Использование метода проектов в формировании познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
статья по психологии (средняя группа)
В настоящее время традиционные формы обучения в ДОУ ощущают кризис. Он основан на наличии следующих противоречий: несоответсвие мотивации и стимулирования активного обучения детей дошкольного возраста, противоречия между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными формами учебной деятельности, противоречия между формами воспитания и обучения. Отчасти решить данную проблему поможет метод проектов. Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время большое внимание в области дошкольного образования уделяется решению задач, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности. ФГОС ДО акцентирует внимание на том, что обучение в дошкольных учреждениях должно быть основано на принципах деятельности и игры, а также на взаимодействии детей с окружающим миром.
В настоящее время актуальность задачи ФГОС ДО подчеркивает Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее ФОП ДО), которая побуждает педагогов ДОО «развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях».
Одним из показателей познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность. Источником ее является познавательная потребность, а процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Метод проектов в дошкольном образовании позволяет отчасти решить задачу по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста, так как дает детям возможность самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Характерной особенностью метода проектов является ситуация неопределенности. Неопределенность в свою очередь дает больше возможностей, меньше ограничений, разнообразие способов, средств решения поставленной задачи, а не заранее известный ответ. Кроме того, уникальность метода проектов состоит в том, что участие в проекте объединяет деятельность детей и взрослых. Проект может затрагивать многие области развития ребенка и различные виды его деятельности. Благодаря этим свойствам метод проектов развивает любознательность, творчество, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
На протяжении длительного времени свой вклад в исследование проблемы развития познавательной активности внесли выдающиеся представители самых разных направлений: психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, С. Л. Рубинштейн; педагоги М. И. Лисина, Г. И. Щукина.
Значение метода проектов в формировании познавательной активности дошкольников подчеркивали Н. Е. Веракса, Т. А. Данилина, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
Современные педагогические исследования показывают, что обучение и воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ по большей части осуществляется при помощи традиционных форм обучения: словесные, наглядные и практические методы, что в настоящее время негативно сказывается на качестве образовательного процесса и развитии детей.
Кризис традиционных форм обучения основан на наличии следующих противоречий:
- несоответствие мотивации и стимулирования активного обучения детей дошкольного возраста. Поскольку внешнее стимулирование в традиционном обучении преобладает над мотивацией, педагоги часто обращают внимание на тот факт, что дошкольники не хотят учиться. В то время как сами дети дошкольного возраста выражают недовольство тем, что все занятия достаточно скучны и однообразны;
- имеющиеся противоречия между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными формами учебной деятельности. Пассивная созерцательность в традиционной системе обучения преобладает. На занятиях такого рода педагоги объясняют новый материал, а сами дети чаще всего слушают крайне невнимательно;
- противоречия между формами воспитания и обучения. На традиционных занятиях любые формы межличностного взаимодействия дошкольников (кроме учебных) запрещаются педагогами. У дошкольников практически отсутствует возможность свободно беседовать, поправляя, а также оценивая работу своих сверстников.
Между тем, современный метод проектов пробуждает у обучающихся интерес, раскрывает творческий потенциал каждого ребенка, осуществляет обратную связь (ответная реакция), оказывает многоплановое воздействие на детей, а также формирует у них мнения и отношения.
Таким образом, наиболее эффективным способом решения проблемы современного дошкольного образования является использование метода проектов. Этот метод может существенно повысить эффективность работы дошкольного учреждения, сделав образовательный процесс более разнообразным, интересным и адаптивным к потребностям детей и их семей, а также поможет обеспечить гармоничное всестороннее развитие личности детей, готовя их к более сложным этапам обучения в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа "Метод проектов в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), как первая ступень в образова...

"Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "
quot;Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "...

Проект "Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры"
Проектно-исследовательская работа на тему:«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры».Продолжительность проекта: 6 месяцев.Ти...
Проектная деятельность математического содержания как средство в формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
Доклад на педсовет "Проектная деятельность математического содержания как средство в формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"...

«Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством использования лэпбука «Гжель»
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа...
Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством использования лэпбука «Гжель
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа...
Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством использования лэпбука «Гжель
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа...