Психопрофилактическая работа старшего воспитателя по оптимизации психологического здоровья педагогов.
статья на тему

Психопрофилактическая работа способствует позитивному самовосприятию, самораскрытию педагогов, снижению эмоционального истощении, негативизма, что свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний, об инициативности, о чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, о легкости в общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психопрофилактическая работа старшего воспитателя по оптимизации психологического здоровья педагогов.

Причины нарушения психологического здоровья:

  1. Конфликтные, психотравмирующие ситуации в коллективе, во взаимоотношениях с родителями, приводящие к стрессу и как следствие к неврозам. 60% заболеваний имеет психосоматическую основу, т.е. заболевания являются реакцией организма на физиологические стрессы и психологические травмы.
  2. «Эмоциональное выгорание» педагогов, проявляющееся в виде повышенной тревожности, вспыльчивости, подавленного настроения, бессонницы.

Под действием этих факторов личность приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.п.

Угрозы психологическому здоровью педагогов

Внешние источники:

- Физические

  • неблагоприятные погодные условия
  • недооценка значения закаливания
  • несоблюдение правил психогигиены незнание способов саморегуляции)
  • снижение физической активности, сидячий образ жизни
  • нерациональный режим труда и отдыха

- Социальные

  • межличностные отношения в коллективе
  • интеллектуально-физические психоэмоциональные перегрузки
  • неправильная организация общения, преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ, отсутствие поддержки коллег
  • психотравмирующие моменты в личной, семейной и общественной жизни
  • высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.

Внутренние источники:

  • индивидуально-личностные особенности воспитателей: эмоциональная возбудимость, неустойчивость эмоций, заниженная самооценка и т.д.
  • отсутствие положительного отношения к себе, неумение любить и принимать себя
  • факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь, перенесенные инфекции, длительно текущие соматические заболевания
  • физическое и умственное переутомление

Для исследования эмоционального состояния педагогов – синдрома психологического выгорания и вероятности возникновения неврозов применимы следующие методики: опросник «Психологическое выгорание» Е.С. Старченковой, Н.Е, Водопьяновой и методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.

        Основываясь на результатах исследования, строится поэтапная тренинговая работа, где педагоги шаг за шагом учатся самопознанию, позитивному самовосприятию и самораскрытию, развивают коммуникативные навыки и умения, ищут выходы из конфликтных ситуаций и эффективные способы педагогического воздействия, используют различные методы саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.

Психопрофилактическая работа:

Арт-терапевтический техники создают условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога.

Деловые игры, упражнения, психотехники способствуют гармонизации внутреннего мира педагогов, ослаблению его психической напряженности.

Телесно-ориентированные техники позволяют управлять своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Игры, упражнения и техники

для тренинговой работы с педагогами

Арт-терапевтические техники:

Упражнение «Рисунок настроения»

Перед тем как приступить к самому упражнению, педагогам нужно описать свое состояние на данный момент и это настроение перенести на листок бумаги с помощью цвета. Сюжет изображать не надо, а просто выбирать цвет по настроению. При этом нет никаких ограничений и правил.

Проективный рисунок

Предложить участникам нарисовать коллективный портрет группы, при этом каждый имеет право изобразить только один элемент. Данную процедуру целесообразно проводить на первом и на последнем занятиях, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри группы.

Поочередное рисование

Инструкция: один из партнеров рисует в течение двух минут, затем другой продолжает рисовать то же в течение двух минут, затем снова первый и т.д. Заканчивается работа после того, как оба партнера посчитают работу завершенной. Если получается целостная картина, то у пары психологическая совместимость и они способны уступать друг другу. Если рисует каждый свое, то у них разная психофизика и им необходима работа по срабатываемости в парах.

Рисунок музыки

Слушание медитативной музыки сопровождается дыхательной гимнастикой, а затем предлагается изобразить те ассоциации, которые возникли в процессе работы.

Метафорические портреты

Данная техника предлагает нарисовать себя в виде какого-нибудь предмета или животного, изобразить и фон. После создания рисунка педагогам можно предложить рассказать о нем от первого лица или нарисовать, каким предметом или животным им хотелось бы быть.

Можно изобразить себя в виде предмета, отражающего сегодняшнее состояние, или:

- нарисовать себя на одной стороне листа в виде предмета, на другой – виде животного, постараться понять, как эти изображения соотносятся с отношением окружающих к конкретному педагогу и его отношением к окружающим;

- изобразить себя в виде растения на том или ином этапе его роста и развития, при этом обратить внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым процессом роста этого растения;

- выбрать несколько цветов и передать с их помощью особенности своей личности.

Составление волшебных красок Самотерапия

 (методика Т.Д. Зикевич-Евстигнеевой):

        Сначала участники группы делают тесто из муки, соли, подсолнечного масла, клея ПВА; потом добавляют в него гуашь. Такими красками, созданными своими руками, приятно рисовать, выражать себя и свои чувства, оставлять следы рук. Лучше рисовать на грубом картоне. В процессе рисования краски не размазываются, а выливаются на картон. Данный сказкотерапевтический тренинг проводится с целью:

  • изучения и изменения психоэмоционального состояния;
  • развития креативных, созидающих возможностей личности с использованием творческих видов деятельности;
  • выявления актуальной проблематики личности путем анализа эмоционального состояния в процессе создания «волшебных красок»

Деловые игры и упражнения

Игра «Атомы»

Проводится в качестве разминки и с целью создания работоспособности. Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам – это атом. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Оно определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все двигаются и объединяются друг  другом в зависимости от его команд – встают лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В конце игры называется число, равное всем участникам.

Игра-разминка «Баржа»

Проводится с целью снятия эмоционального напряжения, развития скорости мыслительных процессов, преодоления неуверенности в себе. Участники становятся в круг и называют слова, обозначающие психологические характеристики личности (добрый, веселый…) , перебрасывая при этом мяч, т.е. «грузят баржу»

Игра «машины»

Направлена на налаживание физического контакта между участниками, развитие тактильных ощущений. Участники группы разбиваются на пары. Один выступает в роли машины, другой – в роли ее мойщика. У «мойщика» глаза закрыты или завязаны. В течение пяти минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем меняются ролями.

Упражнение «Доброе животное»

Цель: создание позитивного настроения, сплочение группы, укрепления единства группы и умения действовать сообща. Все участники становятся друг за другом, они – большое доброе животное. Ведущий просит всех вместе полетать, походить, попрыгать, подышать и т.д. После выполнения упражнения игроки говорят о своих чувствах.

Рефлексия «Ваши ассоциации»

Цель: развитие ассоциативных механизмов, умения давать обратную связь. Каждому участнику предлагается сосредоточиться на своем соседе по тренингу и за две минуты вспомнить все, что он говорил, делал при выполнении задний, как себя проявлял; вспомнить свои чувства, которые возникали по отношению к этому человеку. Через две минуты предлагается описать природное явление, время года, которые соответствуют впечатлениям об этом человеке.

Телесно-ориентированные техники.

Игра «Сорви яблоки»

Цель: психоэмоциональное, мышечное расслабление и успокоение. Участники встают так, чтобы вокруг каждого было достаточно свободного места. Ведущий предлагает представить и собрать яблоки в саду, которые растут очень высоко. Затем педагоги срывают яблоки, делая при этом вздох, кладут в корзину – медленный выдох. Упражнение повторяется несколько раз.

Аутотренинг «Мобилизация»

Проводится с целью восстановления сил, общей готовности к продолжению выполняемой работы. Педагоги делают глубокий вдох-выдох, медленно повторяя следующие формулы:

  1. Я хорошо отдохнул
  2. Мои силы восстановились
  3. Во всем теле я ощущаю прилив энергии
  4. Мысли четкие, ясные
  5. Мышцы наполняются жизненной силой. Я готов действовать. Я словно принял освежающий душ.
  6. По всему телу пробегает приятный озноб и прохлада.
  7. Делаю глубокий вдох, резкий выдох и ощущаю прохладу
  8. Поднимаю голову (встаю)

Визуализация «Целительные воспоминания»

        Предлагается удобно сесть или лечь, сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10 сек., а затем выдохнуть. Повторить упражнение 3 раза и затем восстановить естественный темп дыхания. С каждым вдохом нужно почувствовать, как расслабляется тело и сознание, уплывают шум, звуки, лица, проблемы.

В прошлом произошло много приятных событий. Одни были значительные, другие – не очень. Но все они радовали, приносили счастье. Нужно вспомнить свой радостный день, Вернуть к жизни ушедшие часы, минуты, когда было ощущение счастья, любви и необходимости кому-то. Предлагается пережить заново это счастливое прошлое, увидеть, услышать, ощутить и почувствовать его. Нужно не повторяться, не торопиться, дать каждому образу возможность появиться вновь.

        По окончании сеанса нужно сосчитать до пяти и медленно вернуться к окружающей реальности.

Визуализация «Избавление от тревог»

Цели: Снятие тревоги, беспокойства; подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

        Расслабьтесь, представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысячи солнц. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, прогревают тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются все ваши огорчения и тревоги., все отрицательные мысли и чувства. , страхи и переживания. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно.

Визуализация «Хрустальное путешествие»

Цели: Эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их преодоление, получение положительных эмоций.

        Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе следующее: вы медленно входите в весенний яблоневый сад, медленно идете по аллее, вдыхая запах нежных бело-розовых кустов и наслаждаясь им. По узкой тропинке вы подходите к калитке, открываете ее и попадаете на душистый зеленый луг. Мягкая трава качается, приятно жужжат насекомые, веерок качает ваше лицо, волосы. Перед вами озеро. Вода его прозрачна и серебриста, гоняются друг за другом солнечные зайчики. Вы медленно идете к острову, по берегу, вдоль озорного ручейка и подходите к водопаду. Вы входите в него, и сияющие струи очищают вас, наполняют энергией. За водопадом – грот, тихий, теплый, уютный; в нем вы останетесь один на один с собой. А теперь пора возвращаться. Мысленно проделайте свой путь в обратном направлении, выйдете из яблоневого сада и только тогда откройте глаза.

Упражнение «Гора с плеч»

        Цели: Сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

        Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, плавно и широко развести их назад и опустить. Такой осанка должна быть постоянно.

Упражнение «Руки»

        Цели: Снятие усталости, установление психического равновесия.

        Вытянуть ноги, опустить расслабленные руки вниз. Необходимо представить, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Нужно отчетливо физически ощутить теплую тяжесть, скользящую по рукам. Посидите так 1-2 мин, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости.

        Психопрофилактическая работа способствует позитивному самовосприятию, самораскрытию педагогов, снижению эмоционального истощении, негативизма, что свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний, об инициативности, о чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, о легкости в общении.

        Данные занятия способствуют  повышению качества выполняемой работы педагогов, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно влиять на психологический климат в коллективе ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактическая работа по оптимизации психологического здоровья педагогов

Проблема профессионального стресса особенно остро заявила о себе в настоящее время. В современном обществе меняется отношение людей к работе. Работающие теряю...

Профилактическая работа по оптимизации психологического здоровья педагогов

        Человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную Проблема профе...

Из опыта работы старшего воспитателя Всероссийский урок - занятие «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»

Конспект «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»Цель: способствовать развитию и популяризации здорового образа жизни и Олимпийского движения среди педагогов и воспитанников ДОУ.Задачи:1.  Формирова...

Консультация "Профилактическая работа по оптимизации психологического здоровья педагогов"

Психолого-педагогический семинар для педагогов«Профилактическая работа по оптимизации психологического здоровья педагогов».1. Настрой на работу....

Релаксационные техники, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов.

Релаксационные техники, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов....

Реализация проекта по оптимизации психологического здоровья педагогов «Стресс в нашей жизни»

laquo;Стресс в нашей жизни».Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного...

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»

В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...