Конспект психопрофилактического игрового тренинга с элементами психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Голубева Наталья Николаевна

 

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Задачи преемственности детского сада и школы:

- развитие любознательности;

- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

- развитие коммуникативности  (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Важную роль в обеспечении эффектной преемственности дошкольного и начального школьного образования играют различные психопрофилактические игровые тренинги с элементами психогимнастики.

Психологическая подготовка – это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Психопрофилактический тренинг – это не синоним всей психотерапии, это, скорее, особая часть психотерапии, соединяющая некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие и т. д.

Излишне предупреждать, что приемы психогимнастики и тренинги не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей; все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_trening.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №21 г. Россоши Воронежской области

Конспект психопрофилактического игрового тренинга с элементами психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

          Воспитатели: Добрынина Н.И.

                                 Голубева Н.Н.

                                       Ракитянская Е.П.

                                          2018/19 уч. год

Тема игрового тренинга:

              «Я ЖИВУ В МИРЕ С СОБОЙ И ОКРУЖАЮЩИМИ»

Слайд 1,2,3

Актуальность:  Дети импульсивны, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. Дети, отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому необходима коррекция эмоциональных нарушений. А без этого невозможно становление гармонично развитой, успешной личности.

Слайд 4

Преемственность:

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Задачи преемственности детского сада и школы:

- развитие любознательности;

- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

- развитие коммуникативности  (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Важную роль в обеспечении эффектной преемственности дошкольного и начального школьного образования играют различные психопрофилактические игровые тренинги с элементами психогимнастики.

Психологическая подготовка – это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Психопрофилактический тренинг – это не синоним всей психотерапии, это, скорее, особая часть психотерапии, соединяющая некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие и т. д.

Излишне предупреждать, что приемы психогимнастики и тренинги не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей; все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.

Слайд 5

Цель: Развивать у детей эмпатийные (чуткость, отзывчивость, сопереживание) чувства, потребность в доверительном общении и навыки социального поведения с целью профилактики эмоциональных нарушений и укрепления психофизического здоровья детей.

Задачи:

1. Развивать социально-коммуникативные навыки, направленные на коллективное сплочение.

2. Формировать у детей адекватную самооценку.

3. Учить детей контролировать своё поведение, управлять негативными эмоциями.

4. Формировать и совершенствовать навыки в упражнениях на снятие эмоциональных и мышечных зажимов.

Форма и место проведения: Занятие рассчитано на детей 6-7 лет и включает в себя подвижные и сюжетно-ролевые игры, инсценирование, беседу, анализ жизненных ситуаций, изобразительную деятельность. Продолжительность занятия 30 минут. Оптимальное количество детей в группе – 8-10 человек. Занятие включает в себя техники и приемы, направленные на работу с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми.

Оборудование: картинки бабочек, цветные карандаши, разные музыкальные игрушки, баночка «для криков», цветная бумага, карта, облака, аптека, таблетка, великан, ИКТ.

  1. Вводная часть.

Слайд 6

Игра-приветствие «Здравствуй»

Упражнение «Переходящее пожелание»

Воспитатель: «Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии! Ребята, я приглашаю вас в круг! Давайте все возьмемся за руки, подарим друг другу и нашим гостям самую нежную и теплую улыбку!»

Воспитатель: «Сначала, давайте поприветствуем друг друга. Я буду передавать смайлик  рядом стоящему ребенку и говорить: «Здравствуй, Лена!», а вы все вместе повторять ласковое имя: «Здравствуй, Леночка!» и так далее». (Игра заканчивается, когда смайлик побывает у каждого ребенка и окажется у воспитателя).

Воспитатель: «Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Сейчас мы будем по кругу говорить друг другу комплименты или желать что-либо. При этом у каждого из нас с лица не должна сходить улыбка!»

Воспитатель: «Друзья мои, я приглашаю вас в увлекательное путешествие! Нас сегодня ожидают трудные испытания, сложные задания, невероятные приключения и самое главное – сокровища! Вы готовы? (  Предполагаемые ответы детей: «Да!»). Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим, какие вы внимательные?»

Воспитатель ведет детей за собой, за руку. Все вместе идут друг за другом, выстраивая круг.

hello_html_m49756df.gif

  1. Основная часть. Игротерапевтическая

Подвижная игра «Пожалуйста!»

Упражнение «Корабль и ветер»

Упражнение «Какое у меня настроение?»

Комплекс мимической гимнастики.

