Главные вкладки

    Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни»
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Толстова Елена Васильевна

                                                                                                                                      

    Семинар – практикум

     с элементами тренинга

     для родителей на тему:


    «Семья на пороге школьной жизни»

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar_praktikum.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    « ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

    ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

            

                                                 Утверждаю

                                  заведующий МКДОУ

                    « ЦРР-детский сад №22»

            ___________        М.Ф. Швоева

                                             

    Семинар – практикум

     с элементами тренинга

     для родителей на тему:


    «Семья на пороге школьной жизни»

     

    Составлен

    воспитателем        

                            Толстовой  Е.В.

    с. Левокумское

    2015г.

    Семинар – практикум с элементами тренинга
    «Семья на пороге школьной жизни»

     

    Цель: способствовать повышению знаний у родителей о возможных проблемах у ребенка при обучении в школе. Показать варианты решения этих проблем.

    Необходимые материалы: мяч, лист с изображением геометрических фигур, чистые листы и карандаши по количеству участников, музыкальное оформление.

    Ход: 

    Вводная часть

    Приветствие.

    Воспитатель задает вопросы участникам:

    «С каким настроением пришли?», «Что ожидаете от встречи?».

    Игра – энергизатор «100 мячей»

    Цель: игра способствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.

    Содержание: одно из главных условий – играть молча.

    Все участники встают в круг. В руках у ведущего – мяч.

    Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т.д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.

    Примечание: в очень сплоченной аудитории можно использовать вариант, когда количество мячей соответствует количеству играющих. 

    Основная часть

    Мине – лекция «Первые сложности»

    Уважаемые родители! Вашему ребенку исполнится 7 лет. 1 сентября он вместе со сверстниками войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Начнется новый важный этап формирования личности с планомерным обучением, с 5-бальной оценкой успехов и рабочей 5 дневной неделей.

    В дошкольном возрасте его главным занятием была игра. Игра была основным средством воспитания личности ребенка. Поступая в школу, он переходит к систематической учебно-трудовой деятельности, требующей сосредоточенности и значительного напряжения сил. Богаче и разнообразнее становится его отношения с коллективом. Попробуем рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть в школе.

    Первые сложности

    Адаптация ребенка к школе, естественно, зависит от уровня его самооценки. Смена обстановки, новый регламент жизни – стресс для маленького человека. И взаимоотношения с родителями могут либо помочь преодолеть стресс, либо усугубить его.

    В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становится более важными ценности, разделяемые сверстниками, и оценки, выносимые учителями и другими взрослыми. Поэтому родители должны как можно чаще подчеркивать, что ребенок уже чему-то научился или еще может научиться. Не стоит фиксировать внимание на неумение. Даже критиковать ребенка можно только на фоне общей психологической поддержки.

    Вездесущая оценка

    В школе ребенок вынужден сам отвечать за свои действия. Здесь он сразу же становится объектом оценки. И хотя каждый ребенок еще до школы, так или иначе, испытывал радость успеха или горечь неудачи и приобрел собственный опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, и ребенок вынужден принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет его сопровождать на всю жизнь.

    И в это время родители зачастую начинают относиться к оценкам ребенка как к оценкам своих, родительских успехов. И тогда ребенок обременен как бы двойной ответственностью: он вынужден думать не только о себе, сколько о настроении и реакции родителей. Для многих это оказывается не посильной ношей, и как следствие – страхи, стрессы, депрессии и неравные расстройства.

    Поэтому, взрослый должен следить, что на самом деле является наиболее важным – оценка или психологическое состояние ребенка?

    Учителя начальных классов предлагают следующие правила для родителей первоклассника:

    - Не говорить ребенку: «Школа – это серьезно», «Игры закончились, теперь ты будешь учиться», или «С двоечниками никто не дружит». Он взволнован и напуган больше вас. И вы внушаете ему не чувство ответственности, а страх и неуверенность в собственных силах.

    - Напомните ребенку, сколько он уже знает и что он умеет делать. Ребенок должен поверить, что учиться – это безумно интересно, и он обязательно со всем этим справится.

    - Первоклашки часто болеют – стресс, перегрузки, ослабление организма, поэтому особенно важно организовать для ребенка правильный режим дня, в котором будут не только завтраки, обеды и выполнения домашних заданий, но и его прежняя жизнь: игры, прогулки, мультфильмы.

    - Встречая ребенка из школы, обязательно спрашивайте у него, как он провел этот день, что нового, с кем подружился…. Если вам неинтересна школа ребенка, то почему она должна быть интересна ему?

    Обсуждение и анализ возможных «сложностей в обучении»

    Родители разбиваются на пары и получают листочек с описанием проблемы и предлагают решение этой проблемы.

