых сложены песни и былины, на самом деле никогда не встречались. Добрыня Никитич жил в XV веке, Илья Муромец – в XII веке, а Алеша Попович, самый молодой из героев, – в XIII веке. В беседах мы постарались передать детям черты характера, поступки и слова реальных исторических личностей на доступном языке, чтобы знания были осознанными и дошли до глубины души.

Ко Дню народного единства, согласия и примирения была проведена тематическая неделя. Надо признать, что многие родители не могли объяснить детям значение и важность данного праздника. В ходе мероприятий дети и родители познакомились с историей возникновения Дня народного единства, с подвигами героев во имя независимости нашей Родины. 29 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий сказал: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру». Воспитанники пришли к выводу, что надо жить в мире и согласии, мы сильны тогда, когда едины.

Ко Дню защитника Отечества мы вместе с родителями подготовили и провели конкурс проектов. Дети рассказывали о жизни и подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова, Александра Суворова, Михаила Кутузова, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

Положительным результатом работы мы считаем регулярное посещение родителями и детьми Митрофановского храма. Мамы и папы принимают таинства исповеди и Евхаристии. Наши воспитанники стали регулярно причащаться. Родители говорят об улучшении состояния болеющих или неспокойных деток.

Таким образом, главными условиями формирования духовно-нравственных ценностей являются совместные усилия семьи и воспитателей детского сада и систематическая работа в направлении православного воспитания.

Список литературы

  1. Дивногорцева, С. Ю. Духовные доминанты православной педагогической культуры // Слово.ру: Балтийский акцент. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnye-dominanty-pravoslavnoy-pedagogicheskoy-kultury (дата обращения: 25.09.2022).
  2. Протоиерей Василий Зеньковский: О религиозном воспитании в семье: URL: https://school.orthpatr.ru/node/232164 (дата обращения 03.10.2022).
  3. Святейший патриарх Кирилл Патриотическое воспитание молодежи – залог успешного будущего России: URL: https://pravoslavie.ru/126243.html (дата обращения 02.10.2022).

Крапивкина Виктория Викторовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Слободской детский сад «Пряничный домик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТР НА ПОДУШКАХ»

С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в МБДОУ «ДСОВ № 91» мною организована театрально – фольклорная студия «Росинка».  В рамках работы студии...

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В материале описываются условия и факторы необходимые для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста....

Мастер-класс «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей детей в условиях социального партнерства, взаимодействия с родителями»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.Задачи:1. Познакомить участников мастер-класса с формами взаимодействия дошко...

Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"

Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...