Психопрофилактическая работа психолога ДОУ по оптимизации психологического здоровья педагогов.
консультация по психологии
Прежде чем помогать детям стать психологически здолровым, нужно научить педагогов контролировать свое эмоциональное состояние, обучить их элементарным методам оздоровления, создать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
Педагог-психолог МБОУ СОШ №40
Невмержицкая Л.В.
Психопрофилактическая работа психолога ДОУ по оптимизации психологического здоровья педагогов.
Профессия педагога очень энергоемкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Вместе с учебной нагрузкой растет нервно-психическое напряжение, переутомление.
К факторам, влияющим на психофизическое здоровья педагогов относятся конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями. Их неблагоприятное воздействие может вызвать у педагогов сильные стрессы, что может привести к возникновению нервозов. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». В результате повышаются агрессивность, тревожность, вспыльчивость, раздражительность, появляются подавленное настроение, бессонница, Под действием этого личность приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.
Угрозы психологическому здоровью педагогов бывают внешние и внутренние.
Внешние источники
Физические:
- неблагоприятные погодные условия;
- снижение физической активности;
- незнание, неприменение способов саморегуляции;
- нерациональный режим труда и отдыха;
- недостаточное пребывание на свежем воздухе.
Социальные:
- психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки;
- межличностные отношения в коллективе;
- отсутствие поддержки коллег, неправильная организация общения;
- неблагоприятные, психотравмирующие моменты в семейной, личной жизни;
- высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.
Внутренние источники
- индивидуально-личностные особенности воспитателей: заниженная самооценка, агрессивность, неустойчивость эмоций, эмоциональная возбудимость, комплекс неполноценности;
- отрицательное отношение к себе, непринятие себя, неумения любить себя.
- факторы, которые негативно влияют на нервную систему: курение, алкоголь, перенесенные инфекционные заболевания;
- физическое и умственное переутомление.
Психопрофилактическая работа педагога-психолога
Для эффективной психопрофилактической работы, можно использовать три направления: арт-терапевтические техники, деловые игры и упражнения, телесно-ориентированные техники.
Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога.
Упражнения «Рисунок настроения»
Каждый член группы имеет в своем распоряжении много
бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. Используйте одну-две минуты,
чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент.
Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш
и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии
и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь
символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте
себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то,
что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа
может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.
«Каракули»
Упражнение направлено на выявление внутриличностных конфликтов и проработку негативных эмоций. Предложите нарисовать непрерывные хаотичные, линии. Попросите найти в них образы и закрасить разными цветами, объяснить, почему они появились в рисунке.
«Играйте как в детстве …»
Цель: при рисовании «нерабочей» рукой развивается спонтанность, раздвигаются границы умений. При рисование нерабочей рукой часто появляется что-то новое в чувствах, то ли вскрываются прошлые давно скрытые страхи, то ли возникают новые образы, зовущие к будущему.
В этом упражнении взрослые должны изобразить нерабочей рукой свое любимое занятие, любимую книгу или детскую игрушку. При рисовании нерабочей рукой человек становится спонтанным, раскрывает новые границы. Могут проявиться детские переживания, сильные эмоции. У кого-то возникают яркие творческие образы. Подумайте, почему именно эти ощущения вы испытали во время терапии. По какой причине нарисовали эту игру?
Поочередное рисование
Участники становятся парами. Участникам предлагается поочерёдно рисовать в течении двух минут, сначала один из пары начинает рисовать, затем второй продолжает рисовать тоже в течении двух минут, после снова первый. Заканчивается работа тогда, когда оба партнера посчитают ее завершенной.
Психологическая совместимость у пары считается, если получается целостная картина. Участники умеют уступать друг другу, умеют договариваться.
Если участники рисуют каждый свое, то у них разная психофизика и им необходима работа по срабатыванию в парах.
Метафорические портреты
Участникам предлагается нарисовать себя в виде какого-нибудь предмета или животного. По завершению работы, участники по желанию рассказывают о своем рисунке.
Можно нарисовать себя на одной стороне листа в виде предмета, на другой - в виде животного. Постараться понять, как эти изображения соотносятся с отношением окружающих к конкретному педагогу и его отношением к окружающим.
Также участникам можно предложить нарисовать на листе себя в виде растения на том или ином этапе его роста или развития.
Деловые игры и упражнения
Упражнение «Непослушные шарики»
Эта игра проводится с целью создания работоспособности, снятие эмоционального напряжения, налаживание физического контакта между участниками.
Вам понадобятся воздушные шары. Чем больше будет шаров, тем сложнее участникам удерживать их и тем веселее проходит упражнение.
Педагог-психолог:
Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Я сейчас буду бросать в круг воздушные шарики. Ваша задача – не дать шарикам упасть или вылететь из круга, но при этом нельзя расцеплять руки.
Участники тренинга выполняют задание.
Игра «Имена»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развития скорости мыслительных процессов, преодоления неуверенности в себе.
Участники называют свое имя и на первую букву своего имени дают характеристику своего характера. Например: Анна-артистичная; Ольга-оптимистичная и т.д. Каждый игрок сначала говорит имя и характеристику предыдущего игрока, а потом свое по кругу (по часовой стрелке).
Упражнение «Игра: «Покажи сказку»
Цель: создание позитивного настроения, сплочения группы, укрепления чувства принадлежности к группе, умения действовать сообща.
2 команды: 1-я: показывает сказку «Теремок»; 2-я: показывает сказку «Колобок». 12 Главная задача: все показывать молча. Задача другой команды отгадать, что это за сказка.
Игра «Машина»
Цель: налаживание физического контакта между участниками, развитие тактильных ощущений.
Все участники становятся парами. Один выступает в роли машины, другой – в роли его мойщика. У «мойщика» глаза должны быть завязаны или закрыты. В течении пяти минут «мойщик» приводит «машину» в порядок. Моет ее, протирает, полирует. Все свои действия проговаривая, используя как можно больше ласковых слов. После меняются ролями.
Телесно-ориентированные техники
Игра «Сорви яблоко»
Цель: психоэмоциональное и мышечное расслабления и успокоения.
Участники стоят, им предлагается сорвать яблоки в саду, которые висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Педагоги срывают яблоки, потягиваясь как можно выше, поднимаясь на цыпочки, делая при этом вдох, кладут в корзину – медленный выдох, встряхивая руками. Упражнение повторяется несколько раз.
«Мороженое»
Упражнение проводится с целью сняти психоэмоционального и мышечного напряжения.
Педагог: «Представьте что вы – «мороженое». Вас только что достали из холодильника. Мороженое холодное и твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела».
Визуализация «Целительные воспоминания»
Участники садятся в удобном положении. Предлагается сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10 сек, а затем выдохнуть. Упражнение повторяется три раза, после восстановить естественный темп дыхания. С каждым вдохом нужно почувствовать, как расслабляется тело, уходит шум, звуки, проблемы.
В прошлом произошло много событий. Одни были значительные, другие – не очень. Но все они приносили счастье, радость. Вспомните свой радостный день. Верните к жизни ушедшие часы, минуты, когда было ощущение счастья, веселья, окрыленности успехом, удачей. Переживите заново это счастливое прошлое, ощутите, почувствуйте его.
По окончанию упражнения нужно сосчитать до пяти и медленно вернутся в реальный мир.
«Генератор энергии»
Вообразите перед собой фантастический генератор энергии и «включите» его. Как можно ярче представьте себе и почувствуйте, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела, наполняет грудь, мышцы. Вдыхайте ее. Затем последовательно мысленно перемещайте «генератор» за спину, справа и слева от себя, над головой и под ногами. Ощутите волны энергии на спине, на правой и левой стороне тела, на голове, на ногах. В конце упражнения прочувствуйте наличие энергии в каждом участке тела, вашу готовность решать самые сложные задачи. Упражнение рекомендуется выполнять тогда, когда появляются первые признаки усталости.
Упражнение «Руки»
Упражнение проводится с целью снятия усталости, установления психического равновесия.
Участникам предлагается сесть поудобнее, вытянуть ноги, опустить расслабленные руки вниз. Необходимо представить, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю. Вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Нужно отчетливо физически ощутить теплую тяжесть, скользящую по рукам. Посидите 1-2 минуты, затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости.
Упражнение «Гора с плеч»
Проводится с целью снятия психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенности в себе.
Участники стоят. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и отпустить.
Психопрофилактическая работа педагогов-психологов способствует позитивному самовосприятию, самораскрытию педагогов, снижению эмоционального истощения, негативизма, что свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний, о чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, о легкости в общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактическая работа по оптимизации психологического здоровья педагогов
Проблема профессионального стресса особенно остро заявила о себе в настоящее время. В современном обществе меняется отношение людей к работе. Работающие теряю...

Профилактическая работа по оптимизации психологического здоровья педагогов
Человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную Проблема профе...

Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...
Психопрофилактическая работа старшего воспитателя по оптимизации психологического здоровья педагогов.
Психопрофилактическая работа способствует позитивному самовосприятию, самораскрытию педагогов, снижению эмоционального истощении, негативизма, что свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о поло...

Рекомендации педагога-психолога родителям по сохранению психологического здоровья детей
Рекомендации педагога-психолога родителям по сохранению психологического здоровья детей ...

Консультация "Профилактическая работа по оптимизации психологического здоровья педагогов"
Психолого-педагогический семинар для педагогов«Профилактическая работа по оптимизации психологического здоровья педагогов».1. Настрой на работу....

Релаксационные техники, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов.
Релаксационные техники, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов....