Проектная деятельность математического содержания как средство в формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
проект по математике (средняя группа)

Доклад на педсовет "Проектная деятельность математического содержания как средство в формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_matemat_soderzh.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность математического содержания как средство в формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста

Автор: Дебирова Минара Такабудиновна

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Ее изучение в дошкольном возрасте способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Новые нормативные документы Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р), Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июня 2013 года №676 «Об утверждении Концепции математического образования в  Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования ставят перед системой дошкольного образования новые цели и задачи в математическом образовании детей дошкольного возраста:

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

  • Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях).
  • Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение).
  • Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация).
  • Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация).
  • Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления.
  • Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений.
  • Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.
  • Развитие инициативности и активности детей.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, мы считаем, является метод проектной деятельности.

На современном этапе развития общества, в условиях перехода на ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов их интеллектуального развития.

Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, я считаю, является метод проектной деятельности. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское и логическое мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. На основании выше изложенного, в этом году мною были разработаны и успешно реализованы 2 проекта. В октябре реализован математический проект «Занимательные фигуры».

Цель проекта: Расширение представлений воспитанников о геометрических фигурах. Повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к познанию посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур и тел в окружающей жизни, через взаимодействие с предметами ближайшего окружения.

Задачи проекта:

1.        Продолжать формировать у детей представления о геометрических фигурах: сравнивать между собой, видеть их в формах окружающих предметов.

2.        Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение.

3.        Развивать у детей конструктивные способности, интерес к аппликации.

4.        Развивать умение работать как самостоятельно, так и в совместной деятельности с другими детьми.

5.        Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.                                                                                                                                                                                                                    

6.        Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Чтобы завести проект «Занимательные фигуры» я предложила воспитанникам назвать геометрические фигуры и найти их в окружающем пространстве.

В организованной исследовательской  деятельности дети находили фигуры, тела в окружающей действительности и отражали накопленные знания в творческих продуктах, которые были собраны в альбом «Превращение геометрических фигур в предметы». Здесь дети создавали предметы из геометрических фигур.

Составляли описательные рассказы, сочиняли сказки, учили стихи, считалки, загадки о геометрических фигурах, играли в «Закончи сказку по-другому», познакомились с произведениями, в которых встречались предметы округлой формы «Колобок», «Два жадных медвежонка» и д.р.; рассказывали сказки по схеме, использовали заместители в сказках: «Теремок», «Три медведя»,

Закрепили геометрические фигуры, тела, в подвижных играх: «Найди свой домик», «Ловишки из круга», «Найди, под каким предметом  спрятано?», «Свободное место», дидактические игры с математическим содержанием: «Водители и гаражи», «Бабочки и цветочки», «Найди свою пару» где дети определяли свой гараж (цветочек или пару) путем подбора на карточках геометрических фигур.

Родители были активными участниками в реализации данного проекта, помогали детям искать ответы на вопросы и оформлять детские исследовательские проекты.

Таким образом, реализация проекта «Занимательные фигуры» позволил закрепить элементарные математические представления детей о геометрических фигурах, совершенствовать умение: классифицировать фигуры с использованием кругов Эйлера, пользоваться схемами построек при конструировании, анализировать образцы изображений предметов из геометрических фигур, находить в них «спрятавшиеся фигуры» и подсчитывать их количество. Семеро воспитанников проявили инициативу в исследовательской деятельности и успешно выступили перед сверстниками: Пятеро воспитанников дома находили предметы округлой, треугольной, квадратной, прямоугольной формы, один из них оформил в виде проекта, а четверо воспитанников создали картины животных из геометрических фигур; двое воспитанников сочинили и рассказали сказки: «Сказка о недовольном треугольнике», «Полезный прямоугольник».

Наши достижения: два диплома 1 место и один диплом 2 место за участие во Всероссийских конкурсах в номинации «Детские исследовательские работы и проекты».

Следующий реализованный проект «В мире удивительных чисел».

Цель проекта: Освоение детьми понимания количественных соотношений предметов. Повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к познанию посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению количественному счету предметов, их сравнению.  

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о числах: 1,2,3,4,5.
  2. Продолжать знакомить с понятиями количества и порядкового счёта предметов в пределах числового ряда до пяти.
  3. Формировать умения видеть относительные числовые связи (больше, меньше, равно).
  4. Продолжать формировать умение понимать смысл задания, устанавливать логические причинно-следственные связи и находить самостоятельное решение.
  5. Развивать познавательную активность, желание узнать новое.

Чтобы завести проект «В мире удивительных чисел» я предложила воспитанникам назвать любимые числа и собрать о них информацию, представить число в различных творческих продуктах.

В организованной исследовательской  деятельности под нашим руководством дети находили цифры, подбирали о них стихи, загадки, сочиняли сказки. Шесть воспитанников заинтересовались и решили сделать сообщения о любимых числах. Воспитанники оформили свои любимые числа, используя разный материал (сочинили сказки, рисовали, лепили, подбирали стихи и загадки) в виде сообщений, и представили перед сверстниками.

В ходе реализации проекта «В мире удивительных цифр» дети познакомились с числами и их обозначением - цифрами, закрепили счет в дидактических играх: «Подбери цифру», «Столько же сколько», «Чего больше?», «Ходилки»  и другие; рассматривали иллюстрации с цифрами сравнивали их с предметами из окружающей среды, лепили их из пластилина. А как результат создали тематический коллаж «Математическая поляна».

Во время обсуждения пословиц и чтения художественной литературы («Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т.д.) определяли в тексте числа, а во время прогулки продолжали закреплять знания о количестве в подвижных играх «Классики», «Найди пару», «Кто, за кем?», «Найди свое место в кругу», рисовали цифры на песке.

В ходе проекта родители активно принимали участие в создании дидактического пособия  «Лепбука», который на данный момент пополнился новыми играми. В перспективе планирую продолжать использовать проектную деятельность при изучении цифр и других разделов.

На конкурсах были представлены 4 мои работы и 3 детские исследовательские проекты, 4 ребенка участвовали в викторинах и имеют дипломы.

Вывод: таким образом, я считаю математические проекты – это эффективное средство для развития математических способностей, так как проектная деятельность соответствует принципам ФГОС ДО и позволяет успешно решать задачи:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

 - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектов) образовательных отношений;

 - поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;

 - сотрудничество с семьей;

 - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "

quot;Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "...

Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Логико-математическая игра- это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий...

"Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г.

quot;Логико-математические игры и головоломки как  средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г....

Тема самообразования«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктив...

План самообразования по теме «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...