Маленькие молчуны
материал по психологии (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МАЛЕНЬКИЕ МОЛЧУНЫ
Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Но количество неговорящих детей в группах сейчас очень велико, и иногда это большая часть группы. Обращая внимание на общение малышей, необходимо замечать, что малыш не использует вербальную речь, чаще пользуется жестами, для того чтобы показать тот предмет, который его интересует. Иногда этот жест может сопровождаться каким-то звуковым комплексом или звукоподражанием, но слов как таковых ребенок для общения не использует. При этом он все понимает: смотрит мультфильмы, слушает сказки, осознает смысл происходящего, только не отвечает словом. Если заметили отклонения в речевом развитии ребенка, возможно у малыша задержка речевого развития.
Задержка речевого развития (ЗРР) — это отставание в развитии речи у детей раннего возраста (до 3 лет).
Именно в этот временной период ребенок осваивает речь как систему. В 3 года нормотипичный малыш уже способен изъясняться на родном языке, строить сложные предложения, использовать монологическую и диалогическую формы речи. К этому моменту усваиваются основные грамматические категории. Поэтому возраст в 3 года считается условной границей в формировании речи. Если ребенок до 3 лет имеет проблемы в речевом развитии, мы говорим о задержке речевого развития. После 3 лет в случае речевых нарушений специалисты ставят другие логопедические диагнозы, такие как общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия и др. Это достаточно серьезная процедура, которая предусматривает комплексное обследование и выяснение причин задержки развития.
Речь не развивается без взаимодействия со взрослым. Дети, которые растут в условиях социальной депривации при недостаточном контакте со взрослым, серьезно задерживаются в своем развитии.
Определить, есть ли у ребенка проблемы в развитии речи, можно по нормотипичным показателям, соответствующим каждому возрасту. Это позволяет дифференцировать здоровых малышей от тех, которые имеют определенные нарушения.
24 месяца
Норма: легко повторяет и употребляет простые фразы (типа «Мама, стой!», «Дай пить сок!»), активное увеличение словаря (более 200 слов), усвоение грамматического строя речи (число и род существительных), задает такие вопросы, как «Что это?» и т. п.
Должно насторожить: ограниченное количество слов, звукоподражаний, отсутствие фразы, преобладание жестов над активной речью.
Даже если ребенок не торопится выговаривать слова, к двухлетнему возрасту у него должна быть хорошо развита пассивная речь. Это означает, что малыш понимает, что говорят ему взрослые, может выполнять два последовательных действия по просьбе родителей
36 месяцев
Норма: самостоятельная речь из сложных предложений, словарь состоит из более чем 1000 слов, активное усвоение частей речи и грамматики (словообразование, словоизменение и др.).
Должно насторожить: ограниченное количество слов, звукоподражаний, фраза есть, но речь невнятная или отсутствие фразовой речи.
Признаки задержки речи проявляются на первых этапах ее становления:
- аномальное протекание доречевого периода (беззвучность малыша, однотипные вокализации, редкие гуление и лепет);
- ребенок в 1 год не реагирует на звуки, речь;
- в возрасте 1,5 лет малыш не пытается повторять слова взрослых;
- в 1,5-2 года ребенок не может выполнить пассивное действие;
- в двухлетнем возрасте малыш не выговаривает слов;
- в 2,5-3 года ребенок не способен составлять простые фразы;
- в трехлетнем возрасте отсутствует собственная речь.
- для коммуникации используются жесты, мимика.
Что делать?
Стимулировать развитие речи можно и путем проведения занятий. С малышом нужно чаще разговаривать. Хорошо помогает артикуляционная гимнастика. Вначале ее продолжительность составляет около 10 минут. Потом время занятий постепенно увеличивают.
Так же хорошо выполнять упражнения на дыхание, потому что мы с вами говорим на выдохе. Хорошо подходят для игры мыльные пузыри, в младшем возрасте у малыша должно быть их много. Еще подходят шарики для пин-понга, играйте им в футбол на столе: ставите шарик на стол, и вы на него дуете, по направлению к ребенку, шарик на ровной поверхности, т.к. он невесомый, катится. И вы просите ребенка, чтобы он сделал тоже самое по отношению к вам, то есть чтобы он подул на шарик и шарик прикатился к вам. Можно использовать обычный листочек бумаги, вначале вы подносите его к ребенку близко, чтобы он подул, потом постепенно начинаете отодвигать, чтобы во время дыхания листочек колыхался. Следующий интересный момент, в одно и то же время по вечерам берете стакан с водой, соломинку и просите ребенка надувать пузыри, детям это очень весело и смешно. Очень важно, чтоб ребенок знал что это занятие, и никак не связано с приемом пищи. Следующий важный момент ребенка надо учить дышать животиком, чтоб дыхание было максимально глубоким. Ребенок лежит горизонтально и вы говорите: «У нас маленькая мягкая игрушка и я посажу тебе сейчас на животик. Ты будешь лежать, вдыхать воздух и старайся надувать свой живот, и тогда игрушка будет у нас как на качелях качаться.» Не отчаивайтесь если у ребенка это получится не сразу.
Детям до трех лет важно научиться знать все части своего тела, это важно для речи. До трех лет лево, право должно отлетать от зубов, то есть «покажи правую руку», «покажи левую руку», «покажи левое ухо», «покажи правую коленку» и т.д. Этому начинают учить с года, и ребенок должен знать ножки, ручки, животик, спинка, голова, нос, глазки, а потом начинаем расставлять акценты на лево, право.
Перейдем к упражнениям которые способствуют речевому развитию, вы удивитесь, но это не уроки логопедии, а упражнения руками! Например, покажи пальчики вот так (указательные вниз), а теперь вот так (большие вверх), если у ребенка не получается (до 3-лет), вы ему помогаете, как правило на третий раз ребенок понимает, что надо делать, если ребенку больше трех, подождите пока он сам поймет что надо делать, корректируйте его словами. Выполняйте и другие пальчиковые игры, «Коза», «Зайка», «Пальчики здороваются», «Кулак, ребро, ладошка» и др. В пальчиковые игры играйте каждый день, тогда это будет работать.
Хорошо одномоментно двумя руками рисовать круги фломастерами, или раскатывать колбаски, шарики из пластилина.
Важно проводить занятие не время от времени, а регулярно.
Источник: растим детей.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей, логопедов "Как помочь малышу - молчуну?"
Что делать, если Ваш малыш молчит? Как помочь малышу, если он не ходит в садик? Это статья для мам, бабушек и тех, кому не безразлично, когда заговорит ваш молчун....

Молчуны по неволе
Статья раскрывает специфику проблемы элективного мутизма, дает психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей....

КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?
Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет лепетать, будет изображать мычащую коровку, произнесет первое слово, наконец, заговорит и поразит вас тем, сколько всего он уже знает. Не нужно ждать...
"Как разговорить молчуна?"
КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет лепетать, будет изображать мычащую коровку, произнесет первое слово, наконец, заговорит и поразит вас тем, сколько всего он у...

МАЛЕНЬКИЕ МОЛЧУНЫ: ПОЧЕМУ ДЕТИ ПОЗДНО И ПЛОХО НАЧИНАЮТ ГОВОРИТЬ?
Статья раскрывает некоторые причины задержки речевого развития детей в младшем дошкольном возрасте, не связанные с органическим поражением головного мозга. Материал будет полезен родителям и воспитате...

