Программа самообразования на тему: «Арт-терапия как метод психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении»
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Гринь Анна Николаевна

В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливая его: многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу.

Именно поэтому в настоящее время наиболее эффективным и безопасным методом работы педагога-психолога с дошкольниками является арт-терапия.

Арт-терапия не только оказывает плодотворное влияние
на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста, но и способствует
их умственному и творческому развитию.

Арт-терапия имеет достаточно широкий спектр решаемых задач в работе с детьми, в числе которых:

- преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе, замкнутости;

- развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование позитивного эмоционального фона;

- развитие мелкой моторики рук и высших психических функций: мышления, воображения, речи;

- раскрытие творческого потенциала ребенка и интереса к творческим видам деятельности;

- формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_grin_a.n._2024_g.docx48.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 100» г. Оренбурга

Программа самообразования на 2020 – 2025 гг.

Тема: «Арт-терапия как метод психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении»

Составила программу:

педагог-психолог

Гринь Анна Николаевна

г. Оренбург, 2024 г.

Содержание

Аннотация

3

1.

Паспорт программы

4

2.

Целевой раздел

5

2.1.

Пояснительная записка

5

2.2.

Психолого-педагогические принципы и подходы к формированию Программы

6

2.3.

Методы коррекционно-развивающей работы с детьми

9

2.4.

Направления коррекционной работы

10

3.

Содержательный раздел

13

3.1.

Комплексно-тематическое планирование с детьми

13

3.2.

Перспективное планирование работы с педагогами

16

3.3.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

17

3.4.

Система мониторинга

18

4.

Организационный раздел

19

4.1.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы (кадры, оборудование, финансовые затраты)

19

Информационные источники

21

Приложение

Аннотация

Актуальность программы связана с необходимостью умственного
и творческого развития детей дошкольного возраста, развития их эмоциональной сферы, выбора наиболее эффективных методов работы с ними в этих целях.

На основе теоретического анализа педагогом-психологом представлена структура и содержание арт-терапевтического направления деятельности
как метода психологического сопровождения образовательного процесса
в дошкольном образовательном учреждении.

Обоснованность выбора арт-терапевтического направления деятельности как метода психологического сопровождения образовательного процесса
в дошкольном учреждении подтверждается простотой его применения и при этом эффективностью и безопасностью в работе с детьми.

Использованные в работе направления и методы арт-терапии являются надежным инструментом развития у детей творческого потенциала, развития умственных способностей, эмоциональной сферы, что, в первую очередь, способствует формированию устойчивой гармоничной личности, способной адаптироваться к условиям стремительно меняющего мира.

Все этапы и содержание программы соответствуют положениям, систематизированным в теоретической части работы в изучаемом аспекте. Результаты работы наглядно представлены в таблицах, графиках, что облегчает восприятие информации.

Практическая значимость программы определяется тем, что на основе разработанного педагогом-психологом комплекса коррекционно-развивающих мероприятий в рамках арт-терапевтического направления деятельности корректно сформулированы психолого-педагогические рекомендации для субъектов образовательного процесса ДОУ – педагогов-психологов, воспитателей и родителей дошкольников.

1. Паспорт программы

Цель программы: повышение уровня собственной компетенции
при применении арт-терапевтических методов в работе с детьми 5-6, 6-7 летнего возраста, их родителями и педагогами.

Задачи программы:

1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы
по теме самообразования.

2. Изучение возможностей арт-терапии при использовании
ее различных видов в процессе психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса.

3. Изучение методов работы, развитие навыков арт-терапевтической деятельности при организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

4. Развитие творческих, умственных способностей, эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с помощью арт-терапевтических методов.

Ожидаемый результат:

Развитие творческого потенциала, эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, формирование гармоничной личности, способной адаптироваться к любым условиям жизнедеятельности.

2. Целевой раздел

2.1. Пояснительная записка

Работа педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
с детьми разного дошкольного возраста требует терпения
и осторожности, в связи с чем перед ним всегда стоит вопрос выбора наиболее понятных и безопасных для детей психодиагностических
и психокоррекционных методик.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливая его: многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу.

Именно поэтому в настоящее время наиболее эффективным и безопасным методом работы педагога-психолога с дошкольниками является арт-терапия.

Арт-терапия не только оказывает плодотворное влияние
на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста, но и способствует
их умственному и творческому развитию.

Арт-терапия имеет достаточно широкий спектр решаемых задач в работе с детьми, в числе которых:

- преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе, замкнутости;

- развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование позитивного эмоционального фона;

- развитие мелкой моторики рук и высших психических функций: мышления, воображения, речи;

- раскрытие творческого потенциала ребенка и интереса к творческим видам деятельности;

- формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других и другие.

Грамотно построенная с помощью арт-терапевтических методов работа педагога-психолога с детьми и их родителями способствует быстрейшей социализации дошкольников и адаптации к жизни в современном стремительно меняющемся мире.

Таким образом, сегодня арт-терапия является наиболее актуальным методом психологического сопровождения образовательного процесса
в дошкольном образовательном учреждении.

2.2. Психолого-педагогические принципы и подходы к формированию Программы

Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством» признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека.

Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться,
но и возможность раскрыть внутренний мир. Отсутствие ограничений
и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе. Спектр решаемых проблем огромен. Техники арт-терапии опираются на веру
в творческие способности каждого человека. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным.

Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами детей дошкольного возраста. Метод позволяет детям избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой работе. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным
и воспитательным методам.

Широкое использование арттерапии в дошкольном образовательном учреждении обосновано присущими ей функциями: диагностической, коррекционной, развивающей, обучающей, реабилитационной, психотерапевтической и социальной.

Анализ современных исследований по терапии искусства позволяет констатировать полезность применения этого метода не только для лечебных целей, но и коррекционно-педагогических.

Использование арттерапии в работе с детьми с нарушениями в развитии существенно повышает их социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим
в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной:

- во-первых, арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна, что позволяет педагогу-психологу соблюдать важные принципы в своей работе – «Не навреди» и «Не оценивай»;

- во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.

- в-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли
в словах.

Основными принципами занятий арт-терапией являются:

1.  Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Педагог-психолог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает
«Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога-психолога в той работе, которую он предлагает.
Педагог-психолог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале
и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

5. Нужно использовать яркие, красивые, добротные материалы,
с  которыми идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. На многих занятиях педагог-психолог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога-психолога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

7. Главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Таким образом, практически каждый ребенок может участвовать
в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт-терапия позволяет познавать себя
и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность
и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях
с нарушениями в развитии. Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются:

- развитие познавательно-речевой активности через использование средств арт-терапии;

- расширение кругозора детей, привитие любови к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию;

- стимулирование креативности, оригинальности мышления;

- развитие уверенности в себе;

- гармонизация эмоционального состояния;

- развитие взаимоотношений в детском коллективе.

2.3. Методы коррекционно-развивающей работы с детьми

Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Дети выполняют определенные задания педагога-психолога, что позволяет включить в работу ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия
и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности, педагоги стремятся, чтобы ребенок был активным участником процесса, а не пассивным слушателем.

Арт-терапевтические сессии с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми:

1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты
и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании творческого продукта с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания творческого продукта, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского мышления, является его особенностью. Арт-терапевтическая техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать творческий продукт в таких условиях будет для ребенка также естественно, как играть.

3. Арт-терапевтические техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новизна техники мотивирует деятельность, направляет
и удерживает внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В такой работе присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

Арсенал способов создания творческих продуктов широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски - в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

2.4.        Направления коррекционной работы

Наиболее распространенные направления (виды) арт-терапии для работы с дошкольниками:

- сказкотерапия;

- песочная терапия;

- изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок);

- библиотерапия (исцеление при помощи книг);

- имаготерапия (работа с театральными образами);

- фототерапия;

- цветотерапия;

- музыкотерапия.

Чаще всего используется направления арт-терапии, дающие возможность расслабиться, проявить себя, отказаться от общепринятых рамок и раскрыть свою личность. Полезна и танцевальная терапия (кинезитерапия), которая помогает выразить эмоции и переживания в спонтанных движениях, обрести свободу, избавиться от застенчивости и комплексов, сбросить груз негативных эмоций. Групповые занятия позволяют дошкольникам научиться общению.

Песочная терапия основана на предоставлении ребенку полной свободы действий. Он может лепить из песка все, что посчитает нужным, улучшая таким образом свое тактильное восприятие, а также творческое начало.

Имаготерапия поможет ребенку попробовать себя в новой роли, выстроить и «проиграть» определенную модель поведения, оценить результат, лучше разобраться в себе и своих поступках.

Сказкотерапия – замечательная форма работы с дошкольниками, поскольку полностью им понятна. Именно ее зачастую используют для самых маленьких пациентов, которым другие формы искусства пока
не представляются привлекательными. Вариантов реализации несколько:

прослушивание сказки, которую читает педагог-психолог;

придумывание собственного произведения с разной степенью участия взрослого;

ответы на вопросы, призывающие порассуждать, на основе прослушанного текста.

Фототерапия - новое направление, позволяющее ребенку не только создать продукт (например, красивый коллаж), но и проявить себя, придумать что-то, украсить свой мир.

Изотерапия - рисовать любят дети всех возрастов, поэтому с детьми 3-4 лет можно заняться именно такими упражнениями, продолжив терапию
и в более взрослом возрасте. Надо предложить ребенку изобразить каракули на листе бумаги при помощи карандашей или фломастеров, ничем особо не ограничивая полета фантазии.

Можно использовать и другие интересные формы изотерапии:

Рисование пальцами. Для этого потребуется лист ватмана (его с успехом заменят старые обои) и жидкие краски. Можно проводить пальчиками линии, поставить на бумаге разноцветные отпечатки ладони, попробовать придумать и воплотить законченную композицию.

Рисование музыки. Некоторым скептикам упражнение может показаться бессмысленным, однако включив малышу классическое произведение и дав ему кисть и краски, можно получить неожиданный результат – оригинальное изображение того, как именно дошкольник понял музыку. Помогает научиться выражать свои эмоции при помощи рисования.

Монотипия. Это методика создания рисунка при помощи отпечатков.

Цветок. Взрослый просит малыша придумать некий сказочный цветок, представить, как он выглядит, какого цвета лепестки, а после – изобразить его на бумаге. Далее вместе с мамой ребенок продолжает творить, сочиняя сказку про цветок. Это не только помогает улучшить способность малыша фантазировать, но и приводит к снятию эмоционального напряжения.

Рисование теннисным мячиком. На листе ватмана малыши рисует при помощи предварительно погруженного в краску мячика, потом можно додумать картину, придать ей смысл, дорисовав линии.

Оформление окна. Дается установка – завтра по нашей улице будет проезжать сказочная принцесса, нам необходимо так украсить окно, чтобы ей понравилось. Для самой работы можно использовать краски, наклейки, блестки.

Рисование страха. Взрослый предлагает ребенку визуализировать свой страх, нарисовать его, а после – порвать рисунок.

Нетрадиционная техника рисования на воде «Эбру» – используются специальные краски, гребешки. Вместе с ребенком на воде красками создается рисунок, который потом переносится на бумагу.

Все это интересно ребенку, доставит ему удовольствие и поможет справиться с некоторыми психологическими проблемами.

Песочная терапия — это еще одна эффективная методика помощи ребенку, страдающему комплексами или страхами.

Для малышей лучше всего провести знакомство с песочницей: показать, что на поверхности можно рисовать линии и фигурки, как песок пересыпается, как в него можно «зарыть» ладони. Это очень интересно ребенку.

Далее педагог-психолог предлагает ребенку создать в песочнице собственный мир, используя набор фигурок. Это может быть, например, миниатюрная модель города или волшебного царства. Задача ребенка – творить, используя свою фантазию, от родителей требуется дать установку
и наблюдать со стороны. Не стоит поправлять ребенка, если что-то он делает
не так, как хотелось бы взрослому, – процесс детского творчества порой непостижим.

Когда волшебный мир готов, необходимо обсудить результат
с маленьким «строителем», узнать суть его идеи, кто является жителями, чем они занимаются. Внимательно выслушав ответы ребенка, педагог-психолог сумеет разобраться в его проблемах и предложить варианты их решения. Например, если все жители города напуганы тем, что на него периодически совершает набеги некое существо, можно подсказать ребенку построить специальную ловушку. Это поможет в борьбе с реальными страхами.

3. Содержательный раздел

3.1. Комплексно-тематическое планирование с детьми

План работы с детьми дошкольного возраста по теме самообразования

на 2020-2025 годы

Задачи

Форма реализации

Сроки реализации

Знакомство и изучение практических методов использования различных направлений арт-терапии (семинары, курсы повышения квалификации и т.д.)

Семинар-практикум «Игровая терапия для развития эмоциональной сферы детей и взаимодействия со сверстниками и взрослыми»

сентябрь 2020

Семинар-практикум «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами арт-терапии»

декабрь 2020

Курсы повышения квалификации по теме «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

май – декабрь 2020

Мастер-класс «Коррекция психологических проблем ребёнка   через сказкотерапию»

май 2021

Онлайн-семинар

«Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания ДОУ»

январь 2022

Онлайн-семинар «Игровые технологии в дошкольном образовании»

февраль 2022

Онлайн-семинар

«Педагогические технологии досуга детей»

июнь 2022

Онлайн-семинар

«Актуальные образовательные технологии и формы реализации воспитательной работы»

июнь 2022

Вебинар «Сказки, которые помогут детям побороть внутреннее беспокойство и строить планы на будущее»

сентябрь 2022

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии». СПб.: Речь 2000

Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми» СПб.: Речь 2008

Барсукова О.В. «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии//Школьная педагогика. -2017. -№1.

Лебедева Л.Д «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб.: Речь, 2008

Введение в практику коррекционной работы методов арт-терапии

Использование в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми методов арт-терапии:

- сказкотерапия в сочетании с изотерапией – в работе со страхами, тревожными детьми;

- песочная терапия – в работе с нарушениями в коммуникативной и эмоциональной сферах;

- музыкотерапия и кинезитерапия - в работе с детьми с СДВГ и при нарушении регуляторного компонента

ноябрь 2021– апрель 2022

Упражнение с применением метода фототерапии для детей с проблемами в общении

декабрь 2021

Упражнение «Рамки, через которые мы смотрим на мир»

февраль 2022

Открытый просмотр образовательной деятельности  на тему «Рисование на воде с помощью нетрадиционной техники арт-терапии «Эбру»

март 2022

Разработка комплекса коррекционных занятий для дошкольников с использованием приемов и методов арт-терапии

Создание комплекса коррекционных занятий с использованием методов арт-терапии как отдельно, так и в сочетании друг с другом

в течение 2023 – 2024 учебного года

Картотека арт-терапевтических упражнений (изотерапия, игровая терапия, песочная терапия)

в течение 2023 – 2024 учебного года

Вебинар «Сказкотерапия: возможности и эффективность применения»

октябрь 2023

Реализация комплекса коррекционных занятий с использованием методов арт-терапии в работе с дошкольниками

в течение 2024 – 2025 учебного года

Реализация комплекса коррекционных занятий с использованием методов арт-терапии в работе с дошкольниками «Рабочая тетрадь для гармонизации эмоциональной сферы агрессивных детей на основе программы «Цветик-семицветик Н.Ю. Куражевой

в течение 2024 – 2025 учебного года

3.2. Перспективное планирование работы с педагогами

План работы с педагогами по теме самообразования

на 2020 - 2025 годы

Задачи

Форма реализации

Сроки реализации

Использование методов арт-терапии в работе с педагогическим коллективом

Арт-занятие с педагогами «Азбука педагогического общения»

апрель 2021

Психологический тренинг для педагогов «Арт-терапевтические технологии в борьбе с эмоциональным выгоранием».

декабрь 2022

Упражнение. Игра «Незаконченные предложения»

февраль 2023

Использование методов арт-терапии в индивидуальных консультациях с педагогами

в течение 2024 – 2025 учебного года

Тренинг для педагогов «Ресурсы и отдых в жизни педагога с помощью гармонизации внутреннего мира»
с использованием изотерапии
и сказкотерапии

октябрь 2024

Консультация для педагогов «Прекрасный внутренний мир» об использовании методов арт-терапии для профилактики и коррекции эмоционального выгорания»

декабрь 2025

Использование методов арт-терапии в индивидуальных консультациях с педагогами

март 2025

3.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

План работы с родителями дошкольников по теме самообразования

на 2020-2025 годы

Задачи

Форма реализации

Сроки реализации

Использование арт-терапии в работе с родителями

Семинар-практикум для родителей: «Счастлив тот, кто счастлив дома» с использованием методов арт-терапии.

январь 2022

Упражнение для развития сплоченности семьи: Коллаж на тему: «Наша семья»

март 2022

Упражнение. Игра «Семейные роли»

апрель 2022

Использование методов сказкотерапии и изотерапии в индивидуальных консультациях с родителями, с целью диагностики и коррекции нарушений детско-родительских и внутрисемейных конфликтов

сентябрь 2023 -

май 2024

Проведение диагностики детско-родительских отношений с помощью методики «Тест родительского отношения (А.Я. Варго, В.В. Столин)»

сентябрь 2023,

октябрь 2024

Упражнение для осознания своей родительской позиции - сочинение на тему: «Мать и дитя»

декабрь 2023

Упражнение «Если бы я был…»

март 2024

Вебинар «Возможности применения методов арт-терапии в работе с различными категориями обучающихся в системе общего образования»

ноябрь 2024

Арт-занятие с педагогами «Азбука педагогического общения»

апрель 2021

3.4. Система мониторинга

Диагностика детей в процессе реализации программы самообразования

Диагностический блок

Цель: выявить индивидуальные проявления психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста

Методики:

1.        Цветовой тест эмоциональных состояний (Люшера)

2.        Проективная методика «Кактус» (М. Панфилова)

3.        Исследование эмоционального состояния (Э.Т. Дорофеева)

4.        Наблюдение за детьми в режимных моментах

сентябрь 2020

Диагностика развития детей в процессе реализации арттерапевтических методов и техник  

 в процессе проведения занятий

Обобщение собственного опыта психологической деятельности

Разработка коррекционно-развивающей программы по работе с детьми с комплексным проблемами эмоционального и познавательного характера посредством арт-терапевтических методов

2024 - 2025

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования

Провести анализ осуществленной работы по теме самообразования за 2020-2025 годы

апрель 2025

4. Организационный раздел

4.1. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы (кадры, оборудование, финансовые затраты)

Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога, в котором размещены столы на для индивидуальной и групповой работы с детьми, имеется песочница, материалы для арт-терапевтической работы, игрушки.

Чтобы арт-терапия принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия, сделать так, чтобы ребенок чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно и весело. Важно проявить терпение, ни в коем случае не кричать на ребенка, не требовать от него соблюдения каких-либо надуманных «правил» – на то терапия и творческая, чтобы дошкольник мог творить. Только в этом случае ребенок сможет раскрыться и поделиться своими самыми сокровенными переживаниями. Для детей 3-4 лет лучше всего использовать песочницу, которая поможет развить мелкую моторику, а также пофантазировать, вылепляя различные фигурки.

Среди различных форм и приемов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному ребенку, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Предоставив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта.

При построении занятия использовать следует любой из двух основных приемов:

дать ребенку конкретное задание (например, нарисовать животное), но не особо ограничивая его в технике;

ничем не стеснять ребенка, дать ему, к примеру, краски и лист бумаги, чтобы он сам изобразил то, что посчитает нужным.

Какой из них выбирать – каждый решает сам. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Некоторые специалисты советуют после создания произведения обсудить его с «творцом», поговорить, почему он сделал именно так, а не иначе. Но если ребенок пока не настроен на диалог, это не обязательно. При регулярных занятиях со временем он сам начнет испытывать потребность в том, чтобы поделиться впечатлениями.

Необходимые в работе материалы:

При выборе материалов нет каких-либо ограничений, они напрямую зависят от той методики, которая будет использоваться. Например, для терапии песком необходима компактная песочница.

