ЭМПАТИЯ- ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
консультация

ЭМПАТИЯ- ЧТО ЭТО ТАКОЕ?                                                    

В современной жизни развитие эмпатии является одним из важнейших компонентов социализации и нравственного воспитания детей.

Именно в дошкольном детстве закладываются основы эмпатии, эмоционально-нравственной культуры личности. Поэтому актуальным, на сегодняшний день, является определение эффективных условий развития сочувствия, отзывчивости, гуманности и их проявления в повседневной жизнедеятельности у детей, начиная с дошкольного возраста.

Эмпатия — это способность человека, которая позволяет:
- распознавать эмоциональное состояние других людей;
- отождествлять это состояние со своими собственными эмоциями и чувствами;
- эмоционально откликаться на чувства другого человека, понимая при этом причины его поведения.
Иными словами, эмпатия — это способность понимать другого человека с помощью концентрации на его эмоциях и чувствах. Чтобы понять другого, нужно анализировать не то, что он думает, говорит или делает, а то, что он чувствует.
Люди способны к эмпатии благодаря зеркальным нейронам головного мозга. «Наука объясняет, что с их помощью во время наблюдения за действиями и состояниями окружающих у нас в головном мозге возбуждаются свои собственные отделы, ответственные за выполнение этих действий или за ощущение этих состояний. Таким образом у нас появляется возможность поставить себя на место других людей. А это просто необходимость межличностных отношений.

ЭМПАТИЯ – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику – значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.

Человека, который способный воспринимать переживания, эмоции и чувства другого человека, на уровне своих собственных эмоций, называют эмпатом. Можно сказать, что эмпат — эмоциональный телепат, ограниченно способный читать мысли, но воспринимающий эмоциональную картину состояния другого человека.

Развитие эмпатии включает в себя три компонента:

- когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации),

- эмоциональный (я сочувствую ему),

- поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние)

Первый  уровень эмпатии является и считается самым низким. К этому уровню можно относить людей, которые сконцентрированы только на себе. Чувства и мысли, переживания  других людей их не интересуют. Они считают, что хорошо понимают других людей.

Второй  уровень эмпатии. Этот уровень  является самым частым среди нас Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей. Третий уровень. Этот уровень эмпатии считается самым высоким. Эти  люди являются большой  редкостью. Фамилии их упоминаются в истории. Они способны мысленно воссоздать любые переживания, понимать людей лучше, чем они сами. Это люди, которые постоянно и глубоко ощущают окружающих..

Проблема эмпатии была и остается актуальной.

Что же такое –эмпатия?

1) Эмпатия является важнейшим условием эффективного общения. В результате эмпатии происходит понимание мыслей, чувств и настроения другого.

2) Развитие эмпатии связано с влиянием тех социальных групп, в которые попадает ребенок. Нарушения эмпатических отношений в семье или в группе сверстников неблагоприятно сказывается на развитие личности ребенка.

3) К старшему дошкольному возрасту у детей повышаются возможности эмоциональной регуляции своего поведения и деятельности, эмоциональные реакции становятся более адекватными ситуации, эмпатийные проявления в большинстве случаев ведут за собой содействие.

4) Значительное влияние на формирование эмпатических переживаний оказывают: специально организованная воспитательная работа, использование специальных приемов, а также организация различных видов деятельности с учетом эмоционального компонента.

5) Эмпатия реализуется и развивается в процессе интеллектуальноличностного общения ребенка со взрослыми (это могут быть специальноорганизованные занятия, тренинги).

        Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста — один из ключевых моментов психологического воспитания, требующий внимательного отношения со стороны взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл empatiya.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

            ЭМПАТИЯ- ЧТО ЭТО ТАКОЕ?                                                   

В современной жизни развитие эмпатии является одним из важнейших компонентов социализации и нравственного воспитания детей.

Именно в дошкольном детстве закладываются основы эмпатии, эмоционально-нравственной культуры личности. Поэтому актуальным, на сегодняшний день, является определение эффективных условий развития сочувствия, отзывчивости, гуманности и их проявления в повседневной жизнедеятельности у детей, начиная с дошкольного возраста.

