Игровые методы и приемы взаимодействия с ребенком при подготовке к школьному обучению (из опыта работы). РМО 2022 г.
материал (подготовительная группа)

Алхасова Рафинат Алибашировна

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это

огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности”

В.А. Сухомлинский.

Игровые методы обучения являются комплексным решением проблемы подготовки к обучению в школе и способствуют достижению поставленным перед педагогами целей, так как они способствуют совершенствованию и активизации учебно-воспитательного процесса.

Отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением. Очень важный аспект процесса игровых методов: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый. Игровые методы очень важны в педагогическом процессе, т. к. они позволяют войти педагогу в доверие детей и установить контакт на дальнейшую деятельность. Именно с помощью игры можно развивать интерес к учению. Играя, дошкольник начинает учиться, незаметно для себя овладевая элементарными учебными действиями.

С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.

       Поэтому, отбирая методы и приёмы, стараюсь включить в основу образовательного процесса игры, как основной метод обучения дошкольников.

 

В своей работе я использую нейроигры. Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую моторику.  С помощью нейроигр,  развиваются  межполушарные связи, и чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление.

Для повышения мотивации,  работоспособности и мыслительной деятельности -   нейроигры использую как организационный момент перед началом занятия.

 

 «Нейротаблицы на внимание»

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям.

 

 

Игра «Умные дорожки», где нужно провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

«Шагаем пальцами, как по классикам» - развиается праксис, зрительное внимание моторное планировани

Многим детям тяжело дается определение таких понятий, как «Право – влево». И игровая форма, конечно, же, является лучшим, и, наверное, единственным эффективным способом обучения пространственной ориентировке.  Для этого использую игру «Сортируй».  Предлагается сортировать карточки, сопровождая речью.

Например:  это девочка на лошадке. Она едет направо. Это мальчик. Он бежит налево. Таким образом еще идет работа над описанием картинок.

 

Игра «Да – нет».

 Это разновидность головоломок загадок. Она проста по своей сути. При этом она формирует навыки логического мышления. «Да – нет - ка» (с геометрическими фигурами) на плоскости. Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закреплять умение ориентироваться на плоскости. Объектами для игры могут служить как объемные предметы, так и картинки любого содержания. Для этой игры можно использовать доску, я использую экран, так как у нас в группе есть колибри.

 

Например

Дети: Эта фигура расположена в верхнем углу?

 Воспитатель: Нет.

Дети: Эта фигура расположена в центре?

Воспитатель: Нет.

Дети: Эта фигура расположена в нижнем углу?

Воспитатель: Да.

Дети: Эта фигура расположена в нижнем левом углу?

 Воспитатель: Да

Дети: Эта фигура круглой формы?

Воспитатель: Нет.

 Дети: Эта фигура треугольной формы?

 Воспитатель: Да.

 

«Кольца Луллия».

Эту игру использую для составления  задач  на сложение и вычитание;

На нижнем кольце размещены предметные картинки.

На среднем кольце размещены цифры 1 или 2 со знаком на сложение или на вычитание, а на верхнем кольце цифры от 1 до 9. С помощью стрелки и передвижению колец необходимо определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показывает: шарик, +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?». Дети: У Маши стало 7 шариков

 

Игра «Рыбка»

В ручейке лежать одиннадцать пронумерованных камней на равном расстоянии друг от друга. Рыбка выполняет команды «налево» и «направо» и в исходной ситуации находится под пятым камнем. Ведущий подает рыбке серию команд, ведомый должен определить номер камешка, под которым находится рыбка после последней команды.

        Рыбка находится под пятым камешком. Плывет направо, направо, направо, налево. Под каким камешком прячется рыбка? (Под седьмым). Если ведомый правильно определил положение рыбки и указывает на седьмой камешек, то рыбка, в следующей серии команд, стартует из-под седьмого камешка

 

Игра «Теремок».  Это игра по сказке. Тренирует аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Для этой игры я использую  предметные картинки по теме недели,  в игре  с блоками Дьенеша. Как известно, они хоть и похожи, но различаются по четырем параметрам: цвету, форме, размеру, толщине.

     Делаем хозяином теремка любой блок. Например, большой синий толстый квадрат. Далее идут гости – маленький красный толстый квадрат, большой желтый тонкий треугольник, маленький тонкий синий круг и т.д. Ребенок ищет похожие признаки. Это может быть либо один, либо несколько признаков.

. Ведущий сидит в «теремке». Каждый, кто приходит в «теремок», может туда попасть, если скажет, чем его  геометрическая фигура  похожа на геометрическую фигуру ведущего или отличается от нее.

 

Игра «Собери букву и расскажи». Задача ребенка собрать мысленно букву, назвать ее, назвать звук, дать характеристику этому звуку, для закрепления назвать слова,  в которых этот звук, составить предложение с этим словом, составить схему предложения.

 

 

Игра «Шифровка». Для развитие внимания. Задача ребенка расшифровать,  какие буквы прячутся за фигурами и составить слово. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приемов в работе логопеда в обучении дошкольников грамоте.

В статье рассматриваются особенности русской письменной речи, предпосылки ее формирования у дошкольников и этапы формирования основ грамоты у детей 6-7 лет....

Презентация "Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука в работе учителя -логопеда. Из опыта работы

laquo;У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»....

Дистанционное обучение для педагогов "Применение игровых методов и приемов развитие речи, в работе педагога с детьми раннего возраста, в период адаптации к условиям ДОУ"

Цель:  v развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения  связной  диалогической речью. Задачи: v вовремя заметить и скорректировать отставание в фор...

Опыт работы по теме: «Игровые методы и приемы в обучении детей»

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста; игра имеет важнейшее значение: она для них учеба, труд, серьезная форма воспитания. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно вып...

Опыт работы по теме: «Игровые методы и приемы в обучении детей»

Опыт работы по теме:«Игровые методы и приемы в обучении детей»...

«Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника» (Из опыта работы)

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутнико...