Совместный детско-родительский тренинг "Наша дружная семья - это Родина моя"
материал по психологии
Представление успешной практики проведения социально-психологического тренинга для родителей и детей старшего возраста «Наша дружная семья-это Родина моя» для педагогов дошкольного образования на районном методическом семинаре «Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-психологический тренинг:
"Наша дружная семья – это Родина моя "
Тренинг проводится с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями в виде информационно-игрового сеанса. Упражнения построены на взаимодействии родителя и ребенка в комфортной ситуации - так, чтобы они могли пообщаться в другой атмосфере и таким образом узнать что-то новое о потребностях, о которых до этого они, возможно, не подозревали.
Цель: формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста через оптимизацию детско-родительских отношений, установление атмосферы доверия и взаимопонимания между родителями и детьми, вовлечение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания.
Задачи:
∙ создание условий для гармонизации детско-родительских отношений через различные формы совместного взаимодействия;
∙ развитие интереса и бережного отношения к семейным традициям и ценностям;
• развитие у родителей уверенности в их педагогических способностях, а также умение занимать и понимать своих детей;
• создание условий для эмоционального единства в семье;
• развитие навыков эмоциональной поддержки как у детей, так и у родителей;
- активизация эмоциональных переживаний, связанных с понятием "семья" как основой патриотизма;
• обучение участников методам выражения своих чувств и эмоций.
Материалы: бэйджи с именами участников, маркеры, цветные карандаши, фломастеры, листы формата А3, магнитные удочки, изображения блюд с магнитными наклейками; презентация, видеозапись интервью детей, социальный видеоролик о семейных взаимоотношениях, воздушные шары, обручи, прозрачные пакеты, прищепки, фотографии детей, магнитофон, музыкальные записи.
Предварительная работа:
Видеозапись интервью с ответами детей для тренинга.
Продолжительность: 45-60 мин.
Ход тренинга
Перед началом тренинга, для лучшей коммуникации, каждому родителю предложены бейджи с разноцветными вкладышами, на которых они маркерами пишут свои имена.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать Вас на совместном тренинге «Наша дружная семья – это Родина моя».
- Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил: Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Для этого нам необходимо вспомнить себя в детстве, поставить себя на место наших детей, а это позволит нам общаться, не стесняясь ошибок.
1) - В настоящее время патриотическому воспитанию дошкольников уделяется большое внимание. Оно направлено на формирование у детей духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, через развитие интереса детей к истории своей страны, своей семьи.
Невольно вспоминаются слова известной всем песни «С чего начинается Родина?» На этот вопрос у каждого человека свой ответ, но никто не станет оспаривать тот факт, что для маленького человека Родина начинается со своей семьи.
Сегодня наша встреча посвящена семье. Кто может сказать, что такое семья? Родители отвечают на вопрос.
Правильно, вы все молодцы! Семья – прежде всего самые близкие и родные люди, которые заботятся друг о друге, дарят любовь. Семья является опорой для каждого из нас.
- А вы хотите узнать, какое определение семьи дали ваши дети?
Включается видеозапись интервью с ответами детей на этот вопрос.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
- Вы все согласитесь, что очень приятно и радостно дарить и получать любовь своей семьи!
2) - Все присутствующие здесь – родители. И все мы стремимся, чтобы наши дети выросли веселыми, счастливыми и самостоятельными. Помогающими и любознательными. Уверенными в себе и открытыми. Но всегда ли у вас это получается? Давайте рассмотрим ситуацию, которая происходит во многих семьях.
Упражнение «Кокон». Для участия приглашается родитель.
Вы приходите за ребенком в детский сад, и ребенок хочет с вами поделиться впечатлениями о прошедшем дне. Вы говорите: «Давай быстрей, хватит болтать» (Завязывается рот «Ребенку»). Придя домой, ребенок хочет Вам чем-нибудь помочь, Вы отказываетесь (Завязываются руки). Не зная, чем заняться, ребенок начинает бегать по комнате. Вы ругаете его за топот (Завязываются ноги). Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых. Вы опять за это его ругаете (Завязываются уши). Ребенок начинает смотреть в телевизор или берет в руки гаджет. Вы заходите и говорите, что уже пора спать (Завязываются глаза).
Вывод: Посмотрите, на что похож «ребенок»? - на «кокон». Гусеница в коконе развивается, превращается в красивую бабочку, а ваш малыш развивается? Подумайте. Как часто вы говорите ребенку слово «нет»? Как часто Вы «глухи» к потребности ребенка в вашем внимании?
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
3) - А сейчас я предлагаю вам посмотреть один короткий видеоролик, возможно что-то покажется вам знакомым (демонстрация социального видеоролика про отношения детей и родителей https://vkvideo.ru/video-61879718_456280113)
- Являются ли достоверными ситуации, показанные в ролике?
- Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?
- Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?
(ответы родителей)
4) - Представьте, что вам выпала невероятная, волшебная возможность поужинать с кем бы вам захотелось: любым ныне живущим или уже нет, знаменитым или неизвестным, реальным человеком или вымышленным персонажем. Кого бы вы выбрали?
А теперь послушаем, каким был выбор ваших детей. (демонстрация видео с ответами детей)
5) Всё начинается с семьи. Семья для ребенка - самая главная социальная среда, она напрямую влияет на его нравственное развитие. Именно в первые годы жизни ребенка формируется образ семьи, закладываются отношения между родственниками. Поэтому воспитание детей должно строиться на любви, опыте, личном примере из детства родных и близких. Особая роль в процессе семейного воспитания детей должна отводиться семейным традициям. Традиция - это сложившееся событие, которое перенимается молодым поколением и воспроизводится в последующей жизни.
Есть ли в вашей семье традиции? Какие традиции вашей семьи вы бы сейчас отметили?
Семейные традиции представляют собой обычные, принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они являются одним из ключевых признаков здоровой семьи.
Что же такое семейные традиции, какими они могут быть и зачем они нужны?
Одна из традиций - это «совместный семейный обед или ужин». Эта традиция учит нас общаться друг с другом, слушать и быть услышанными не наспех, а в течение полчаса за столом. Кажется, что это незначительная деталь, но она стоит дорого. За обедом ребенок учится хорошему поведению и заботе о других.
Традиция – «совместный досуг с детьми». Эта традиция развивает в детях доверие и интерес к родителям. Вместе проводимое время способствует освоению мира, кроме того, это возможность для беседы и обсуждения важных вопросов, будь то вдвоем или всей семьей.
Хотите услышать, что больше всего дети любят делать вместе с семьей? (скажу сразу, что не всем ребятам было легко сразу вспомнить любимое совместное занятие)
Демонстрация видео с интервью детей.
6) - А сейчас вспомните, как вы ласково называете своего малыша
Ответы родителей
Редкие родители называют своего малыша только по имени. Даже самое благозвучное имя не в силах выразить всей их бескрайней любви. В ход идут традиционные Зайки, Мышки и Кисули, а также экзотические Бегемотики и Слоники — родительская фантазия так же безгранична, как и их любовь.
Прозвище — это своеобразное имя. Оно связывает ребенка с его сутью, с самим собой. Таких имен-прозвищ в жизни человеке будет еще несколько: в школе, в дружеской компании, в компании любимого человека, имя, которое дадут ему его собственные дети. Но первое, которым называла мама, так и останется для человека самым важным и самым дорогим. Оно может стать и формой его защиты, и клеймом, и сценарием его судьбы.
Ребенок не отделяет себя от своего "домашнего" имени, более того — он подсознательно следует его значению. Так что будьте осторожны: так или иначе прозвав своего малыша, вы программируете его поведение, характер и в конечном итоге — его будущее, его судьбу. Ребенок, даже совсем маленький, слушает вас очень внимательно. Ваши слова, обращенные к малышу, особенно, если вы их без конца повторяете, он подсознательно воспринимает как руководство к действию, как конкретную программу и как сценарий своей будущей жизни.
-Хотите услышать, какие ласковые имена самые любимые у ваших деток? Демонстрация видео с ответами детей
7) - А теперь настало время пригласить наших ребят. Пока я пойду приглашать детей, вам нужно выбрать сердечки тех цветов, которые, по вашему мнению, являются любимыми у вашего ребенка.
- Встречайте, вот и они, ваши малыши. (выход детей)
- А сейчас я предлагаю всем немного поиграть.
8) Игра «Насколько знаешь ты меня…»
Сначала проверим, насколько хорошо родители знают своих детей. Упражнение «Узнай по глазам». На экране демонстрируются фотографии детских глаз. Задача родителей узнать своего ребенка по глазам. Родители погружаются в процесс поиска. Это возможность задуматься о том, как глубоко они знают своих детей, какие эмоции и переживания могут скрываться за их взглядами. Родители начинают осознавать, что глаза — это отражение внутреннего мира ребенка и под этим взглядом могут скрываться мечты, страхи и радости. Это работа над эмпатией, учит чувствовать и понимать своих детей лучше. Кроме того, такая активность способствует обсуждению важных тем, таких, как уникальность каждого ребенка и важность эмоциональной поддержки.
А теперь посмотрим, как хорошо ребята знают своих родителей! Проверим не только их знания, но и ловкость! Упражнение «Вкусная рыбалка» (дети с помощью магнитных удочек достают картинки с изображением самого любимого блюда своего родителя)
- Предлагаю вам еще немного поиграть!
9) Игра «Мое солнышко»:
Детям предлагается взять из корзины столько прищепок, сколько они смогут поместить в своих ладошках. Задача родителей состоит в том, чтобы разместить все прищепки на одежде своего малыша, сопровождая каждую добрым, нежным, ласковым эпитетом в адрес ребенка. Дети, снимая с одежды прищепку, должны называть ласковые слова в адрес своего родителя.
10) - А сейчас мы с вами поговорим о детской душе.