Эмпатия — это способность человека, которая позволяет:
- распознавать эмоциональное состояние других людей;
- отождествлять это состояние со своими собственными эмоциями и чувствами;
- эмоционально откликаться на чувства другого человека, понимая при этом причины его поведения.
Иными словами, эмпатия — это способность понимать другого человека с помощью концентрации на его эмоциях и чувствах. Чтобы понять другого, нужно анализировать не то, что он думает, говорит или делает, а то, что он чувствует.
Люди способны к эмпатии благодаря зеркальным нейронам головного мозга. «Наука объясняет, что с их помощью во время наблюдения за действиями и состояниями окружающих у нас в головном мозге возбуждаются свои собственные отделы, ответственные за выполнение этих действий или за ощущение этих состояний. Таким образом у нас появляется возможность поставить себя на место других людей. А это просто необходимость межличностных отношений.

ЭМПАТИЯ – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику – значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.

Человека, который способный воспринимать переживания, эмоции и чувства другого человека, на уровне своих собственных эмоций, называют эмпатом. Можно сказать, что эмпат — эмоциональный телепат, ограниченно способный читать мысли, но воспринимающий эмоциональную картину состояния другого человека.

Развитие эмпатии включает в себя три компонента:

- когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации),

- эмоциональный (я сочувствую ему),

- поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние)

Первый  уровень эмпатии является и считается самым низким. К этому уровню можно относить людей, которые сконцентрированы только на себе. Чувства и мысли, переживания  других людей их не интересуют. Они считают, что хорошо понимают других людей.

Второй  уровень эмпатии. Этот уровень  является самым частым среди нас Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей. Третий уровень. Этот уровень эмпатии считается самым высоким. Эти  люди являются большой  редкостью. Фамилии их упоминаются в истории. Они способны мысленно воссоздать любые переживания, понимать людей лучше, чем они сами. Это люди, которые постоянно и глубоко ощущают окружающих..

Проблема эмпатии была и остается актуальной.

Что же такое –эмпатия?

1) Эмпатия является важнейшим условием эффективного общения. В результате эмпатии происходит понимание мыслей, чувств и настроения другого.

2) Развитие эмпатии связано с влиянием тех социальных групп, в которые попадает ребенок. Нарушения эмпатических отношений в семье или в группе сверстников неблагоприятно сказывается на развитие личности ребенка.

3) К старшему дошкольному возрасту у детей повышаются возможности эмоциональной регуляции своего поведения и деятельности, эмоциональные реакции становятся более адекватными ситуации, эмпатийные проявления в большинстве случаев ведут за собой содействие.

4) Значительное влияние на формирование эмпатических переживаний оказывают: специально организованная воспитательная работа, использование специальных приемов, а также организация различных видов деятельности с учетом эмоционального компонента.

5) Эмпатия реализуется и развивается в процессе интеллектуальноличностного общения ребенка со взрослыми (это могут быть специальноорганизованные занятия, тренинги).

        Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста — один из ключевых моментов психологического воспитания, требующий внимательного отношения со стороны взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмпатии в дошкольном возрасте.

В   ВВ данной статье описывается, что такое эмпатия, перечисляются основные ее виды.  А также раскрывается проблема развития эмпатии у дошкольников. Описывается развитие эмпатии ка...

«Развитие эмпатии как средство объединения детского коллектива разных этнических групп».

СОДЕРЖАНИЕ: Актуальность проблемы. Дети мигрантов детском саду. Развитие эмпатии как средство обьединения детского коллектива разных этнических групп. Детский игровой проект "Какие...

развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

сожетно ролевая игра, как способ развития эмпатии...

Активизация нравственно-этического компонента и эмпатии у детей 5-8 лет посредством авторских сказок и рассказов

     Материал (из опыта работы) знакомит с влиянием авторских сказок и рассказов на активизацию нравственно-этического компонента и эмпатии у детей 5-8 лет. Он содержит обоснован...

статья "Развитие эмпатии у дошкольников"

статья для родителей и педагогов...

Мастер- класс для педагогов с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Эмпатия"

Материал о развитии эмпатийных чувств средствами театрализованной деятельности...