«Психогимнастика как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников»
учебно-методический материал по психологии
Методическая копилка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.8 КБ | |
| 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
«Психогимнастика как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников»
Одна из важнейших задач современного образования - формирование функциональной грамотности. Эта задача актуальна и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО включает:
▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста
▪ Формирование речевой активности дошкольников
▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников
▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Подробнее хотелось бы остановиться на формирование социально-коммуникативной грамотности.
Социально– коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, умение соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу. Основной целью социально – коммуникативного развития дошкольников является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Важной составляющей социально-коммуникативной грамотности является развитие эмоционального интеллекта дошкольников. В период с 3 до 7 лет активно формируется эмоциональный интеллект. Это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, эффективно ими управлять и контролировать.
Почему это важно?
Насколько детям необходимо изучать окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир, понимать свои чувства и настроение.
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры личности закладываются именно в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Актуальность данной темы со стороны государственной системы образования отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте: “Социально-коммуникативное развитие представляет собой развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.”
Но почему тема эмоционального интеллекта стала так популярна именно в последнее десятилетие?
Почему поколение современных мам и пап, не обучающиеся в детстве принципам распознавания своих и чужих эмоций – научились этому самостоятельно. А поколение детей нужно этому обучать?
Что же изменилось и какие факторы добавились, давайте попробуем разобраться.
1. Детоцентричные семьи
В прошлом столетии эмоциональный интеллект у детей развивался непроизвольно. В патриархальной семье ребенок с детства учился быть полезным, вносить свой вклад в общее дело, считывать эмоции взрослых, от которых зависело его благополучие.
На сегодняшний день семьи чаще всего детоцентрические (малодетные, где первое место принадлежит ребёнку. Родители и ближайшие родственники окружают ребенка заботой и предвосхищают любые его желания.
В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи, психологически доминировать.
В такой атмосфере ребенку незачем учиться определять настроение родителей, подстраиваться под уклад жизни взрослых, проявлять сочувствие.
2. Культура дворовых игр
Еще один немаловажный аспект замедленного развития эмоционального интеллекта у современных детей - уменьшение количества живого общения и совместных игр между детьми.
Формирование навыка социализации, который раньше дети естественным путем осваивали, гуляя или проводя время со сверстниками, сейчас утрачивается. Культура дворовых игр растворяется под напором плотного расписания кружковой деятельности детей или наоборот большого количества свободного времени, проводимого в обществе гаджетов.
Еще 30 лет назад двор был центром притяжения для детей. Разновозрастные группки соседских ребят выстраивали свои сюжетно-ролевые игры, соревнования, устанавливали правила и обучали им младших. Многообразное живое общение учило детей понимать чувства сверстников, подчиняться правилам игры, договариваться, радоваться совместным победам.
В современном обществе количество общения значительно сократилось, гораздо реже дети ходят друг к другу в гости, организовываются в массовые игры во дворах. Для развития понимания жестов, выражения лица, голоса и эмоций недостаточно практики. Дети предпочитают играть с гаджетами, а не друг с другом.
3. Гаджеты
Телевизор и гаджеты не позволяют ребенку проживать и осознавать свои чувства, происходит «заморозка» эмоций, дети прячутся за экраном от возникших проблем. Они отказываются думать о трудностях и причинах их появления, не ищут и способы исправления ошибки.
Современные подростки, согласно результатам исследования, разучились решать конфликты. В случае возникновения непонимания, они, скорее, удалят человека из списка виртуальных друзей и перестанут с ним общаться, нежели постараются найти решение проблемы. Формируется стиль общения, который не включает в себя считывание эмоций партнера и живое взаимодействие. Ведь не случайно появились смайлики, которые говорят, что эмоции в разговоре необходимы!
Виртуальный мир, ориентированный на «облегченное потребление», не требующее никаких мысленных и духовных усилий, «засасывает» ребенка своей легкостью, зрелищностью, динамикой. Он не требует от него усилий по налаживанию контактов с партнерами.
Дети не учатся сопереживанию, умению подстроиться, уступить, поставить себя на место другого. У современного поколения очень низкий уровень эмпатии.
4. Интеллектуализация детства
Реалией современного детства является перекос в сторону интеллектуального развития ребенка в ущерб социальному и личностному.
К сожалению, современные родители чрезмерное внимание уделяют обучению ребенка-дошкольника школьным навыкам: чтению, письму, счетным операциям, в ущерб развитию распознавания своих эмоций и эмоций окружающих, развитию активности и самостоятельности в различных видах деятельности, что, на сегодняшний день, является главным элементом понятия «психологической готовности к школе».
Многие родители, последователи методик ранней детской интеллектуализации считают, что в связи с изменившимся темпом жизни, именно столь ранее начало интеллектуального обучения является своевременным и полезным. Однако в каждом факторе есть две стороны медали.
Важным подводным камнем раннего обучения может быть десоциализация, ведь из-за уклона в сторону интеллектуальных занятий затормаживается развитие эмоциональной сферы ребенка, вследствие чего его могут ожидать проблемы из-за плохо развитой культуры общения.
Можно утверждать, что развитие эмоционального интеллекта определяет становление личности в период дошкольного возраста, обеспечивает продуктивное общение, познание социальных явлений, а также стрессоустойчивость ребенка, так называемую «психологическую выносливость». Сказанное подчеркивает важность организации целенаправленной и системной работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта.
Психогимнастика – полезный инструмент в развитии эмоционального интеллекта ребенка. Она помогает преодолеть детскую неуверенность, страх и агрессию. Это активные мимические, жестикуляционные и пантомимические проявления эмоций. Когда малыш умеет понимать эмоции других и сам их ярко выражает, он становится чутким, проще общается со сверстниками и лучше понимает чувства окружающих.
Психогимнастика – это комплекс специальных игр, этюдов и упражнений. Они развивают и корректируют разные стороны психики (познавательную, эмоционально-личностную). На занятиях дети максимально ярко изображают гнев, страх и другие эмоции. Они психически и физически проживают тревожные состояния в игре, после чего те перестают существовать в реальности.
Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, развитие представлений о способах выражения чувств (с помощью жестов, поз, мимики, слов), и умения управлять своими эмоциями.
Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер.
Во-первых, активный мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети не осознают своих «психических заноз». В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.
Занятия по психогимнастике включают:
- мимические и пантомимические этюды, целью которых является выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний.
- этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций, целью которых является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой, их моральная оценка.
– этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность, целью которых является коррекция настроения и отдельных черт характера, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
- психомышечные тренировки, целью которых является снятие психоэмоционального напряжения.
Педагог должен помнить, что психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений.
Специфика организации занятия:
1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребёнка так, чтобы через механизм их функционального единства ребёнок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.
2. Все занятие строится на сюжетно-ролевом содержании.
3. Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.
4. Занятия можно проводить для детей, начиная с трёхлетнего возраста, изменяя тему, сложность задач.
Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения, а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психологического функционального единства.
В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением:
• напряженных и расслабленных;
• резких и плавных;
• частых и медленных;
• дробных и цельных гармоничных;
• едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;
• вращений тела и прыжков;
свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.
Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия. Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:
• относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;
• каждого ребенка принимать таким, какой он есть;
• не допускать упреков и порицаний за неуспех;
• занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;
• давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;
• развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;
• создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;
• постепенность коррекционно-развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Психогимнастика используется мной для коррекционной и психопрофилактической работы. Также использование психогимнастики под силу каждому воспитателю для работы с детьми с целью психофизической разрядки.
Методика занятий психогимнастикой довольно проста. Группы комплектуются по возрасту, в каждой - не более шести детей, имеющих различные психологические особенности, например: чрезмерная подвижность или моторная заторможенность, слабая концентрация внимания, истеричность, боязливость, замкнутость и пр. При планировании занятий, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений учитываю ряд моментов: правильный выбор упражнения, инструктирование группы перед его выполнением, остановка и обсуждение упражнения. В начале дня целесообразно провожу упражнения, которые позволяют мобилизовать внимание, интеллектуальную активность. Во второй половине дня использую упражнения, которые помогают снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки.
В своей работе психогимнастику я использую:
1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.
2. В качестве релаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной).
3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить в беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента или вместо использования педагогической ситуации
4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
К вспомогательным средствам общения, используемым на психогимнастике относятся такие изобразительные действия, как рисование и музыка. На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разделить все мышцы на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка привлекается к каждой группе мышц.
Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка. В предлагаемом тренинге ребенок учится не только расслаблять мышцы, но и осознавать состояние покоя, не напряжённости.
Психогимнастика особенно важна в наше время, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной и двигательной разрядки становятся меньше.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО ▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста ▪ Формирование речевой активности дошкольников ▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников ▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Почему это важно? «Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую» Чарльз Свиндолл , писатель . Эмоциональный интеллект отвечает за распознавание и правильную интерпретацию эмоций. Именно он наделяет человека психологической гибкостью и способностью эффективно взаимодействовать с окружающим миром. А фундамент эмоционального разума закладывается в детстве.
Факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта Детоцентричные семьи Культура дворовых игр Гаджеты Интеллектуализация детства
Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы. Психогимнастика помогает «включать» взаимопонимание и учит распознавать в невербальном поведении других эмоциональную составляющую.
Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, развитие представлений о способах выражения чувств (с помощью жестов, поз, мимики, слов), и умения управлять своими эмоциями.
Упражнение на напряжение и расслабление мышц рук и лица «Солнышко и тучка»
Упражнение на чередование напряжения и расслабления пяти групп мышц (шеи, лица, рук, туловища, ног) «Снеговик»
Психомышечная тренировка «Игра с ёжиками »
Этюды на выражение эмоции удовольствия и радости «Два клоуна»
Этюд на выражение эмоции злости «Страшный зверь»
Этюд на выражение эмоции отвращения «Соленый чай»
Этюды на сопоставление различных эмоций и мышечных ощущений «Сердитая кошечка»
Игры на сопоставление различных черт характера «Мальчик наоборот»
Игры на развитие слухового внимания «Тропинка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»
изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»
Представлен опыт применения метода интеллект-карт в образовательном процессе с детьми в детском саду....

«Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности»
В настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взросл...

Мастер - класс "Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через использование технологии сочинения лимериков".
Материал, помогающий освоить технологию сочинения коротких,шуточных стихов....

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности
Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотностиВ настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качестве...
«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...
«Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. На сегодняшний день нет единого определения функциональной грамотности, т.к. все очень быстро меняе...
