РЕБЕНОК И ЕГО ТЕМПЕРАМЕНТ
консультация по психологии
РЕБЕНОК И ЕГО ТЕМПЕРАМЕНТ
Темперамент считается врожденной характеристикой личности. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. И хотя чистые типы встречаются довольно редко, понимание о преобладающем темпераменте дает довольно важную информацию. У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.
Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, какой тип темперамента у него наиболее выражен.

Дети с преобладанием:
а) меланхолического темперамента
Меланхолик будет плакать по любой, самой ничтожной, причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций ребёнка, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.
Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в длительных играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая новшества или включающая элементы соревнования.
Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика почти норма жизни, поскольку его способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.
Характерная для меланхоликов реакция на стресс – избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания. Родителям такого малыша следует запастись терпением и научиться понимать его. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года.
Заниматься с ним нужно, тщательно подбирая задания, чтобы трудности нарастали постепенно и он мог бы с ними справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает интерес к занятиям.
б) флегматического темперамента
Это самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы. Они изучают и исследуют мир постепенно, медленно и размеренно.
Флегматики хорошо справляются с трудностями. Нервная система достаточно хорошо уравновешена, и их практически невозможно вывести из себя. Даже серьезные проблемы флегматик воспринимает, оставаясь внешне спокойным. Ему очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить.
Уже в четыре года ваш малыш-флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы – тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребенком-флегматиком – в большей степени монолог взрослого. Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит высказываться.
Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, – это задания на скорость (а также необходимость быстро реагировать в изменяющихся ситуациях). Для успеха ему нужны время и покой.
Учитывайте это в занятиях с ребенком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять». Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более – немедленно, вы получите несчастного, плачущего ребенка, совершенно не способного заниматься чем бы то ни было. Флегматики хорошо справляются с трудностями. Нервная система флегматиков уравновешена, и их практически невозможно вывести из себя.
в) сангвинического темперамента
Эти дети отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему, возьмите на руки, поговорите, спойте песенку. Нет для вашего ребенка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука.
Сангвиники нуждаются в переменах, новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Сангвиники склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро. Если ребенок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться – возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям.
Сангвиник чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации мирно. Сангвиники нуждаются в переменах, новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Их главный враг – скука. Если сангвинику скучно, он становится вялым и не может сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас. В стрессовой же ситуации сангвиник будет защищать себя активно, но при этом обдуманно.
Типичный сангвиник сначала убедится, что мирный путь разрешения проблемы неэффективен, и только потом прибегнет к агрессии. Агрессивное поведение для него будет осознанной необходимостью.
г) холерического темперамента
Ребятишки напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления их быстро утомляют. Отсюда невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения.
Если ваш ребёнок-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на него. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя. Нервная организация холериков вообще напоминает мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго.
Упадок сил вполне естественно переходит в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если ребёнку не построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих.
Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний.
Так что перед родителями стоит непростая задача – дозировать занятия так, чтобы ребёнок мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.
Холерики быстро утомляются. Отсюда и частая смена настроения, резкие перемены интересов, нетерпение и неспособность ждать. Повышенная возбудимость и быстрота реакций приводят к тому, что многим детям-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, нужно ли было поступать именно так.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 99.39 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕБЕНОК И ЕГО ТЕМПЕРАМЕНТ
Темперамент считается врожденной характеристикой личности. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. И хотя чистые типы встречаются довольно редко, понимание о преобладающем темпераменте дает довольно важную информацию. У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.
Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, какой тип темперамента у него наиболее выражен.
Дети с преобладанием:
а) меланхолического темперамента
Меланхолик будет плакать по любой, самой ничтожной, причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций ребёнка, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.
Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в длительных играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая новшества или включающая элементы соревнования.
Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика почти норма жизни, поскольку его способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.
Характерная для меланхоликов реакция на стресс – избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания. Родителям такого малыша следует запастись терпением и научиться понимать его. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года.
Заниматься с ним нужно, тщательно подбирая задания, чтобы трудности нарастали постепенно и он мог бы с ними справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает интерес к занятиям.
б) флегматического темперамента
Это самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы. Они изучают и исследуют мир постепенно, медленно и размеренно.
Флегматики хорошо справляются с трудностями. Нервная система достаточно хорошо уравновешена, и их практически невозможно вывести из себя. Даже серьезные проблемы флегматик воспринимает, оставаясь внешне спокойным. Ему очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить.
Уже в четыре года ваш малыш-флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы – тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребенком-флегматиком – в большей степени монолог взрослого. Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит высказываться.
Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, – это задания на скорость (а также необходимость быстро реагировать в изменяющихся ситуациях). Для успеха ему нужны время и покой.
Учитывайте это в занятиях с ребенком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять». Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более – немедленно, вы получите несчастного, плачущего ребенка, совершенно не способного заниматься чем бы то ни было. Флегматики хорошо справляются с трудностями. Нервная система флегматиков уравновешена, и их практически невозможно вывести из себя.
в) сангвинического темперамента
Эти дети отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему, возьмите на руки, поговорите, спойте песенку. Нет для вашего ребенка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука.
Сангвиники нуждаются в переменах, новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Сангвиники склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро. Если ребенок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться – возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям.
Сангвиник чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации мирно. Сангвиники нуждаются в переменах, новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Их главный враг – скука. Если сангвинику скучно, он становится вялым и не может сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас. В стрессовой же ситуации сангвиник будет защищать себя активно, но при этом обдуманно.
Типичный сангвиник сначала убедится, что мирный путь разрешения проблемы неэффективен, и только потом прибегнет к агрессии. Агрессивное поведение для него будет осознанной необходимостью.
г) холерического темперамента
Ребятишки напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления их быстро утомляют. Отсюда невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения.
Если ваш ребёнок-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на него. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя. Нервная организация холериков вообще напоминает мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго.
Упадок сил вполне естественно переходит в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если ребёнку не построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих.
Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний.
Так что перед родителями стоит непростая задача – дозировать занятия так, чтобы ребёнок мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.
Холерики быстро утомляются. Отсюда и частая смена настроения, резкие перемены интересов, нетерпение и неспособность ждать. Повышенная возбудимость и быстрота реакций приводят к тому, что многим детям-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, нужно ли было поступать именно так.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания «ТЕМПЕРАМЕНТ – основа поведения ребенка»
В конспекте дана характеристика 4 видов темперамета, тест и памятка для родителей....

Темперамент: что это такое и как его определить у вашего ребенка?
Методические рекомендации для родителей...

Буклеты "Как правильно выбрать кружок для ребенка", "Какие способности развивают различные кружки, секции, детские объединения", "Темперамент ребенка и выбор кружка", "Особенности поведения ребенка, влияющие на выбор кружка"
4 буклета о том, чем руководствоваться при выборе кружка для ребенка...

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА ПО ТИПУ ТЕМПЕРАМЕНТА.
-рассмотреть понятие "Темперамент"-изучить свойства темперамента-рассмотреть виды темперамента....

Методическое пособие по определению темперамента детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года) «Консультации для родителей «Какой темперамент у вашего ребенка?»
Уважаемые коллеги!Данные рекомендации адресованы родителям детей 1,5-3 лет, чтобы помочь им определить темперамент их ребенка для лучшего взаимопонимания между взрослым и ребенком, а также для лучшей ...

Темперамент ребенка. Тест для родителей «Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»
Тест для родителей«Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»1. Какие черты характера преобладают у вашего ребёнка?а) Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссность, гибкость, де...