Упражнение «Рожицы»

Комплекс психогимнастики.

 Ролевая гимнастика

«Зеркало»

«Веселые ручки»

Дыхательный комплекс

«Шарик» – релаксация

Игра «Маленькое привидение»

Игра «Аптека «Ну и ну!»

Упражнения «Чудо-таблетка» и «Баночка для криков»

Слайд 7

Воспитатель: «Я буду давать вам команды, выполнить которые вы должны только при условии, если она сопровождается конкретным обращением, например словом «пожалуйста». Если данное слово не прозвучало, а некоторые из вас выполнили команду, то вы выбываете из игры»

Воспитатель: «Ребята, я убедилась, что вы все очень смелые и внимательные! А в путешествие мы отправляемся для того, чтобы разгадать самую главную загадку, и узнать, что является САМЫМ ВАЖНЫМ НА СВЕТЕ?! Ну что, ребята, отправляемся в путь? ( Предполагаемые ответы детей: «Да!»). Закрываем глазки. Крибле, крабле, бум-с!».

Слайд 8

Воспитатель: «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз.

Я хочу услышать, как шумит ветер!» (Упражнение можно повторить 3 раза).

Слайд 9

Воспитатель: «Сейчас я вам покажу картинки. Что это? (Облака). Посмотрите на облака. Что с ними? (У них разное настроение). А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные? (По улыбкам). Молодцы! Выберите облачко, у которого такое же настроение, как у вас. Давайте наши веселые, улыбающиеся облака поместим над нашим островом?».

Слайд 10

Воспитатель: «Друзья мои! Мы приглашены в Дом Удивлений! Вы рады? (  Предполагаемые ответы детей: «Да!»). В Доме Удивлений живет очень веселый хозяин. Он хочет поприветствовать всех вас своим смехом и попросить, чтобы вы тоже посмеялись вместе с ним. Похохочем?  Прекрасно! Наш добрый хозяин – тот еще выдумщик! Всем своим гостям он предлагает сложные задания. Как вы думаете, справитесь?

Слайд 11

  1. Растянуть уголки рта в стороны (в улыбку) и расслабить.
  2. Вспомните  сказку «Три медведя». Изобразите сердитого медведя. Покажи, как испугалась Машенька, когда  увидела  Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки ее родители.
  3. Изобразите сердитого Бармалея, доброго доктора Айболита.
  4. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Вы боитесь съезжать с горы – покажите, как вам страшно. Скатились с горы и не упали, изобразите веселье и радость.
  5. Нужно сдуть «муху» с лица, поочередно с носа, щек, глаз.

Слайд 12

Физкультминутка

Мы зажмурим левый глаз,

А потом и правый глаз.

Мы надуем обе щёки-

Вышла рожица у нас.

Мы подвигаем бровями (поднимать вверх и вниз),

Мы похлопаем губами.

Улыбнёмся поскорей (улыбнуться, посмотреть друг другу в глаза),

Станем веселей, добрей.

Воспитатель: «Кто стал из вас веселей, добрей?

  1. Рассказать стихотворение: шепотом; с пулеметной скоростью; как робот.
  2. Походить как: младенец; глубокий старик; лев.
  3. Попрыгать как: кузнечик; козлик; кенгуру; лягушка.

Игра в парах – повторение всех движений и жестов.

Слайд 13

Воспитатель: «А теперь давайте вместе правильно подышим, восстановим дыхание».

Положить руку на живот. Представить и надувать живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтоб рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимать. Вдох – пауза, выдох – пауза:

Вот мы шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко… ровно… глубоко…

Слайд 14

Воспитатель: «Отлично, так держать! А теперь мы отправляемся дальше. Я с радостью хочу вам предложить повеселиться. Вы любите веселиться? ( Предполагаемые ответы детей: «Да, любим!»)

Воспитатель: «Ребята, в нашей чудесной стране живут маленькие,  добрые привидения и сейчас мы с вами их изобразим.  Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (воспитатель  приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук "У". Если я и наши гости будут тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если мы будем громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить. Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

Слайд 15

«Внимание! Внимание! Для здоровья человека, в городе открыта новая аптека!»

Воспитатель: Друзья! А вы заботитесь о своем здоровье?  ( Предполагаемые ответы детей: «Заботимся!»). Замечательно! Давайте-ка мы посетим эту необычную аптеку».

