Игровой тренинг «Полянка хорошего настроения» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по психологии
Всемирный день здоровья 7 апреля в нашем саду не остался без внимания и отмечался весело и интересно. С целью сохранения и укрепления психологического здоровья педагогом-психологом проводился игровой тренинг с использованием нетрадиционного дидактического пособия "Умный коврик: игры на Лесной полянке" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой тренинг на День здоровья
«Полянка хорошего настроения»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: сохранение психологического здоровья детей в условиях ДОУ.
Задачи: профилактика стресса, создание положительного эмоционального настроя, развитие когнитивной сферы.
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.
Оборудование: дидактическое пособие «Умный коврик: игры на «Лесной полянке», спокойная музыка для этюда «Березки», музыка П.И. Чайковского «Болезнь куклы», И.Штрауса «Анна полька», звуки течения воды, разноцветные лепестки из бумаги, пиктограммы с изображением Бодрика и Охохоньки.
Ход:
Психолог: Здравствуйте! А знаете, ребята, мы ведь не просто поздоровались, мы сказали, здравствуйте, это значит, здоровье желаем.
- Здравствуй! – вы сказали человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверное, не пойдет в аптеку,
А здоровье будет много лет.
Психолог: У нас сегодня необычный день – День здоровья! А что такое здоровье? Как сохранить наше здоровье? (ответы детей). Правильно питаться, закаляться, соблюдать правила гигиены, а еще нужно быть всегда в хорошем настроении. Вот сегодня мы с вами попробуем поднять себе и своим друзьям настроение и оставаться веселыми и радостными целый день!
Девиз: «Улыбайся каждый раз,
Для здоровья - это класс!»
Упражнение «Я делюсь с вами»
Психолог: А как вы думаете, важно для здоровья быть в хорошем настроении. Если у человека плохое настроение, если он грустит, то он может заболеть. Хорошее настроение – залог здоровья. А у вас какое сейчас настроение? Если веселое, то поднимите руки и похлопайте, а если печальное, то поднимите руки и помашите.
- Вижу, у некоторых ребят плохое настроение, попробуем поднять его. У меня замечательное настроение, и я хочу поделиться с вами. После каждого моего высказывания вы должны говорить одну и ту же фразу: «Мы тоже!».
Педагог-психолог: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!
Дети: «Мы тоже!»
Педагог-психолог: «Я дарю вам улыбку!»
Дети: «Мы тоже!»
Педагог-психолог: «Я радуюсь!»
Дети: «Мы тоже!»
Педагог-психолог: «Я прыгаю от счастья!»
Дети: «Мы тоже!»
Педагог-психолог: «Я вас обнимаю!»
Дети: «Мы тоже!»
Все обнимаются в едином кругу.
Психолог: - Теперь ваше настроение отличное? (Да)
Психолог: Сейчас я приглашаю вас на Лесную полянку и там немножко поиграть. А играть нам поможет вот такой (указывает на дидактическое пособие) удивительный Умный коврик. Он разделен на несколько секторов, каждый из которых имеет своё название (сектор «В роще», сектор «В гостях у зверят», сектор «В гости к насекомым», сектор синий «У ручья», сектор желтый «Ромашковое поле», сектор красный «Цветочная полянка»). Каждый сектор приготовил нам интересные задания, игры и упражнения.
Психолог приглашает одного ребенка для раскручивания стрелки коврика.
Сектор «В гостях у зверят»
«Звериная зарядка»
Цель: развивать внимательность, память, быстроту реакции, снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый ( руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе ( переступание с ноги на ногу)
топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Сектор «В роще»
Этюд «Березки».
Цель: формировать умения выполнять выразительные движения, снятие психоэмоционального напряжения.
Педагог. Встаньте там, где вы хотите. Представьте, что вы превращаетесь в березки, а все вместе образуете березовую рощу. (Далее включается легкая музыка; дети изображают деревья в разное время года, следуя словам-подсказкам педагога.) Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками. Осень. Облетают листья на березках. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону, заставляет дрожать их ветки. Зима. Веточки на березках дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.
Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки.
Сектор синий «У ручья»
Цель: способствовать снятию мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.
Релаксация «У ручья». Выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.
Психолог: Сядьте поудобнее, вытянетесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного лесного ручья. Слышны лишь выше дыхание и плеск воды.
Солнце светит ярко, и это заставляет вас чувствовать, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны и счастливы, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете….
А теперь откройте глаза. Мы хорошо отдохнули. У нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение дня.
Сектор красный «Цветочная полянка»
Игра на активное слушание музыки и внимание с пиктограммами «Бодрики и охохоньки»
Психолог:
«Начинаем развлеченье!
Будет суперпревращенье!
Музыка веселая только зазвучит,
В бодриков ребяток сразу превратит,
Грустная мелодия – лишь для охохонек:
Будут дети все грустить и вздыхать тихонько.
Под веселую «Анну-польку» И.Штрауса дети свободно двигаются по залу-«цветочной полянке», пританцовывают, изображая мимикой и телом веселое настроение, радость. Педагог поворачивает двустороннюю пиктограмму с изображением Бодрика к детям.
Под мелодию «Болезнь куклы» П.И.Чайковского дети двигаются по залу-«полянке» медленно, опустив голову и вздыхая. Педагог демонстрирует пиктограмму «грустной» стороной с изображением Охохоньчика.
Сектор «Ромашковое поле»
«Цветик-семицветик».
Цель: развивать умения соотносить настроение с определенным цветом, (красный, розовый, оранжевый, синий, зеленый, желтый, фиолетовый, серый, черный, коричневый), навыки совместной деятельности, чувства общности.
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок к серединке.
Сектор «В гости к насекомым»
Подвижная игра «Пчелы»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
В группе отгораживается стульями улей. Все дети пчелы, один ребенок – медведь. Он прячется от пчел. Пчелы сидят в улье и хором говорят:
Пчелы в улье сидят
И в окошко глядят.
Полететь все захотели,
Друг за дружкой полетели:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
С жужжанием разлетаются, машут маленькими крылышками. По сигналу «медведь», летят к улью и не пропускают медведя. Если медведь убежал ни с чем, то он выбирает себе помощника, и игра продолжается с двумя медведями.
Сказка о настроении «Откуда у бабочек красивые крылышки»
Цель: показать в доступной форме изменчивость настроения, возможность управления и регулирования настроением.
В одном старом престаром лесу жило много разных животных и насекомых. Но больше всего там было бабочек. Почти на каждом кусточке, цветочке и деревце жили целые семьи бабочек и мотыльков. Но были эти бабочки всегда очень-очень грустные. Дело в том, что бабочки эти были вовсе не так красивы, как те, которых мы знаем. Были они серого, коричневого и черного цветов. Те мотыльки, которые живут на деревьях, были коричневого цвета, как древесная кора. Те, что садились на землю, были черного цвета. А бабочки, живущие среди старых опавших листьев, были серые, бурые, грязные и одинаковые. Такой цвет помогал бабочкам спрятаться от птиц. Если ты коричневый, как кора, то тебя совсем не видно на дереве. Но все равно, были эти бабочки очень грустными из-за своего цвета и не знали, кто бы мог им помочь.
Однажды, по лесу гуляла девочка. Она собирала грибы и ягоды. Девочка очень удивилась, когда услышала чьи-то вздохи и плачь.
- Кто это так грустит?
- Это мы, бабочки, – ответили насекомые.
- Отчего же вы так печальны?
- Нам грустно, что мы некрасивого серого цвета и так похожи друг на друга.
- Я знаю, кто может вам помочь – радуга! Она раскрасит ваши крылышки в самые яркие цвета!
- Но деревья в нашем лесу очень высокие, кроны очень плотные, сюда попадает мало солнца и совсем не бывает радуги. А если мы станем разноцветными, птицы легко нас заметят белую бабочку очень хорошо видно на черной земле.
- Тогда пошлите за мной.
Девочка пошла тропинкой из леса, а за ней летела целая стая бабочек. Они порхали крыльями, словно опавшие листья.
Лес закончился, и девочка вышла на большую поляну, усыпанную самыми разными цветами – белыми ромашками, красными маками, розовыми розами, синими васильками, желтыми одуванчиками.
Как обрадовались бабочки! Такая красота! Но их, серых и черных, хорошо видно на разноцветных цветочках. Вдруг прилетят птицы, что же делать! Но вот из-за облачка вышла радуга. Бабочки устремились к ней. И каждая из бабочек, которая пролетела через радугу, стала яркой, разноцветной и неповторимой. Красные, желтые, фиолетовые, синие бабочки полетели к таким же красивым цветам. Теперь и не различишь, где бабочки, а где цветы, птицам их не поймать. Бабочки были очень рады и благодарны девочке, которая им так помогла.
Радуга оказалась волшебной, оттого и бабочки тоже стали волшебными. Каждый раз, когда бабочкой овладевала грусть, она становилась серой, когда бабочка боялась – она белела, если случалась ссора, или бабочкой овладевала злость, то она чернела. Поэтому, чтобы не потерять свой прекрасный цвет, бабочки старались не унывать и не злиться, и сразу поднимать себе настроение. С тех пор и радуются бабочки своим разноцветным узорам на крылышках, и все, кто смотрит на них, тоже наполняется радостью и весельем.
Вопросы для обсуждения:
1. Какое настроение было у бабочек в начале истории? Почему?
2. Кто помог бабочкам?
3. Как девочка помогла бабочкам?
4. Каким можно назвать поступок девочки?
5. Какое настроение стало у бабочек?
6. Почему бабочки снова становились черными и серыми?
7. Как думаете, как бабочки поднимали себе настроение?
8. Как поднять себе настроение?
По окончанию тренинга педагог-психологт всех благодарит и желает всем бодрости и всегда хорошего настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные игры с ориентацией на ассоциирование цвета и настроения для детей старшего дошкольного возраста.
Формирование знаний детей о цвете, развитие цветовидения....

Конспект НОД по социально- коммуникативному развитию на тему: «Как вернуть хорошее настроение» для детей среднего дошкольного возраста.
Данный конспект занятия расчитан на развитие эмоционального благополучия детей, развтие дружеских взаимоотношений....

Конспект психопрофилактического игрового тренинга с элементами психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня разв...
Конспект развлечения "День хорошего настроения" для детей старшего дошкольного возраста
Юмор снимает напряжение, привлекает внимание, обезболивает воздействие среды. Его терапевтическое действие трудно переоценить. Юмор является прекрасным помощником во многих сферах жизни, включая и вос...
Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста «Тропинка родительской любви»
Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста...

Социо-игровое занятие «Сказочное настроение» для детей старшего дошкольного возраста
Создание атмосферы психологического комфорта среди сверстников в группе....