При изотерапии могут потребоваться:

кисти и краски;

мелки;

фломастеры;

карандаши.

Популярная нынче мандалотерапия нуждается в специальном инструменте – мандале. Это раскраска в форме круга, в котором нанесен некий узор. Ребенок при закрашивании не только научится красиво и гармонично подбирать цвета, но и станет более спокойным и сосредоточенным.

Для тканевой методики потребуются кусочки различных материалов, из которых ребенок будет создавать композиции. Можно также использовать и пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, – чтобы с их помощью создавать поделки. Такой улучшающий мелкую моторику метод называется тестопластикой.

Очень важно правильно организовать рабочее место юного творца, сделать так, чтобы ему было удобно. Поэтому нужно заранее рассмотреть, какие материалы будут использоваться, и подготовиться к этому.

Песочная терапия - это еще одна эффективная методика помощи ребенку, страдающему комплексами или страхами. Кроме специальной песочницы
с песком, потребуются и небольшие фигурки – куклы, деревья, домики. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно, например, из плотного картона или фанеры.

Для арт-терапии можно также смело использовать лепку, но чтобы дошкольнику не стало скучно, необходимо использовать не только пластилин, но и иные материалы:

макароны разной формы;

крупы;

природные материалы – желуди, шишки, семечки, камешки;

пуговицы;

бусинки, бисер, пайетки.

Создавая с их помощью композицию, ребенок сможет проявить фантазию и дать эмоциям выход.

Для работы с Эбру понадобятся специальные краски, гребешки, ванночки для воды, листы бумаги А-4.

Информационные источники

1. Адаптация детей с проблемами через творчество: выступления участников семинара / (Г. Л. Аруева, Р. И. Данилова, И. Н. Дроздова и др.);

2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду, М. – 2002;

3. Арханг. обл. дет. б-ка им. А.П. Гайдара, Ин-т «Открытое о-во». – Архангельск – 1999;

4. Арт-терапия для детей: библиографический список книг: из фонда АОНБ им. Н. А. Добролюбова/Н. В. Попова; АОНБ им. Н. А. Добролюбова. — Архангельск – 2015;

5. Барсукова О.В. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии// Школьная педагогика., М. – 2017;

6. Вальдес, Одрихола М.С. «Формирование эмоционально- волевой сферы школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии», СПб. – 2009;

7. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей - Ростов-на-Дону
- 2013;

8. Воропаева О.В. Арт-терапия в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях дошкольного образовательного учреждения – Казань – 2023;

9. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Е., Степина М.М. В мире детских эмоций, М. – 2010;

10. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» 6 – 2003., 1 – 2004., 3 – 2004;

11. Журналы «Коррекционная педагогика» 3/5 - 2004, 2/8 - 2005, 3/9 – 2005;

12. Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В. Агрессивное поведение, коррекция поведения дошкольников, М. – 2012;

13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб. – 2001;

14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии». СПб. – 2000;

15. Капская Т.Л. Мирончик А.Ю. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия, СПб. – 2010;

16. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми СПб. – 2008;

17. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей, Ярославль – 1997;

18. Лебедева Л.Д «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб. – 2008;

19. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.И., Добровольская Г.А. «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании» М. – 2001;

20. Неменская Л.А. Искусство и ты, М. – 2010;

21. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие
и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет, СПб. – 2015;

22. Панфилова М. Игротерапия общения, М. – 2008;

23. Синицина Е.И. «Умные сказки» серия «Через игру – к совершенству», М. – 1999;

24. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой Харьков – 1997;

25. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я, М. – 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности

Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повы...

Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...

Психологическое сопровождение создания безопасных условий организации образовательного процесса ДОУ

При постановке задач обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды  психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и ...

«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн

laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...

Метод проектов как инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Одной из таких технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - педагогов, родителей, детей - является метод проектирования....

Самообразование «Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов»

Тема самообразования педагога-психолога Бавшенко В.О.: «Метафорические ассоциативные карты (МАК)  как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родит...

Статья на тему:"Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО"

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.И...