Счастье есть. Ресурсный тренинг для педагогов.
методическая разработка по психологии
Профилактика стресса, предупреждение эмоционального выгорания, сохранение психологического благополучия педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Ресурсный тренинг «СЧАСТЬЕ ЕСТЬ. Профилактика стресса и эмоционального выгорания»
Цель: Профилактика стресса, предупреждение эмоционального выгорания, сохранение здоровья педагогов.
Задачи:
- помочь педагогам снять усталость и эмоциональное напряжение;
-способствовать формированию позитивного мировосприятия;
-отработать навыки сознательного повышения стрессоустойчивости.
Продолжительность тренинга: – 2 часа
Участники: педагоги ДОУ , 10 – 12 человек.
Оборудование: листы бумаги формата А5, простые карандаши, ручки, фломастеры, песочница, различные природные материалы.
Ход тренинга:
Вступительная часть. Приветствие
Упражнение «Звезда» Участники встают в круг, правые руки кладут друг на друга, потом левые друг на друга, потом качают руки и произносят: «Раз, два, три, звезда гори» и выносят левые руки за круг (как лучики), получается звезда. В центре, в ядре, мы черпаем силу и излучаем свет вокруг через лучики.
Практическая часть
Далее проводим анализ прошлых тренингов и того, что привнесли в свою жизнь участники, какими техниками пользуются, какие результаты имеют.
Далее проводим тест на тревожность «Субъективная минута» автор М. Литвак.
Тревожность – это постоянное предчувствие чего – то плохого, ожидание неприятностей. Тревожность и страх – не одно и то же. Страх – это боязнь чего – то конкретного, тревожиться же можно по многим поводам. Стресс и тревожность тесно связаны. Тревога порождает стресс, а стресс порождает тревогу. Тревогу можно победить. Для этого важно сначала осознать, что это неприятное чувство, которое преследует вас и есть тревога. Что тревога зачастую не имеет никакого отношения к реальной угрозе, неприятности, а лишь порожденное мозгом беспокойство. Затем надо успокоить свое беспокойство, расслабиться.
Дыхательное упражнение. Попеременное дыхание через левую, а потом через правую ноздрю. При этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри используют мизинец правой руки. Дыхание медленное, глубокое. Такое дыхание способствует расслаблению и улучшению межполушарного взаимодействия.
Упражнение «Расслабление через напряжение» по Джекобсону. Расслабляем лицо, шею, плечи, руки, спину, живот, ягодицы, ноги. Затем пробуем напрячь все тело одновременно, держим на 10 счетов, затем расслабляемся и слушаем свое расслабленное тело.
Весна - прекрасная пора, когда расцветает вся земля, но в тоже время, мы можем испытывать накопившуюся за учебный год усталость, дети становятся более возбужденными, неорганизованными и рассеянными, авитаминоз и нехватка солнца и тепла способствуют спаду настроения, быстрому утомлению. Все эти причины могут приводить к эмоциональному выгоранию. Важно поддержать себя в это время.
Упражнение «Позитивный взгляд». Участникам выдаются листочки и карандаши. Каждый участник должен написать, что хорошего случилось с ним за сегодняшний день. Упражнение учит концентрироваться на положительных моментах, которые можно найти в каждом дне, способствует формированию позитивного мышления.
Упражнение «Прекрасное вокруг» Участникам предлагается сначала сконцентрироваться на зрительном восприятии и про себя назвать пять предметов (я вижу…), затем на слуховом восприятии (я слышу…), затем на осязании (мое тело чувствует…). Упражнение позволяет «выбираться» из своих мыслей и внутренних ощущений и наблюдать, чувствовать прекрасный мир вокруг. В дальнейшем участникам предлагается совершенствовать умение одновременно «включать» два анализатора, а потом все анализаторы, увеличивая глубину и интенсивность ощущения реального мира.
Упражнение «Удивительное рядом». Упражнение похоже на вышеописанное, но задача участников найти несколько причин удивиться, концентрируясь на казалось бы обыденных вещах. Эффект данного упражнения можно описать цитатой «Если ты всегда торопишься, ты можешь пропустить чудо» Льюиса Кэрролла. Мы как бы замедляемся, становимся наблюдательнее и замечаем мелочи, приносящие радость и наслаждение.
Упражнение «Левая рука». Если какие - то назойливые мысли засели прочно в голове и не дают покоя, попробуйте начать что – то делать не ведущей рукой. Все ваши мысли будут заняты выполнением этой непростой задачи, не оставляя шанса поводу вашего беспокойства.
Заключительная часть. Работа в песочнице, рефлексия.
В завершение участникам предлагается создать на песке свой талисман / мандалу счастья. При помощи различных природных материалов участники создают свой талисман.
Педагог – психолог дарит участникам адвент – календарь на апрель, основанный на принципе открывать для себя каждый день что – то новое, тем самым делать свою жизнь ярче и интереснее.
Рефлексия.
АДВЕНТ – КАЛЕНДАРЬ НА АПРЕЛЬ | ||||
1.Подыши новым способом, провести день с юмором и улыбкой. (1ое апреля же). | 2.Заведи банку счастья. (И не только завести, но и не забывать пополнять ее каждый день). | 3.Попробуй технику расслабления через напряжение (спасибо Джекобсону, он придумал). | 4.Сделай себе массаж стоп (включаем тактильные ощущения, тем более на ступне огромное количество биологически активных точек). | 5.Пойди гулять в неизвестном направлении (куда глаза глядят), не контролируй, наслаждайся. |
6.Посети музей, кино, театр, получи новые впечатления и удовольствие. | 7.Сделай ленивую зарядку в постели (спорт – залог здоровья, надо с чего – то начинать) | 8.Начни читать новую книгу (30 минут в день можно себе позволить, если больше, то лучше). | 9.Попробуй новый вкус (включаем свои вкусовые рецепторы, еще столько всего, что ты не пробовала). | 10.Прими ванну / душ с новым ароматом (включаем обоняние, аромабомбочки, шиммер, соль для ванной, гель для душа вам в помощь). Если принимаешь душ, прочувствуй, как капли воды касаются тела (подключаем тактильность). |
11.Побалуй себя приятной покупкой (вчера была зарплата, можно позволить). | 12.Приготовь новое блюдо (включаем вкусовые ощущения и учимся чему - то новому, два в одном). | 13.Открой для себя новое хобби (творчество – мощный потенциал удовольствия и борьбы со стрессом, можно попробовать что – то сложное, а можно открыть для себя раскрашивание мандал, просто и приятно). | 14.Пойди домой непривычным маршрутом (разрешается даже зайти в кофейню или кафешку). | 15.Попробуй новый вкус (все еще очень много того, чего ты еще не пробовала). |
16.Научись чему – то новому, дай пищу своему уму, человеку надо постоянно расти. (Можно просто научиться оригинально завязывать шнурки или выучить пять способов красиво завязать платок). | 17. Дари весь день комплименты (делая приятно другим, мы тоже получаем удовольствие и, возможно, меняем мир к лучшему, вспомни эффект бабочки). | 18.Попробуй новый аромат (включаем обоняние, аромасвечи, аромапалочки, крем для тела вам в помощь). | 19.Сделай массаж ушных раковин и рук (здесь тоже много биологически активных точек). | 20.Сделай небольшую перестановку в доме / в комнате (любые изменения освежают атмосферу и добавляют настроения). |
21.Удиви себя, сказав с утра «Ура, понедельник!» Не торопись вставать, послушай, как поют птицы за окном. | 22.Попробуй новый вкус (и даже сейчас еще много новых для тебя вкусов). | 23.Иди гулять и замечай все вокруг (вылезай из своих мыслей, смотри, слушай, осязай, обоняй, наслаждайся). | 24.Попробуй технику «Удивительное рядом». Найди 5 причин удивиться, наблюдая мир вокруг себя. | 25.Смени имидж (совсем не обязательно кардинально, но не возбраняется и так, тем более аванс пришел). |
26. Сделай приятный сюрприз кому – то (помним, производя вокруг себя радость, мы тоже получаем удовольствие и меняем мир к лучшему). | 27.Займись позитивным программированием, сделай коллаж желаний (тем более майские праздники не за горами, а там и до лета рукой подать). | 28.Сделай себе массаж головы, растяжку (это приятно и полезно, тело тебе скажет спасибо). | 29.Попробуй новый вкус /аромат (и сейчас есть чем себя удивить) | 30.Просто подумай над этим. «Именно мелочи напоминают нам, что жизнь – это удовольствие». Доминик Лоро Пробуй и дальше привносить в свою жизнь новое почаще. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта счастья. Арт тренинг для педагогов ДОУ по восстановлению их ресурсного состояния
Арт тренинг нацелен на формирование у педагогов представлений о себе как об индивидуальной, полноценной личности, обладающей внутренними ресурсами и возможностями. В ходе групповой работы происходит з...

Ресурсный тренинг «Осенний дождь», чтобы адаптировать педагогов к рабочему режиму.
Чтобы помочь сотрудникам детского сада справиться с грустными мыслями и апатией во время адаптации к рабочему режиму, раздражительностью, соматическими проявлениями в виде гол...

"Волшебный подарок себе": ресурсный тренинг для педагогов перед новым годом!
Проведите в детском саду новогодний тренинг, который отсылает к атмосфере доброй сказки. Он поможет педагогам найти свое ресурсное состояние и создаст праздничную атмосферу в...

Ресурсный тренинг для педагогов «Стрессоустойчивость и способы управления эмоциональным состоянием»
Презентация тренинга...

Психологическая коммуникация / Ресурсный тренинг Ресурсный тренинг «Магия подсознания» с волшебным мешочком и метафорическими картами
Он поможет сохранить благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе детского сада, педагоги узнают больше о себе и коллегах, своих ценностях и уникальных особе...

Тренинг для педагогов : «Оазис спокойствия: ресурсная медитация для педагогов»
laquo;Оазис спокойствия: ресурсная медитация для педагогов»Цели: 1.Снятие напряжения и расслабление. 2. Профилактика эмоционального выгорания. 3. Освоение простой техники медитации дл...
