Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
консультация по психологии (подготовительная группа)
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать, насколько успешно будет учится первокласник.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться».
Л. А. Венгер
К концу старшего дошкольного возраста у ребенка должна быть сформирована психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Она включает в себя следующие взаимосвязанные аспекты:
- физиологическая готовность;
- психологическая готовность;
- мотивационная готовность.
Физиологическая готовность ребенка к школе означает, что состояние здоровья ребенка должно позволять успешно проходить образовательную программу. Ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться по специальной коррекционной программе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.
- Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Личностная готовность определяет то или иное отношение к школе, учителям и учебной деятельности
- Мотивационная готовность выражается готовностью ребенка к школе, его желанием учится, принимать учебную задачу, выполнять задания педагога. У ребенка есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения). У него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).
Интеллектуальная готовность. Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний и его словарный запас. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающиеся в способности устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; возможность логического запоминания, умения воспроизводить образец, а также развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
- Волевая готовность (произвольная сфера) означает способность контролировать свою деятельность с помощью волевого усилия. В поведении это проявляется через умения слушать, принимать и точно выполнять задания взрослого, через готовность действовать в соответствии с правилами и действовать образцу.
Памятка для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе»
Будущий первоклассник знает и может назвать:
- фамилию, имя, отчество свое и ближайших взрослых (родители, бабушка, дедушка, воспитатели)
- свой возраст и дату рождения;
- свой домашний адрес;
- страну, город, в котором живет, его основные достопримечательности;
- времена года: их количество, последовательность, основные приметы, месяцы (количество и названия);
- дни недели (количество, названия, последовательность), части суток.
Будущий первоклассник умеет:
- выделять существенные признаки предметов окружающего мира и на их основе
классифицировать их по категориям, определять лишний предмет, объяснять выбор;
- различать и правильно называть: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, шар, цилиндр, куб;
- различать и правильно называть цвета цветового спектра;
- владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контур, обводить и копировать образец;
- свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т.д.);
- соотносить количество с числом и цифрой в пределах 10;
- составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);
- пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
- составлять рассказ по картинке, устанавливать последовательность событий по серии из 5-6 сюжетных картин, самостоятельно придумать окончание рассказа;
- запомнить и назвать 7-9 предметов, картинок, слов;
- внимательно слушать инструкцию, повторять и выполнять ее;
- действовать по правилам в игре или задании;
- оценивать свои и чужие поступки с позиции элементарных норм морали (обманул/ сказал правду, обидел/пожалел и т.д.)
- обращаться к взрослым людям на "вы", здороваться, прощаться, говорить "спасибо" и "пожалуйста", обращаться с просьбой и за помощью.
Должен ли ребенок знать слово "надо", и что делать, если до первого класса его этому слову не научили?
- Знать слово "надо", значит, уметь соотносить свои желания с необходимостью и подчинять их определенным обстоятельствам или правилам: хочется смотреть мультики, но надо ложиться спать, хочется продолжать играть, но надо собрать игрушки, хочется выкрикнуть ответ, но нужно поднять руку и дождаться, когда тебя спросят.
Суть этого навыка в сознательной регуляции своего поведения в соответствии с нормами, принятыми в обществе. В психологии это называется "произвольность", она формируется к семи годам и является одним из ключевых критериев готовности к школе.
Если к первому классу ребенок не научился регулировать свое поведение, он будет учиться этому, постоянно сталкиваясь со школьной системой норм и правил.
К концу первого класса кроме того, что все ребята научатся считать, читать и писать, они должны будут уметь организовывать свое рабочее место, взаимодействовать с учителем и одноклассниками на уроке, контролировать свою работу, самостоятельно оценивать ее результаты.
Рекомендации, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться (для родителей) :
Избегать чрезмерных требований. Не спрашивать с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.
Не думать за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешиваться во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думать и не решать за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
Не пропустите первые трудности. Обращать внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращаться к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно заняться лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если что-то беспокоит в поведении, не стесняться обращаться за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью - посетить логопеда.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивать маленькие праздники. Радоваться успехам. Пусть у ребенка будет хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению.
С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе была разработана методика, которая включает в себя группу тестов для детей старшего дошкольного возраста. А так же ...

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания:- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе....

Консультация для родителей: Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Уважаемые родители! Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для каждого ребенка. Однако не все дети всестороннее подготовлены к безболезненному и успешному вхожден...

Компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению
Материал содержит краткое описани всех компонентов готовности ребенка к школе. Информация для родителей и педагогов....
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Консультация для воспитателей и родителей...
