Мастер-класс по цветотерапии в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по психологии
Актуальность Мастер-класса "Применение элементов цветотерапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ" обусловлена растущей потребностью в индивидуальном подходе к обучению детей с ОВЗ. И в современном образовательном процессе требуется обращение к методам, которые позволяют педагогу эффективно работать с разными категориями детей, учитывая их особенности и потребности, чем и является цветотерапия в комплексе с арт-терапией.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС: "Применение элементов цветотерапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ"
Актуальность данного мастер-класса обусловлена растущей потребностью в индивидуальном подходе к обучению детей с ОВЗ. В современном образовательном процессе требуется обращение к методам, которые позволяют педагогу эффективно работать с разными категориями детей, учитывая их особенности и потребности.
Использование в комплексе элементов цветовой терапии (воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние) и арт-терапии способствует улучшению психоэмоционального состояния детей, развивает слуховое и зрительное внимание; снижает телесное напряжение; совершенствует коммуникативные навыки и навыки саморегуляции; способствует творческому воображению, а также развитию сенсорной сферы как базы познавательного развития.
Использовать элементы цветотерапии можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. При индивидуальных занятиях решаются задачи, такие как – преодоление негативизма, устранение различных барьеров, развитие сенсорной сферы. А при работе в группе – снятие эмоционального напряжения, развивается сотрудничество между нормотипичными детьми и детьми с ОВЗ, формирование толерантности и взаимопомощи в детском коллективе (дети друг другу подсказывают, помогают, и тем самым дети с ОВЗ лучше усваивают информацию).
Предлагаю немного поиграть:
1 задание игровое пособие «Геометрическая фантазия» – для развития восприятия форм и их свойств. Вставьте части коврика на свои места, чтобы геометрические фигуры совпали по цвету и по форме.
2 задание – соберите 2 Пирамидки - вид сверху.
Давайте вспомним психологию цвета и поиграем в игру. Я Задаю вопрос, а вы отвечаете - да или нет!
Игра «Да\нет» (Верно-неверно, правда-ложь)
1. Правда ли, что зеленый цвет придает живость уму, помогает быстро усваивать информацию, способствует ясности и точности мысли, будит любознательность?
Нет. Это свойство желтого цвета. С помощью его энергии можно преодолеть все трудности и он позволяет активизировать все возможности человека.
2. Способен ли зеленый цвет успокоить, охладить эмоции, избавить от негативных чувств?
Да. Зеленый цвет – восстанавливает стабильность. Является замечательным тонизирующим средством.
3. Правда ли, что голубой цвет – лучшее средство от бессонницы?
Да. Голубой цвет располагает к размышлениям, напоминает о необходимости отдохнуть и расслабиться.
4. Способен ли синий цвет вызвать депрессию?
Нет. Это свойство фиолетового, им необходимо пользоваться осторожно – это тяжелый цвет.
5. Правда ли, что в интерьере меланхоликов и флегматиков лучше использовать “теплые” цвета?
Да. “Теплые” цвета такие как оранжевый, желтый вызывают бодрое настроение и гармонизируют меланхоличных людей, “холодные” краски, такие как синие, голубые, белые и зеленные цвета благоприятны для сангвиников и холериков.
6. Злоупотребление каким цветом может вызвать раздражение и осложнения заболеваний?
Красным цвет. Не следует использовать этот цвет в работе с активными, возбужденными детьми. Если вы чувствуете вялость или нежелание браться за трудные дела, вы можете в поле вашего зрения добавить красные предметы и это сразу повысит вашу работоспособность.
Можно придумать различные Загадки и задачи на развитие мышление.
К примеру, вспомните расцветку дорожного знака «Осторожно дети» и уберите расцветку зебры, какой цвет останется в итоге? Правильно, красный.
А если к цвету земли прибавить цвет клубники, какое насекомое получится? Правильно, божья коровка
Также можно придумывать разные цветные истории, рассказы.
Предлагаю выполнить творческое задание в технике файл-арт «Картина кляксами».
Нам понадобится альбомный лист, жидкие краски любые, у нас гуашь, и файл, для удобства мы будем использовать зип-пакет.
Придумайте, что бы вы хотели нарисовать, далее на свой лист нанесите капли выбранной вами краски в нужные вам места, потом положите свой лист с нанесенными красками в файл и пальцами начинайте размазывать краски как вам нравится.
Цвет помогает нам интерпретировать разные эмоции и чувства.
При этом надо учитывать индивидуальные особенности и предпочтения детей с ОВЗ. Некоторые дети могут по-разному воспринимать цвет и эмоцию, и важно поддерживать их индивидуальный путь в понимании этого взаимодействия.
С помощью небольшого эксперимента, я покажу как работа с эмоциями, помогает детям понимать себя и чувства других людей.
1 бутылка с чистой водой - когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем, всем довольны и ничего нас особо не беспокоит, в это время наше настроение похоже на чистую воду.
2 бутылка с блестками - когда мы веселимся и улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующем и мысли похожи на салют: они блестят и переливаются.
3 бутылка с черной краской. Но бывает и так, что кто-то или что-то может испортить нам настроение, и тогда мысли наши неприятны, грустны, мы плохо себя чувствуем.
4 бутылка с красной краской. А случатся и такое: мы ругаемся, ссоримся. Человек испытывает злость, гнев. Внутри человека кипит, бурлит злость.
5 бутылка с синей краской. Иногда нам хочется закутаться в одеяло, чтобы нас никто не трогал. Когда одиночество нам приятно и необходимо.
6 бутылка с желтой краской. Но жизнь не стоит на месте, мы двигаемся дальше- совершенствуемся на работе, нас радуют успехи наших воспитанников и солнышко в душе начинает светить ярче!
Интерпретировать эмоции и краски можно на свое усмотрение. Но суть в том, что мы созданы, чтобы испытывать разные эмоции и чувства. И эмоции все важны и мы должны учиться их принимать и правильно проживать и учить этому своих детей.
Давайте с вами выполним еще пару небольших упражнений.
1 упражнение. «Цвет настроения…». Выберете карандаш цвета, который у вас ассоциируется с вашим настроением на данный момент и объясните почему.
2 упражнение «Терапевтический скетч»: Скетч это быстрая красочная зарисовка своих эмоций и чувств. Может у вас есть заветное желание, или вы о чем- то мечтаете, у вас есть конкретная цель. Можно использовать образы или символы или изобразить что-то абстрактно. В вашем распоряжении бумага и фломастеры.
А в качестве рефлексии отметьте, пожалуйста, у себя в записных книжках степень полезности продемонстрированной вам информации.
- «Зеленая галочка»- было полезно, возьму в работу. Зеленый цвет ассоциируется с положительным действием, а галочка символизирует одобрение.
- «Синяя звездочка»- интересно частично, кое-что возьму на заметку. Синий это вдохновение, но не основный выбор, как и звезда не выделяется на фоне остальных.
- «Коричневый круг»- ничего нового, для работы не подойдет. Круг как отсутствие перспективы в определенной информации, а коричневый подчеркивает отсутствие новизны.
И в заключении хочется сказать, что использование элементов цветотерапии и арт-терапии позволяет не только развивать познавательные и эмоциональные способности детей, но и создавать комфортную образовательную среду, способствующую социализации и саморазвитию.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс...

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

Мастер-класс «Методы и приёмы индивидуальной работы с детьми с нарушенным зрением»
Мастер-класс будет полезен педагогам, работающим с детьми, которые имеют нарушения зрения....

Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной ра...

Мастер -класс "Опытно экспериментальная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста "
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он п...

Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги,я хочу представить вашему вниманию Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии ...