    1. Что делать, если ваш ребенок категорически не воспринимает свою первую учительницу?

    Решение: в сущности, делать нечего – надо искать другую, если есть хоть малейшая возможность. Признайтесь себе, что вы совершили ошибку, отдавая ребенка именно в этот первый класс. Не стоит бороться и навязывать учительнице свой стиль поведения. Если за первую четверть она не смогла (или не захотела) установить контакт именно с вашим ребенком, это не означает, что она плохая. Это означает, что она – чужая. А первая учительница не может быть чужой.

    Если первоклассник страдает от одного слова «школа» и идет на урок как на голгофу, самое страшное – заставить его привыкнуть к этому чувству. Неприятие школы у семилетки чаще всего объясняется не восприятием педагога, который имеет несчастье быть пока что единственным.

    Поэтому ищите учительницу – пусть не самую умную, не самую блестящую, не самую современную, но самую добрую и понимающую.

    2. Что делать, если ругают вашего первоклассника?

    Решение: первоклассник всегда прав, и если он кажется неисправимо плохим учителям, родителям, дворнику, директору, виноваты взрослые. Вряд ли он мог сознательно совершить нечто возмутительное.

    Внимательно выслушайте советы учителя, подумайте, поспорьте,- почему бы нет? – но спокойно и убедительно, чтобы сразу стало понятно: вас интересует истинное благополучие вашего ребенка.

    Не надо ругаться в ответ, будьте внимательными: от вашего поведения во многом зависит судьба детей. Их легче полюбить, если вы – человек симпатичный, и проще невзлюбить за недостойное поведение родителей.

    Потихонечку, изобретательно и терпеливо объясняйте своим первоклассникам, что в их поведении не понравилось учителю, и по чаще хвалите. Не сомневайтесь в своем ребенке, не принимайтесь ругать заодно, громко рассказывать о неудачах: им страшно как никогда.

    3. Стоит ли родителям сидеть рядом, когда ребенок делает уроки?

    Проверять надо, сидеть нет, а то в старших классах будет трудно. Если ребенок не отстает, то сидеть рядом с ним не надо. Если он слаб по какому-то предмету, то можно помочь разобрать условие, объяснить, что надо сделать. Если в тетради небрежность, не переделывайте. Это ничего не дает. Надо настраивать сразу делать аккуратно, внимательно.

    4. Как приохотить ребенка к школе?

    Вы должны себе задать вопрос: чего вы больше хотите – чтобы ребенок получал сплошные пятерки или он учился с интересом? Если вы проверяете тетрадь ребенка, то положительного результата сможете дробиться только в том случае, если ребенок будет знать, что не услышит от вас брани и окрика.

    Не отделывайтесь от ребенка фразой: «Ты - сам должен». Помощь – это общение, сотрудничество. Дружите со своим ребенком. Если вы спрашиваете у него урок, превратите это в интересное дело, через каждое слово вставляйте: «Как интересно», «Я и не знала».. пусть у ребенка возникнет ощущение, что это он вас обучает школьным премудростям.

    5. Как поступить, если вас расстроили отметки?

    Чтобы ни было в дневнике ребенка, вы должны помнить – вы не страж порядка, не инспектор на посту, вы всего лишь родитель.

    Не ругайте, не наказывайте сгоряча, а то они начнут выкручиваться, хитрить и решат, что главное – не плохие отметки, а ваше к ним ревностное отношение.

    Любимые отметки – это результат, а не отношение, и к тому же результат промежуточный. Не хватайтесь за голову, не переживайте понапрасну. Двойку можно исправить, любой предмет осилить, если не тратить на пустые разговоры и выяснение отношений.

    Просто сядьте рядом со своим учеником, возьмите в руки учебник, прочитайте, поговорите вслух. Не ждите чуда. Отложите дела не ленитесь, помогите. Пока еще не поздно.

    Сходите в школу, посоветуйтесь с учителями – и вашему ребенку станет легче: учителя не любят равнодушных родителей. 

    Заключительная часть

    Обратная связь.

    Каждый участник отвечает на вопросы:

    • Чем полезна именно для вас данная встреча?
    • Какие конкретные приемы вы будете использовать в воспитании ребенка?
    • Ваши пожелания на следующую встречу?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни"

    Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни" направлен на активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической компетентности родителей при...

    Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

    Что же называется школьной готовностью. Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных с...

    Семинар-практикум на тему: «Семья на пороге школьной жизни» (подготовительная группа)

    Семинар-практикум на тему:«Семья на пороге школьной жизни»(подготовительная группа)...

    Конспект родительского семинара – практикума на тему: «Семья на пороге школьной жизни».

    На этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитие...

    Конспект семинара - практикума для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»

    Цель. Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребёнка.Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный пер...