Тренинг для родителей воспитанников "Благополучие в семье"
материал по психологии
Тренинг направлен на гармонизацию детско-родительских отношений с помощью развития способов невербальной коммуникации, а также обучение техникам эмоциональной саморегуляции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 (центр образования) г. Суворова имени Героя Советского Союза Е.П. Тарасова»
План-конспект тренинга для родителей воспитанников
на тему «Благополучие в семье»
Подготовила: педагог-психолог Богаткина Д.И.
2025год
Цель: гармонизация детско-родительских отношений, содействие в укреплении семейных взаимоотношений, развитие взаимодействия семей воспитанников и педагогов.
Задачи:
- укрепить внутрисемейные отношения;
- обучить родителей техникам эмоциональной саморегуляции;
- способствовать формированию психолого-педагогических компетенций у родителей;
-развивать у родителей доверие к себе и педагогам, умение действовать внимательно по отношению к окружающим;
- развивать у родителей способность к сплочению, сотрудничеству, взаимодействию;
- формировать у родителей умение принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи.
Вступительное слово педагога-психолога. Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада вас видеть на нашем сегодняшнем мастер-классе. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.
Упражнение «Имя-движение (по принципу снежного кома)»
Цель: знакомство участников, снятие первичного напряжения.
Ход упражнения: Участники встают в круг. Начинает игру ведущий, он говорит: «Меня зовут Маша, и я умею делать колесо (показывает какое – то оригинальное движение). Второй участник повторяет имя и движение первого: «Её зовут Маша, и она умеет делать вот так…, а меня зовут Игорь, и я умею делать вот так (показывает своё движение). Третий участник повторяет имена и движения двух предыдущих и добавляет своё, и так до тех пор, пока последний участник не назовёт своё имя и не прибавит к нему движение.
Слово психолога. Вот мы и познакомились! Предлагаю продолжить общение без слов в следующем упражнении.
Упражнение «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Ход упражнения: Участники образуют круг. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча. Происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Варианты инструкций:
- Поздороваться с помощью рук.
- Помириться руками.
- Выразить поддержку с помощью рук.
- Пожалеть руками.
- Выразить радость.
- Попрощаться руками.
Рефлексия: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим?
Слово психолога. Наша беседа посвящена семье и взаимодействию внутри семьи. Как вы думаете что важно в семье? (Ответы родителей) Согласна, в семье важно внимание, любовь, доверие, время вместе. Время можно проводить по-разному. Можно весь вечер провести так: мама на кухне, папа в спальне читает, ребенок смотрит мультфильмы. это некачественное времяпровождение. А можно проводить время качественно, т.е. общаясь. Общаться можно тоже по-разному, со словами и без слов. Предлагаю выполнить упражнение.
Упражнение «Вавилонская башня»
Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Цель: учиться координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развивать навыки невербального общения.
Ход упражнения: Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Рефлексия: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие? Почему?
Слово психолога. А сейчас я хочу прочитать притчу о семейной жизни. Притча о жене, муже и хлебе.
Жили-были муж и жена. Прожили вместе всю жизнь, душа в душу, вместе состарились. Вот уж они старик да старушка.
Захворал старик, чувствует недолго осталось ему. Вот он и просит жену исполнить его последнюю просьбу:
– Хочу, – говорит, – дорогая, съесть горбушку хлеба. Всю жизнь я ел только мякиш, отдавая тебе, горбушку – самое вкусное в хлебе, а сегодня, хотел бы в последний раз отведать хрустящей корочки, уж так я её люблю.
Услышала это старушка, так и села:
– А я всю жизнь мякиш любила, и ела горбушки, потому что ты мне их отдавал – думала, что ты не любишь их. Вот и отдавала тебе самое вкусное в хлебе – нежную мякушку.
Рефлексия. Как вы поняли, любовь, уважение и то, что мы ещё называли, не единственное, что важно в семье. Необходимо говорить о своих мыслях, чувствах, обсуждать прошедший день, обмениваться новостями. Часто ли мы разговариваем друг с другом? Есть выражение «понимают друг друга с полуслова». Есть такое у кого-то? А ещё есть выражение «мы поняли друг друга без слов». Попробуем выполнить следующее упражнение без слов, совсем не договариваясь.
Упражнение «Коллективный счет»
Цель: тренировка невербального общения
Ход упражнения: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежеразовое увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.
Слово психолога. Часто бывает, что в семье не разговаривают из-за ссоры. Предлагаю вашему вниманию дыхательные упражнения, которые помогут снять напряжение, стать спокойнее, отстраниться от навязчивых мыслей.
Дыхание 4-4-4.
Цель: обучение техникам эмоциональной саморегуляции.
Вдох на 4 счета, задержка дыхания на 4 счета, выдох на 4 счета. И так по кругу.
Дыхание 5-5-7.
Цель: обучение техникам эмоциональной саморегуляции.
Вдох на 5 счетов, задержка дыхания на 5 счетов, выдох на 7 счетов. Рекомендую поупражняться дома в позе полузвезды, и чтобы никого не было рядом. Первое время может не получаться долгий выдох, а когда мы «раздышимся», можно удлинять выдох. Обычно, когда организм готов, то он сам будет выдох делать длиннее.
Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Психолог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? А может кто-то хочет сделать подарок своему воспитателю? Или музыкальному руководителю? Или всем участникам нашего мероприятия? А может какому-то конкретному участнику подарок хотите вручить? Себе тоже можно. Тратиться не придётся, каждый нарисует свой подарок! (Рисуем)
Рефлексия. Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!
Заключительная рефлексия: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у вас, что понравилось? Что не понравилось? Что полезного вынесли для себя?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Мы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что мы – единое целое, каждый из нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Спасибо всем за участие!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».
Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

Занятие-тренинг для родителей и их детей. «Газетная семья»
Занятие-тренинг направленное на сближение семьи....

Тренинг для родителей «Семья — это…»
Цель: -установление позитивного взаимодействия,осознание ролевых функций-членов семьи,мотивация родителей на социально значимые семейные ценности.Задачи:-определить понятие семьи, ее функции, нравстве...

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни»
...

Тренинг для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»
Цель тренинга: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механ...

Тренинг для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»
Цель тренинга: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов ...
Тренинг для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»
Цель тренинга: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механи...
