Конспект родительского семинара – практикума на тему: «Семья на пороге школьной жизни».
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Исмаилова Дамира Жололиддиновна

На этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитием ребенка, становится наиболее своевременной и актуальной. Учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении детского сада к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла необходимость в проведении семинаров-практикумов с родителями.

Семинар-практикум содержит материал, который интересует родителей и предоставляет им информацию о таком важном периоде в жизни их ребенка, как вхождение в мир знаний. С одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично  участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_roditeley.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 3  «Тополек»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА МО ЯСНЕНСКИЙ РАЙОН

Конспект родительского семинара – практикума

на тему: «Семья на пороге школьной жизни».

Подготовила: педагог – психолог

                                    Исмаилова Д.Ж.

Ясный 2015г.

Аннотация

На этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитием ребенка, становится наиболее своевременной и актуальной. Учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении детского сада к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла необходимость в проведении семинаров-практикумов с родителями.

Семинар-практикум содержит материал, который интересует родителей и предоставляет им информацию о таком важном периоде в жизни их ребенка, как вхождение в мир знаний. С одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично  участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

                                                

Цель: создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.

Задачи:

  1. активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей;
  2. повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе;
  3. профилактика школьной дезадаптации будущих первоклассников.

Участники: родители детей будущих первоклассников, посещающих дошкольное учреждение, заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель начальных классов.

Содержание семинара-практикума

Процесс подготовки ребенка к школе вызывает у нас -  родителей много вопросов. Мы сегодня поговорим с вами об особенностях обучения и основных требованиях со стороны школы к первокласснику. Что еще необходимо для формирования успешности будущего ученика.

Прежде всего, необходимо учитывать индивидуальные особенности  ребенка: готов ли он к школьному обучению, в силу своего возраста. У одних детей психологическая готовность уже сформирована в 6,5 лет, а у других только к 8-ми годам. В таком случае психологическая неготовность  к  школьному обучению может привести к школьной дезадаптации (нежелание учиться, неуспеваемость и т.д.). Конечно, это проходит со временем, и ребенок догоняет своих сверстников. Но, в результате мы можем наблюдать такие явления школьной дезадаптации, как неуспешность в учебной деятельности, нежелание учиться.

Поэтому одним из важных параметров психического развития ребенка влияющих на успешность обучения является уровень мотивационного развития ребенка. Цель: формирование внутренней позиции школьника, создание положительного образа школы.

Упражнение  «Ознакомление родителей с рисунками детей о  школе»  

Обсуждение, выводы.

Рисунок 1. Как вырастить ученика.

Упражнение «Формирование у детей объективного образа школы и сила родительского участия».

У вас на столах есть карточки с фразами, довольно часто используемыми взрослыми в разговоре с ребенком. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего первоклассника. Какие чувства и переживания они вызовут у него? Обсудите свои предложения по группам. Время 1,5 минуты.

Представитель группы отвечает на вопрос.

Итак, мы – родители, педагоги должны поддержать ребенка в сложный период.

Представьте себе, что испытывает ребенок, идя в первый раз в первый класс.

Упражнение «Теннисные мячики»

П: - Посмотрите на эти мячики – это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в школу впервые в жизни:

- незнакомая обстановка,

- незнакомые мальчики и девочки, а также взрослые (учителя),

- новый режим дня,

- новые требования со стороны учителя,

- новый способ обучения

- тревога,

- страх, список можно продолжать…,

Мы можем помочь нашим детям, если наше отношение наше отношение к ним будет включать:

  • Принятие
  • Внимание
  • Признание (уважение)
  • Одобрение
  • Теплые чувства
  • Поддержку в любых ситуациях удачи/неудачи.

Психологический смысл такой поддержки состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах.

Это значит и то, что следует любить ребёнка не за то, что он красивый, умный, а просто так, за то, что он есть.

Следующим компонентом успешности усвоения учебной программы, формирования успешного ученика является коммуникативная готовность: предполагает:

- потребность ребенка в общении, в том числе со взрослыми на новом уровне;

- умение войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, являясь частью одного коллектива.

Здесь также важна наша поддержка в развитии коммуникаций ребенка.

Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия, оценить результат своего усилия.

Ребенок должен уметь слушать и выполнять указания взрослого.

Упражнение «Графический диктант»

Упражнение «Собери по схеме» (конструктор лего, мозаика и т.д)

Упражнение  «Ознакомление родителей с рисунками «Домики»

Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Ребёнок   должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь  сравнить их,  видеть сходное и отличное. Он должен научиться рассуждать, делать выводы.

Игра «Дорисуй»

Игра «Что лишнее» (устно вслух, либо карточки, либо написанные слова)

Игры на Внимание:

- двигательные «Нос, пол, потолок»,

- игры с картинками «Найди отличия»,

- игры-вопросы (можно увеличить скорость ответов, играть по командам с несколькими детьми и  т.д.)

Вопросы для родителей:

1. Пять груш больше, чем пять яблок? (нет)

2. У рубашки три рукава? (нет)

3. Ноль меньше трех? (да)

4. Неделя заканчивается субботой? (нет)

 5. Год начинается в марте?  (нет)

6. У квадрата четыре угла? (да)

7. Один меньше, чем много? (да)

Развитие мелкой моторики рук означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций, таких как рисование, письмо, лепка, выстригание и т.д.

Таким образом, у нас получился образ успешного ученика.

Если говорить о здоровье наших первоклассников, то мне бы хотелось затронуть тему восстановления психоэмоционального состояния ребенка, снятие напряжения в конце учебного дня.

Я прошу вас встать в круг. И сделать эти упражнения вместе с нами.

1. Комплекс оздоровительного массажа.

2. Дыхательные упражнения (быстрый вдох – медленный выдох).    «Воздушный шарик», «Свеча»

3. Физкультминутки, направленные на снятие мышечного напряжения

«Сосулька», «Шалтай – Болтай »

Спасибо за участие. Можете вернуться на свои места.

Мы надеемся, что сегодняшняя встреча была для вас максимально полезной. Мы постарались емко рассмотреть все основные моменты, касающиеся подготовки будущего первоклассника.

А теперь, наши специалисты постараются ответить на ваши вопросы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Звучит спокойная музыка. Садятся за столы, пьют чай. Воспитатель: Добрый вечер мамы и папы, наши гости. Мы очень рады встрече с нашими уважаемыми учителями. Сегодня мы постараемся совместны...

Семинар-практикум на тему: «Семья на пороге школьной жизни» (подготовительная группа)

Семинар-практикум на тему:«Семья на пороге школьной жизни»(подготовительная группа)...

Родительское собрание по теме: «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе с привлечением для диспота учителей начальной школы....

Конспект семинара - практикума для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»

Цель. Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребёнка.Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный пер...

Протокол родительского собрания на тему "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Протокол родительского собрания в подготовительной группе на тему  "Семья на пороге школьной жизни ребенка"...

Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»

Сотрудничество во имя ребёнка.  Семинар -практикум Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»Презентация "Вот и Стали мы на год взрослее"Буклет...