Проблемные ситуации как метод подготовки к школьному обучению
презентация к уроку по психологии (старшая группа)
1 Слайд
Подготовка детей к школьному обучению — это важный этап в жизни каждого ребенка. В этом процессе особое внимание стоит уделить формированию умений и навыков, которые помогут детям успешно адаптироваться в школе. Одним из эффективных методов подготовки является использование проблемных ситуаций, которые позволяют развивать критическое мышление, творческий подход и умение решать задачи.
2 Слайд
Что же такое проблемная ситуация? Как отмечал Рубинштейн-это начало развития мысли человека.
3 Слайд
Проблемные ситуации — это ситуации, в которых ребенку необходимо найти решение определенной задачи или проблемы. Они могут быть как реальными, так и вымышленными, и служат отличным инструментом для развития логического мышления и самостоятельности. Важно, чтобы такие ситуации были адаптированы к возрасту детей и соответствовали их интересам и уровню развития.
4 Слайд
На сегодняшний день актуальность использования проблемных ситуаций заключается в том, что они доставляют детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивают развитие их познавательной и творческой активности.
Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения, наблюдения, опыты.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, у ребёнка возникают вопросы, догадки, ребёнок учится анализировать, сопоставлять, выбирать правильный выход из проблемы.
Цель проблемных ситуаций в работе с дошкольниками — развитие умения детей решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения.
5 Слайд
В чем преимущества использования проблемных ситуаций на практике.
Развитие когнитивных навыков: Стимулирует логическое мышление, внимание, память и речь.
Формирование учебной мотивации: Повышает интерес к познанию и обучению.
Социализация: Учит работать в команде, слушать и уважать чужое мнение.
6 Слайд
Этапы создания проблемных ситуаций
Создание ситуации, вызывающей затруднение.
Анализ проблемы и поиск путей ее решения.
Выдвижение гипотез и выбор оптимального варианта.
Анализ полученного результата и его соответствие поставленной цели.
7 Слайд
Приемы организации проблемной ситуации
Для эффективного использования проблемных ситуаций в подготовке детей к школьному обучению, взрослым следует:
- Создавать диалог: Важно не только предложить ситуацию, но и активно вовлекать ребенка в обсуждение. Задавайте открытые вопросы, чтобы ребенок мог выразить свои мысли и идеи.
- Поощрять самостоятельность: Дайте ребенку возможность самостоятельно прийти к решению, а не предлагайте готовые ответы. Это поможет развить уверенность в своих силах.
- Использовать ролевые игры: Проблемные ситуации можно реализовать через ролевые игры, что сделает процесс обучения более увлекательным и интерактивным.
- Создать и регулярно обновлять картотеку: Важно следить за интересами и потребностями детей, чтобы картотека оставалась актуальной и интересной.
8 Слайд
Основные принципы использования проблемных ситуаций
1. Доступность — ситуация должна быть по силам ребенку, соответствовать его возрасту и опыту.
2. Реалистичность — ситуация должна быть близка к реальному опыту ребенка.
3. Многообразие решений — ситуация должна позволять несколько вариантов решения, что развивает креативность.
4. Активность — ребенок должен активно участвовать в поиске решения.
9 Слайд
Типы проблемных ситуаций для дошкольников
Математическая: "Разложить конфеты поровну между друзьями".
Экологическая: "Как помочь растениям выжить в засуху?".
Социальная: "Как помирить поссорившихся детей?"
Логическая: "Найти лишний предмет в группе".
10 Слайд
Примеры проблемных ситуаций в разных областях
Как измерить длину комнаты, не имея линейки?
Почему опадают листья осенью?
Как построить самый высокий дом из кубиков?
Как помочь растениям выжить в засуху?
11 Слайд
Роль педагога в создании и разрешении проблемных ситуаций
Педагог организует и координирует деятельность детей, создает поддерживающую и стимулирующую среду.
Педагог помогает сформулировать вопросы и найти ответы, поддерживает инициативу и самостоятельность детей.
Педагог оценивает не только результат, но и процесс решения проблемы, задавая вопросы, чтобы дети задумались над своим путем.
12 Слайд
В своей работе по проблемному обучению я использую готовый печатный материал.
В рамках проблемного обучения могут использоваться дидактические материалы, среди которых: системы проблемно-поисковых вопросов, схемы ориентировочной основы действий, дополнительные материалы, характеризующие проблемную ситуацию, детали обстановки и т.д.
13 Слайд
При использовании этого метода детям предлагают тексты, иллюстрации, изображения по определённой теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.
14 Слайд
Результаты использования проблемных ситуаций
- Развитие критического мышления у детей.
- Умение делать выбор и анализировать возможные последствия.
- Развитие самостоятельности в принятии решений.
- Улучшение общения и взаимодействия с окружающими.
Успешное внедрение метода требует от педагога тщательной подготовки, создания благоприятной образовательной среды и умения направлять деятельность детей, не навязывая готовые ответы. Использование проблемных ситуаций позволяет сформировать у дошкольников необходимые предпосылки для успешной адаптации и обучения в школе.
В заключение хочу отметить, что в результате постоянного включения
таких приёмов в учебную и игровую деятельность, у детей значительно
снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость, возрастает
познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное,
эмоциональное отношение к занятиям. Дети становятся более
общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные
знания в повседневной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое проблемная ситуация? «Проблемная ситуация - начало развития мысли человека» С.Л. Рубинштейн
Проблемная ситуация - это ситуация , которая требует от ребенка поиска решения , размышлений над причинами и последствиями . Это может быть противоречие , задание , где нужно найти недостающие данные или выбрать оптимальный способ решения . Ребенок должен применить свои знания и умения , чтобы найти выход .
Актуальность использования проблемных ситуаций заключается в том, что они доставляют детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивают развитие познавательной и творческой активности. Цель проблемных ситуаций в работе с дошкольниками — развитие умения детей решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения.
Преимущества использования проблемных ситуаций Развитие логического мышления и умения анализировать. 2. Формирование навыков самостоятельного поиска информации. 3. Стимуляция познавательной активности и инициативности . 4 . Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде. 5. Повышение уверенности в себе и своих силах.
1 2 3 4 Создание ситуации , вызывающей затруднение . Анализ проблемы и поиск путей ее решения . Выдвижение гипотез и выбор оптимального варианта . Анализ полученного результата и его соответствие поставленной цели . Этапы организации проблемной ситуации
1 2 4 Создавать диалог Использовать ролевые игры 3 Создать и регулярно обновлять картотеку Приемы организации проблемной ситуации Для эффективного использования проблемных ситуаций в подготовке детей к школьному обучению, взрослым следует: Поощрять самостоятельность
Основные принципы использования проблемных ситуаций Доступность Реалистичность Многообразие решений Активность
Типы проблемных ситуаций для дошкольников Математическая: "Разложить конфеты поровну между друзьями". Логическая: "Найти лишний предмет в группе". Экологическая: "Как помочь растениям выжить в засуху?". Социальная: "Как помирить поссорившихся детей?"
Примеры проблемных ситуаций в разных областях Как измерить длину комнаты , не имея линейки ? Почему опадают листья осенью ? Как построить самый высокий дом из кубиков ? Как вежливо попросить игрушку у другого ребенка ?
Роль педагога в создании и разрешении проблемных ситуаций Педагог организует и координирует деятельность детей , создает поддерживающую и стимулирующую среду . Педагог помогает сформулировать вопросы и найти ответы , поддерживает инициативу и самостоятельность детей . Педагог оценивает не только результат , но и процесс решения проблемы , задавая вопросы , чтобы дети задумались над своим путем .
Использование в работе печатных издательств на примере рабочих тетрадей
Использование в работе элементов сказкотерапии «Разбитая статуэтка » Вопросы к прочтенному тексту Какие чувства испытал Сережа во время разговора с мамой Васи? Отчего ему было тяжело после этого разговора? Почему он не мог играть с Васей вечером? Случалось ли с Вами что-то похожее? Как Сережа может помочь себе? Как ему поступить, что сделать ? «История про девочку Катю» Вопросы к прочтенному тексту Дети , а вы как думаете? Правильно бабушка ответила Кате? Давайте и мы посмотрим на себя в зеркало? А у вас тоже так?
. Призыв к активному использованию проблемных ситуаций в практике дошкольного образования. Результаты использования проблемных ситуаций 1 Развитие критического мышления и самостоятельности. 2 3 4 Повышение познавательной активности и мотивации к обучению. Формирование необходимых компетенций для успешной адаптации к школьной среде.
За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!» Мама: - Почему у тебя вся одежда мокрая? Дима: - Воспитательница сказала, что очень старался. Мама: - Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею! Дима: - Я ещё дома попробую такую птичку сделать Мама: - Вот теперь пойдёшь в мокром. Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться. В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте ? В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты. Как должен поступить воспитатель в данной ситуации? 2 Педагогические ситуации
Аня ( Зг ) стала называть себя Дарьей. Что мама тоже, подыгрывая дочери стала тоже называть ее Дарьей. Однако мама не разу не спросила, почему девочке вдруг захотелось сменить имя, и тем самым не желать быть самим собой. Родители приняв игру дочери, укрепили ее в мысли стать кем-то другим и позволить вести себя так, будто у нее другие родители. В чем могут быть причины такой ситуации? Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности . Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые. Какими могут быть действия воспитателя? 3 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика музыкально - эстетического развития детей при подготовке к школьному обучению
Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной ....

Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. В большинстве случаев родителям, ...
Формирование компетентности дошкольника в процессе подготовки к школьному обучению
Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхожден...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению "Скоро в школе"
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

«Создание проблемных ситуаций как метод формирования познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
1 Введение.Основные напраления социально-педагогической деятельности по формированию познавательно-речевых навыков в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Цели, задачи методики.2. Метод...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)
laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...

Игровые методы и приемы взаимодействия с ребенком при подготовке к школьному обучению (из опыта работы). РМО 2022 г.
ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - этоогромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливаетсяживительный поток представлений, понятий. Игра - э...