Мастер-класс по цветотерапии в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по психологии

Коннова Наталья Павловна

Актуальность Мастер-класса "Применение элементов цветотерапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ" обусловлена растущей потребностью в индивидуальном подходе к обучению детей с ОВЗ. И в современном образовательном процессе требуется обращение к методам, которые позволяют педагогу эффективно работать с разными категориями детей, учитывая их особенности и потребности, чем и является цветотерапия в комплексе с арт-терапией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС: "Применение элементов цветотерапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ"

Актуальность данного мастер-класса обусловлена растущей потребностью в индивидуальном подходе к обучению детей с ОВЗ. В современном образовательном процессе требуется обращение к методам, которые позволяют педагогу эффективно работать с разными категориями детей, учитывая их особенности и потребности.

Использование в комплексе элементов цветовой терапии (воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние) и арт-терапии способствует улучшению психоэмоционального состояния детей, развивает слуховое и зрительное внимание; снижает телесное напряжение; совершенствует коммуникативные навыки и навыки саморегуляции; способствует творческому воображению, а также развитию сенсорной сферы как базы познавательного развития.

Использовать элементы цветотерапии можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. При индивидуальных занятиях решаются задачи, такие как – преодоление негативизма, устранение различных барьеров, развитие сенсорной сферы.  А при работе в группе – снятие эмоционального напряжения, развивается сотрудничество между нормотипичными детьми и детьми с ОВЗ, формирование толерантности и взаимопомощи в детском коллективе (дети друг другу подсказывают, помогают, и тем самым дети с ОВЗ лучше усваивают информацию).

Предлагаю немного поиграть:

1 задание игровое пособие «Геометрическая фантазия» – для развития восприятия форм и их свойств. Вставьте части коврика на свои места, чтобы геометрические фигуры совпали по цвету и по форме.

2 задание – соберите 2 Пирамидки - вид сверху.  

Давайте  вспомним психологию цвета и поиграем в игру. Я Задаю вопрос, а вы отвечаете - да или нет!

Игра «Да\нет» (Верно-неверно, правда-ложь)

1.   Правда ли, что зеленый цвет придает живость уму, помогает быстро усваивать информацию, способствует ясности и точности мысли, будит любознательность?

Нет. Это свойство желтого цвета. С помощью его энергии можно преодолеть все трудности и он  позволяет активизировать все возможности человека.

2.   Способен ли зеленый цвет успокоить, охладить эмоции, избавить  от негативных чувств?

Да. Зеленый цвет – восстанавливает стабильность. Является замечательным тонизирующим средством.

3.   Правда ли, что голубой цвет – лучшее средство от бессонницы?

Да. Голубой цвет располагает к размышлениям, напоминает о необходимости отдохнуть и расслабиться.

4.     Способен ли синий цвет вызвать депрессию?

Нет. Это свойство фиолетового, им необходимо пользоваться осторожно – это тяжелый цвет.

5.    Правда ли, что в интерьере меланхоликов и флегматиков лучше использовать “теплые” цвета?

Да. “Теплые” цвета такие как оранжевый, желтый вызывают бодрое настроение и гармонизируют меланхоличных людей, “холодные” краски, такие как синие,  голубые, белые и зеленные цвета благоприятны для сангвиников и холериков.

6. Злоупотребление каким цветом может вызвать раздражение и осложнения заболеваний?

Красным цвет.  Не следует использовать этот цвет в работе с активными, возбужденными детьми. Если вы чувствуете вялость или нежелание браться за трудные  дела, вы можете в поле вашего зрения добавить красные предметы и это сразу повысит вашу работоспособность.

 

Можно придумать различные Загадки и задачи на развитие мышление.

К примеру, вспомните расцветку дорожного знака «Осторожно дети» и уберите расцветку зебры, какой цвет останется в итоге? Правильно, красный.

А если к цвету земли прибавить цвет клубники, какое насекомое получится? Правильно, божья коровка

Также можно придумывать разные цветные истории, рассказы.

Предлагаю выполнить творческое задание в технике файл-арт «Картина кляксами».

Нам понадобится альбомный лист, жидкие краски любые, у нас гуашь, и файл, для удобства мы будем использовать зип-пакет.

Придумайте, что бы вы хотели нарисовать, далее на свой лист нанесите капли выбранной вами краски в нужные вам места, потом положите свой лист с нанесенными красками в файл и пальцами начинайте размазывать краски как вам нравится.

Цвет помогает нам интерпретировать разные эмоции и чувства.

При этом надо учитывать индивидуальные особенности и предпочтения детей с ОВЗ. Некоторые дети могут по-разному воспринимать цвет и эмоцию, и важно поддерживать их индивидуальный путь в понимании этого взаимодействия.

С помощью небольшого эксперимента, я покажу как работа с эмоциями, помогает детям понимать себя и чувства других людей.

1 бутылка с чистой водой - когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем, всем довольны и ничего нас особо не беспокоит, в это время наше настроение похоже на чистую воду.

2 бутылка с блестками -  когда мы веселимся и улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующем и мысли похожи на салют: они блестят и переливаются.
         3 бутылка с черной краской. Но бывает и так, что кто-то или что-то может испортить нам настроение, и тогда мысли наши неприятны, грустны, мы плохо себя чувствуем.

4 бутылка с красной краской. А случатся и такое: мы ругаемся, ссоримся. Человек испытывает злость, гнев. Внутри человека кипит, бурлит злость.

5 бутылка с синей краской. Иногда нам хочется закутаться в одеяло, чтобы нас никто не трогал.  Когда одиночество нам приятно и необходимо.

6 бутылка с желтой краской. Но жизнь не стоит на месте, мы двигаемся дальше- совершенствуемся на работе, нас радуют успехи наших воспитанников и солнышко в душе начинает светить ярче!

Интерпретировать эмоции и краски можно на свое усмотрение. Но суть в том, что мы созданы, чтобы испытывать разные эмоции и чувства. И эмоции все важны и мы должны учиться их принимать и правильно проживать и учить этому своих детей.

Давайте с вами выполним еще пару небольших упражнений.

1 упражнение. «Цвет настроения…». Выберете карандаш цвета, который у вас ассоциируется с вашим настроением на данный момент и объясните почему.

2 упражнение «Терапевтический скетч»: Скетч это быстрая красочная зарисовка  своих эмоций и чувств. Может у вас есть заветное желание, или вы о чем- то мечтаете, у вас есть конкретная цель. Можно использовать образы или символы или изобразить что-то абстрактно. В вашем распоряжении бумага и фломастеры.

А в качестве рефлексии отметьте, пожалуйста, у себя в записных книжках степень полезности продемонстрированной вам информации.

  1. «Зеленая галочка»- было полезно, возьму в работу. Зеленый цвет ассоциируется с положительным действием, а галочка символизирует одобрение.
  2. «Синяя звездочка»- интересно частично, кое-что возьму на заметку. Синий это вдохновение, но не основный выбор, как и звезда не выделяется на фоне остальных.
  3. «Коричневый круг»- ничего нового, для работы не подойдет. Круг как отсутствие перспективы в определенной информации, а коричневый подчеркивает отсутствие новизны.

И в заключении хочется сказать, что использование элементов цветотерапии и арт-терапии позволяет не только развивать познавательные и эмоциональные способности детей, но и создавать комфортную образовательную среду, способствующую социализации и саморазвитию.

 

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

Мастер-класс «Методы и приёмы индивидуальной работы с детьми с нарушенным зрением»

Мастер-класс будет полезен педагогам, работающим с детьми, которые имеют нарушения зрения....

Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-  образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной ра...

Мастер -класс "Опытно экспериментальная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста "

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он п...

Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги,я хочу представить вашему вниманию Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии ...