ЭМПАТИЯ- ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
консультация
ЭМПАТИЯ- ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
В современной жизни развитие эмпатии является одним из важнейших компонентов социализации и нравственного воспитания детей.
Именно в дошкольном детстве закладываются основы эмпатии, эмоционально-нравственной культуры личности. Поэтому актуальным, на сегодняшний день, является определение эффективных условий развития сочувствия, отзывчивости, гуманности и их проявления в повседневной жизнедеятельности у детей, начиная с дошкольного возраста.
Эмпатия — это способность человека, которая позволяет:
- распознавать эмоциональное состояние других людей;
- отождествлять это состояние со своими собственными эмоциями и чувствами;
- эмоционально откликаться на чувства другого человека, понимая при этом причины его поведения.
Иными словами, эмпатия — это способность понимать другого человека с помощью концентрации на его эмоциях и чувствах. Чтобы понять другого, нужно анализировать не то, что он думает, говорит или делает, а то, что он чувствует.
Люди способны к эмпатии благодаря зеркальным нейронам головного мозга. «Наука объясняет, что с их помощью во время наблюдения за действиями и состояниями окружающих у нас в головном мозге возбуждаются свои собственные отделы, ответственные за выполнение этих действий или за ощущение этих состояний. Таким образом у нас появляется возможность поставить себя на место других людей. А это просто необходимость межличностных отношений.
ЭМПАТИЯ – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику – значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.
Человека, который способный воспринимать переживания, эмоции и чувства другого человека, на уровне своих собственных эмоций, называют эмпатом. Можно сказать, что эмпат — эмоциональный телепат, ограниченно способный читать мысли, но воспринимающий эмоциональную картину состояния другого человека.
Развитие эмпатии включает в себя три компонента:
- когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации),
- эмоциональный (я сочувствую ему),
- поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние)
Первый уровень эмпатии является и считается самым низким. К этому уровню можно относить людей, которые сконцентрированы только на себе. Чувства и мысли, переживания других людей их не интересуют. Они считают, что хорошо понимают других людей.
Второй уровень эмпатии. Этот уровень является самым частым среди нас Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей. Третий уровень. Этот уровень эмпатии считается самым высоким. Эти люди являются большой редкостью. Фамилии их упоминаются в истории. Они способны мысленно воссоздать любые переживания, понимать людей лучше, чем они сами. Это люди, которые постоянно и глубоко ощущают окружающих..
Проблема эмпатии была и остается актуальной.
Что же такое –эмпатия?
1) Эмпатия является важнейшим условием эффективного общения. В результате эмпатии происходит понимание мыслей, чувств и настроения другого.
2) Развитие эмпатии связано с влиянием тех социальных групп, в которые попадает ребенок. Нарушения эмпатических отношений в семье или в группе сверстников неблагоприятно сказывается на развитие личности ребенка.
3) К старшему дошкольному возрасту у детей повышаются возможности эмоциональной регуляции своего поведения и деятельности, эмоциональные реакции становятся более адекватными ситуации, эмпатийные проявления в большинстве случаев ведут за собой содействие.
4) Значительное влияние на формирование эмпатических переживаний оказывают: специально организованная воспитательная работа, использование специальных приемов, а также организация различных видов деятельности с учетом эмоционального компонента.
5) Эмпатия реализуется и развивается в процессе интеллектуальноличностного общения ребенка со взрослыми (это могут быть специальноорганизованные занятия, тренинги).
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста — один из ключевых моментов психологического воспитания, требующий внимательного отношения со стороны взрослых.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМПАТИЯ- ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
В современной жизни развитие эмпатии является одним из важнейших компонентов социализации и нравственного воспитания детей.
Именно в дошкольном детстве закладываются основы эмпатии, эмоционально-нравственной культуры личности. Поэтому актуальным, на сегодняшний день, является определение эффективных условий развития сочувствия, отзывчивости, гуманности и их проявления в повседневной жизнедеятельности у детей, начиная с дошкольного возраста.
Эмпатия — это способность человека, которая позволяет:
- распознавать эмоциональное состояние других людей;
- отождествлять это состояние со своими собственными эмоциями и чувствами;
- эмоционально откликаться на чувства другого человека, понимая при этом причины его поведения.
Иными словами, эмпатия — это способность понимать другого человека с помощью концентрации на его эмоциях и чувствах. Чтобы понять другого, нужно анализировать не то, что он думает, говорит или делает, а то, что он чувствует.
Люди способны к эмпатии благодаря зеркальным нейронам головного мозга. «Наука объясняет, что с их помощью во время наблюдения за действиями и состояниями окружающих у нас в головном мозге возбуждаются свои собственные отделы, ответственные за выполнение этих действий или за ощущение этих состояний. Таким образом у нас появляется возможность поставить себя на место других людей. А это просто необходимость межличностных отношений.
ЭМПАТИЯ – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику – значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.
Человека, который способный воспринимать переживания, эмоции и чувства другого человека, на уровне своих собственных эмоций, называют эмпатом. Можно сказать, что эмпат — эмоциональный телепат, ограниченно способный читать мысли, но воспринимающий эмоциональную картину состояния другого человека.
Развитие эмпатии включает в себя три компонента:
- когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации),
- эмоциональный (я сочувствую ему),
- поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние)
Первый уровень эмпатии является и считается самым низким. К этому уровню можно относить людей, которые сконцентрированы только на себе. Чувства и мысли, переживания других людей их не интересуют. Они считают, что хорошо понимают других людей.
Второй уровень эмпатии. Этот уровень является самым частым среди нас Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей. Третий уровень. Этот уровень эмпатии считается самым высоким. Эти люди являются большой редкостью. Фамилии их упоминаются в истории. Они способны мысленно воссоздать любые переживания, понимать людей лучше, чем они сами. Это люди, которые постоянно и глубоко ощущают окружающих..
Проблема эмпатии была и остается актуальной.
Что же такое –эмпатия?
1) Эмпатия является важнейшим условием эффективного общения. В результате эмпатии происходит понимание мыслей, чувств и настроения другого.
2) Развитие эмпатии связано с влиянием тех социальных групп, в которые попадает ребенок. Нарушения эмпатических отношений в семье или в группе сверстников неблагоприятно сказывается на развитие личности ребенка.
3) К старшему дошкольному возрасту у детей повышаются возможности эмоциональной регуляции своего поведения и деятельности, эмоциональные реакции становятся более адекватными ситуации, эмпатийные проявления в большинстве случаев ведут за собой содействие.
4) Значительное влияние на формирование эмпатических переживаний оказывают: специально организованная воспитательная работа, использование специальных приемов, а также организация различных видов деятельности с учетом эмоционального компонента.
5) Эмпатия реализуется и развивается в процессе интеллектуальноличностного общения ребенка со взрослыми (это могут быть специальноорганизованные занятия, тренинги).
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста — один из ключевых моментов психологического воспитания, требующий внимательного отношения со стороны взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмпатии в дошкольном возрасте.
В ВВ данной статье описывается, что такое эмпатия, перечисляются основные ее виды. А также раскрывается проблема развития эмпатии у дошкольников. Описывается развитие эмпатии ка...
«Развитие эмпатии как средство объединения детского коллектива разных этнических групп».
СОДЕРЖАНИЕ: Актуальность проблемы. Дети мигрантов детском саду. Развитие эмпатии как средство обьединения детского коллектива разных этнических групп. Детский игровой проект "Какие...

развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
сожетно ролевая игра, как способ развития эмпатии...

Активизация нравственно-этического компонента и эмпатии у детей 5-8 лет посредством авторских сказок и рассказов
Материал (из опыта работы) знакомит с влиянием авторских сказок и рассказов на активизацию нравственно-этического компонента и эмпатии у детей 5-8 лет. Он содержит обоснован...
методическая разработка "Игры на развитие эмпатии"
картотека игр...
статья "Развитие эмпатии у дошкольников"
статья для родителей и педагогов...

Мастер- класс для педагогов с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Эмпатия"
Материал о развитии эмпатийных чувств средствами театрализованной деятельности...