Воспитатель читает рекламный буклет: «Бесплатные товары от злости, скуки, грусти и прочего плохого настроения. Аннотация к антикапризину и негрустину: использовать данные лекарства не по назначению, противопоказаний нет, принимать при всех приступах агрессии, грусти и тоски».

Слайд 16

Воспитатель: «Превосходно! Друзья мои! В этой аптеке «Ну и ну!» есть «чудо-таблетка» от вируса капризов и баночка для криков, куда можно собирать неправильные крики. Друзья, а в вас живут иногда капризки? ( Предполагаемые ответы детей: «Бывает, иногда). Мы сейчас будем эти капризки из нас выгонять»

Воспитатель: «Ребята, скажите, как часто вы капризничаете? Как вы себя при этом ведете? А как это выглядит со стороны? Давайте мы поучимся с ними справляться?». Дети получают по листу цветной бумаги, и им предлагается в течение трех минут мелко нарвать эту бумагу (звучит музыка). Друзья, куда же выбросим наши капризки? ( Предполагаемые ответы детей: «Переложить в другую банку и выбросить в мусорку)».

Воспитатель: «Отлично, друзья мои! А теперь мы отправляемся дальше. Вы готовы? (  Предполагаемые ответы детей: «Готовы!»). «Вперед!».

Воспитатель: «Возьмите, пожалуйста, в руки любые «лекарства». Попробуйте подействовать этими предметами. И так, представляем вам музыкальную композицию «Не болей-ка!»

1. Выражение эмоций, переживаний посредством движений, мимики, жестов

2. Снятие эмоциональных и мышечных зажимов

 «Встаньте, пожалуйста», «Попрыгайте на одной ноге, пожалуйста», «Посмотрите направо», «Дотроньтесь до моей руки», «Обернитесь вокруг себя, пожалуйста» и др.

Дети вместе с воспитателем повторяют отдельные мимические упражнения

Воспитатель открывает баночку для криков и ставит ее посередине круга, объясняя детям, что в эту баночку полетят все неправильные крики.

  1. Завершающая часть. Игровая релаксация

Слайд 17

Упражнение «Порхание бабочки»

«Бабочка с эмоциями»

Упражнение «Самое важное на свете!»

Прощание

Воспитатель: «Ребята, а сейчас представьте, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на поляне в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пеструю поляну, над которой  вы летите. Посмотрите, сколько на ней ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую ароматную серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат...

5, 4, 3, 2, 1. Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день».

Каждому ребенку раздаются картинки бабочек и карандаши. На бабочке каждый ребенок должен нарисовать любую эмоцию, которую он испытывает в данный момент. Затем все бабочки наклеиваются на полянку». Дети работают под музыку.

Воспитатель: «Ребята, вот и заканчивается наше путешествие, но мы с вами так и не открыли главную тайну, что же является САМЫМ ВАЖНЫМ на свете? Как вы думаете? (Ответы детей)».

Слайд 18

Воспитатель: «Ребята, у нас есть один сундучок. Наверно в нем и спрятана эта важная тайна! Давайте откроем его? (Ответы детей). Я буду открывать сундучок, и каждый по очереди в него заглянет! Только пока никому не говорите, что вы там увидели. Договорились?». Все дети по очереди заглядывают в сундучок.

Воспитатель: «Что вы там увидели? А точнее… КОГО? Что САМОЕ ВАЖНОЕ на свете? Конечно! Мы с вами, каждый из нас, а также умение жить в мире и согласии с собой и со всем миром. А это значит – дарить людям любовь, быть терпимым, уметь прощать!

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте. Будьте надежными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными. Будьте щедрыми, готовыми помочь. И все это вам поможет жить в мире!»

Воспитатель: «Ребята, скажите, пожалуйста, что вам запомнилось из сегодняшнего занятия больше всего? Что нового и интересного вы сегодня узнали? А какое задание вам понравилось? А какое задание показалось наиболее сложным?»

Воспитатель: «Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, в кружок. Я желаю, чтобы вам хорошего настроения. А сейчас, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем: «До свидания!».

Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..

Цель: • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершенствов...

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:• продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В природной лаборатории»

·         Данная экспериментальная деятельность позволяет исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В мире камней»

Данная деятельность помогает формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы...

Конспект занятия «Задира лисенок» с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия «Задира лисенок»   с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста. Цель - развитие способности понимать эмоциональное состояние другого ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Вулканы»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулкана. Задачи:• Образовательные:1. познакомить детей с понятием «...

Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста «Тропинка родительской любви»

Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста...