Исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе была разработана методика, которая включает в себя группу тестов для детей старшего дошкольного возраста. А так же в данной работе отражено значение тестирования детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение тестирования детей дошкольного возраста.

Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей:

  1. во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.
  2. во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг
  3. в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка.

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

Тест: "Переплетенные линии"

Оценка устойчивости внимания.

Предложите ребенку рисунок, на котором изобра жены,10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребенка внимательно проследить за каж дой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошиб ки, сбои в работе и т.д. Большинство детей справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практи чески без ошибок.

Тест: "Кольца"

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.

Для проведения теста необходима таблица с изоб ражением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)..

За 2 минуты ребенок просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улуч шается.    

Время, затраченное на задание - 4 минуты.

Тест: "Корректурная проба"

 Выявление скорости распределения и переключения внимания, eгo объема и устойчивости, ребенку предлагается таблица с любыми  фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребе нок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различ ных элемента. Например: квадрат — поперечной чертой, круг — вертикальной, а звездочку - крестиком.

Фиксируется время выполнения задания. Большин ство детей выполняют эти задания за 2-3 минуты.

Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребенка.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Тест: "Что не дорисовано?"

Оценка целостности восприятия.

Покажите ребенку картинки с изображением зна комых предметов, попросите его внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь (то есть сказать, что не дорисовано).

Фиксируйте время восприятия всех картинок и пра вильность определения недостающих признаков.

Хороший результат для ребенка, если он най дет все или почти все недостающие детали за 1,5-2 ми нуты.

Тест: "Найди квадрат"

Тест выявляет способность к дифференцирован ному восприятию.

Ребенку показывают рисунок с изображением 10 че тырехугольников, среди которых 5 совершенно одинако вых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличаю щихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длин нее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.

Ребенку предлагается найти и показать все одинако вые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

Если ребенок может отыскать все или почти все квад раты, то это свидетельствует о наличии у него способнос ти к дифференцированному восприятию.

Тест: "Закрась фрукты"

Определение способности цветовосприятия.

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением различных фруктов и цветные каранда ши: ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствую щий цвет.

Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и др. предметов.

Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продол жайте выполнять аналогичные упражнения.

Тест: "Пиши кружочками " и "Чтение схем-слов"

Оценка фонематического слуха.

Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово "суп" надо изобразить тремя кру жочками: 000. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследова нию.

Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.

Набор слов:

АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:

00, 0000, 000, 000000, 00000

Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них — это хороший результат.

Предложите ребенку картинки, на которых нари сованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и за писаны схемы этих слов в виде кружочков (по количе ству звуков в каждом слове).

Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово "волк" соответствует схеме из четырех кружочков, а слово "дом" — из трех.

Убедившись в том, что ребенок понял задание, показываете ему рис. и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят.

Ребенок все связи определяет правильно (до пускается одна ошибка).

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ

Тест: "Обведи контур"

Оценка наглядно-действенного мышления.

Предложите ребенку соединить прямыми линия ми фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части.

Задача заключается в том, чтобы делать это как мож но быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Жела тельно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисун ках-образцах.

Оцениваются в итоге выполнения задания аккурат ность, точность и скорость работы.

Если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур — значит, задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет высокий уровень развития наглядно-действенного мышления.

Тест: "Лишний предмет"

Оценка образно-логического мышления — умственных операций анализа и обобщения.

На рис. изображены различные пред меты: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек,

Покажите ребенку первую (тренировочную) карточ ку и объясните ему, что из предметов, нарисованных на карточке, один — лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. Пос ле этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребенок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум на 4 карточках — это хороший уровень развития образно-логического мышления.

Тест: "Нелепицы"

Оценка образно-логического мышления.

Покажите ребенку картинку на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внима тельно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисова но неправильно. Когда ребенок будет называть эти неле пые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше неле пых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц — это хо роший результат развития образно-логического мышле ния.

Тест для оценки словесно-логического мышления:

        Ребенок отвечает на вопросы:

1.        Какое из животных больше — лошадь или собака?

2.        Утром люди завтракают. А вечером?

3.        Днем на улице светло, а ночью?

4.        Небо голубое, а трава?

5.        Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?

6.        Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7.        Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8.        Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и

        просят назвать время.)

9.        Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это?..

  1. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13. Что общего между белкой и кошкой?  

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом?

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет ра ботать?

 20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Правильные ответы:

1.        Больше лошадь.

2.        Вечером ужинают.

3.        Темно.

4.        Зеленая.

5.        Фрукты.

6.        Чтобы не было столкновения поезда         с автомобилем.

7.        Города.

8.        Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)

9.        Щенок, ягненок.

10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, ког ти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

  1. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
  2.  Это инструменты.
  3.  Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и.д..
  4. Гвоздь -  гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
  5.  Виды спорта.
  6.  Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).
  7.  Три существенных признака как минимум: ”Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.”.
  8.  Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
  9.  Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.
  10. Так платят за пересылку письма.

При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ

Тест: "Картинки"

Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, ко торые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было. Обычно ребенок воспроизводит 7-8 предметов из 10.

Тест: "Запомни слова"

Оценка слуховой памяти – кратковременной.

Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тет радь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Ребенок повторяет 5-6 слов. Это показа тель хорошей кратковременной памяти.

Тест: "Запомни фразы"

Оценка смысловой памяти.

 Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут яблони и груши

4) В небе летит самолет.

5) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обяза тельно.

Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Ребенок обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.

Тест для оценки произвольной образной памяти:

Покажите ребенку 8 карточек с изображениями различных предметов, хорошо ему знакомых, и карту, разделенную на 24 клетки.

Каждому изображению на карточке должны соответ ствовать 3 изображения на карте: одно — идентичное, второе — отличающееся какой-нибудь деталью, тре тье — схожее лишь общим силуэтом. Все три изображе ния должны быть выполнены в одном цвете.

Перед ребенком кладут карту и говорят: "Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой кар те". Время демонстрации одной карточки — 1-2 се кунды.

Ребенок в основном справляется с этим зада нием — показывает идентичное или схожее с общим си луэтом изображение по 6-7 карточкам.

Тест: "Запомни рисунки"

Оценка объема кратковременной зрительной памяти.

Ребенку показывают рисунок с изображением разных фигур, просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их все го 9).

Далее ребенку показывают другой рисунок, на котором есть 9 изображений из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка.

Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку.

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут.

В среднем дети узнают не менее 6-8 изобра жений за 1 минуту.

Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию.

Ребенку зачитывают пары слов (10), которые он дол жен постараться запомнить.

Серия А:

ТАРЕЛКА - СУП

ПОЧТА - ПИСЬМО

ЗИМА  - СНЕГ

БУЛКА – МУКА

КАРАНДАШ – БУМАГА

МАШИНА – ДОРОГА

МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ - КНИГА

САПОГ – НОГА

РЫБА - ВОДА

Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти.

Серия Б:

Зачитываются другие пары слов (10):

КНИГА - ОКНО

РУКА - ТУЧА

ВИЛКА - ДЕЛО

СОСНА - ЛОЖКА

СПИНА - ЛАМПА

КОРОВА - СТОЛ

ЯЩИК - ПАЛЕЦ

ЧИСЛО - КРЫША

НОЖИК - ЛЕТО

КОРЗИНА - СВЕЧА

Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил .

Осуществляется подсчет правильно воспроизведен ных слов. Это показатель механической памяти.

Далее, сравните результат серии А с результатом се рии Б и вы узнаете соотношение механической и смысло вой памяти ребенка.

Тест: "Узнай фигуры" .

Оценка способности к узнаванию

Ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5 в ряду. Крайняя слева картинка - образец. Нужно определить и показать, какая из четырех после дующих похожа на первую.

Это тренировочная проба, к дальнейшей работе пере ходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок по нял задание.

Далее показываете ребенку следующие картинки, поочередно с 1-й по 10-ю.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач.

Хорошим считается результат, если ребенок справился со всеми задачами за 45-60 секунд. Пример картинок:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...

Эмпирическое исследование психологической готовности детей к обучению в школе

Диагностику готовности к школе в детском саду целесообразно проводить дважды: первый раз – сентябре, второй – в марте - апреле. По результатам предварительной диагностики выявляются дети с недостаточн...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....