Мы все, безусловно, любим своих детей, желаем им самого наилучшего будущего, мечтаем видеть их успешными, счастливыми, здоровыми.
Детская душа – это удивительный мир, полный загадок и сокровенных тайн. Маленькие дети обладают особой способностью воспринимать окружающую их реальность с чистотой и наивностью.
Одной из ключевых особенностей детской души является ее непосредственность и искренность.
Какие факторы влияют на развитие детской души?
Важное значение имеет семейная среда, в которой ребенок растет, а также взаимодействие с окружающими людьми. Детская душа нуждается в любви, заботе, поддержке и понимании со стороны родителей и близких.
Какие ошибки воспитания могут негативно сказаться на детской душе? (демонстрация слайда, на котором написаны слова, негативно влияющие на личность детей, на их развитие)
- А теперь давайте вместе с вами превратим все эти негативные факторы, ложащиеся тяжестью на душе ребенка, в легкие, позитивные компоненты, которые будут ее наполнять и способствующие ее позитивному развитию. Вот перед нами воздушные шарики, легкие, красочные. Напишите на них то, чем бы вы хотели наделить вашего ребёнка, наполнить его душу.
11) Упражнение «Душа ребенка»
Родители, с помощью педагога-психолога, подбирают слова-антонимы к тем, что представлены на слайде и записывают их на подготовленных заранее воздушных шарах.
Непринятие - принятие
Безразличие - понимание
Отвержение - любовь
Игнорирование - внимание
Пренебрежение – защита, забота
Отстраненность – сопричастность, искренний интерес
Эмоциональная холодность – нежные объятия, положительное эмоциональное подкрепление
Вседозволенность – разумные границы
Дети берут в руки большой обруч с прикрепленной к нему белой прозрачной сеткой, похожей на большой сачок, который символизирует чистую душу ребенка. Родители подбрасываю вверх воздушные шары с позитивными надписями, а дети ловят их в «сачок». Задача играющих не допустить падения воздушного шарика на пол.
- Посмотрите, какая светлая, красивая детская душа!
Душа ребенка нуждается в любви, уважении, признании и границах. Ребенку не нужны идеальные, никогда не злящиеся и не наказывающие родители. Нужны любящие, понимающие и искренние. Тогда будущему взрослому удастся и в детстве, и во взрослой жизни устанавливать здоровые отношения и жить наполненной жизнью.
12) «Дом мечты» Участникам предлагается в семейной паре нарисовать для своей семьи идеальный дом (не реальный, а какой хочется). Задание нужно делать сообща на одном листе бумаги (формата А3) цветными карандашами или фломастерами. Рисунок затем обсуждается.
Также обязательным является поддержка семьи и сообщение того, что у них хорошо получилось, описание того, что удалось семье особенно. Такое сообщение важно для создания с семьей контакта и снижения тревоги ее членов в ситуации их оценки.
Ключевые моменты данного задания:
Как члены семьи договаривались друг с другом, смогли ли это сделать? Обсуждали ли общий план работы?
Решения принимались коллективно или единолично, кто принимал решение?
Чьему мнению в семье отдается предпочтение, кто уступает?
Кто являлся основным генератором идей (придумщиком), кто воплощал идеи в жизнь?
- Наша встреча подошла к концу. Давайте мы все встанем в один большой круг, и каждый (и родители, и дети) расскажет, в какую игру ему сегодня больше всего понравилось играть и почему, что лучше всего удалось сегодня, что особенно порадовало и т.д. Ответы участников.
Пришло время прощаться. Ребята, давайте покажем родителям, как мы прощаемся в конце занятия. Беремся за руки. Наши руки – это наша цепь, по которой мы передаем друг другу искорку добра, любви и хорошего настроения, с помощью рукопожатия и улыбки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка цикла детско - родительских занятий " Вместе - дружная семья"
Цикл занятий расчитан на детей - дошкольников и их родителей. Цель занятий - гармонизация детско- родительских отношений....

Детско-родительская гостиная «Наша дружная семья: это ты, и мы и я!»
Детско-родительская гостиная «Наша дружная семья: это ты, и мы и я!»...
Сценарий детско-родительского мероприятия "Вместе дружная семья"
Материал содержит актуальность организации детско-родительского клуба , задачи и непосредственно сценарий по теме "Вместе дружная семья"...

Экспозиция работ детско-родительского творчества "Моя дружная семья"
В "Детском саду №9 комбинированного вида" в 1 младшей группе "Пчелки" был проведен конкурс детско-родительского творчества "Моя дружная мемья". Родители с большим желание...
Детско – родительский проект «Вместе дружная семья – логопед, родитель и я» 2 младшей группы (3- 4 лет)
АктуальностьМногие дети, ...

Детско-родительский тренинг «Вместе дружная семья"
Основная цель тренинга - гармонизация эмоциональных связей в семье. Педагог при проведении тренинга создает условия для эмоционального сближения членов семьи; - обучает участников навыкам ...
Тренинг детско-родительских отношений "Наша дружная семья"
Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества....