Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребёнка.
консультация по психологии
Каждый родитель хочет вырастить успешного, здорового и счастливого ребёнка. Но все мы приходим к родительству с разной степенью подготовленности. От этого зависит наш выбор стратегии отношений с малышом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 201.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Стили воспитания в семье
А этот график поможет вам лучше понять, в каком случае и чего ребёнку может не хватать
Самый здоровый и гармоничный стиль воспитания — авторитетный. При нём одинаково много любви и ожиданий со стороны родителя. Если оказалось, что у вас другой, можно немного изменить подход. При авторитарном стиле — добавить больше любви; при либеральном — чуть больше ожиданий и разумного контроля; при попустительском — и любви, и ожиданий
Попустительский стиль
Родители, для которых характерен этот стиль воспитания, мало ожидают от ребёнка, и любви проявляют тоже недостаточно. Отношения с ним нейтральные или холодные. «Сам как-нибудь вырастет, мы же смогли», — на этом убеждении всё строится.
Плюсы. Ребёнок не по годам самостоятельный, может позаботиться о себе и, если захочет, о других.
Минусы:
- Ребёнку не хватает любви и тепла. Не знает, как это, быть любимым, и не умеет проявлять свои чувства.
- Ему сложно доверять людям и окружающей среде, он ни в чём и ни в ком не уверен. Отсюда постоянный стресс.
- Может вырасти закрытым и сам от этой закрытости страдать. Не уметь выстраивать доверительные, прочные отношения с людьми.
- Не знает своего места в жизни, потому что в детстве его развитием, поиском точек интереса и сильных сторон никто не занимался.
- Имеет проблемы с самооценкой, даже если со стороны кажется уверенным.
Рекомендации. Ребёнку важно чувствовать внимание, поддержку и любовь родителя — это фундамент, который мотивирует идти вперёд и преодолевать сложности, бороться за своё счастье и верить в себя.
Не менее важно формировать ожидания. Развивать у ребёнка самостоятельность, отмечать успехи и показывать, что он может научиться чему угодно. Содействие родителей в реализации потенциала — то, что помогает человеку найти своё место в жизни и добиваться результатов в выбранной деятельности.
Начните уделять ребёнку больше внимания, чаще общайтесь с ним и совместно ухаживайте за домом, предложите развивающие занятия по возрасту. Хвалите его, не стесняйтесь обнимать. Дайте почувствовать, что он важен для вас.
Либеральный стиль
Для либерального стиля характерны заниженные ожидания, при этом родитель проявляет много любви и выстраивает тёплые отношения с ребёнком. Делает всё, что он попросит, и ничего не запрещает. Требований к ребёнку мало, он растёт в атмосфере вседозволенности.
Плюсы. У ребёнка нет недостатка любви и внимания дома. Ему хорошо и спокойно с родителями.
Минусы:
- Со временем возникают проблемы в общении со сверстниками. Ребёнок не умеет слушать других и уважать их желания. Одновременно не знает, как обозначать и защищать свои границы, потому что никто не подал ему пример.
- Ребёнок привыкает, что его хвалят за каждую мелочь и удивляется, когда чужие люди, например, учителя, от него требуют серьёзного отношения к деятельности. В итоге часто бросает её и копит в себе обиды.
- Ребёнку сложно решать проблемы самостоятельно, потому что привык, что за него всё делают родители. Он не может проявлять инициативу, занимать позицию лидера.
- Всю жизнь ищет опору в других.
- Вырастает инфантильным, не хочет взрослеть.
- Не умеет контролировать себя.
- Чувствует себя бесполезным в социуме.
- Имеет уязвимую самооценку.
Рекомендации. Важно понимать, что любовь — не значит вседозволенность. Если родитель не научит ребёнка самостоятельно решать проблемы, относиться к себе и своей деятельности серьёзно, контролировать себя и брать ответственность, во взрослой жизни его ждут большие разочарования. А ещё бесконечные походы к психотерапевтам.
В воспитании сместите акцент в сторону развития самостоятельности у ребёнка. Подключайте его к выполнению домашних дел, не стесняйтесь просить его о помощи. Доверьте ребёнку зону ответственности — например, кормить домашних животных. Пусть он почувствует себя не только любимым, но и нужным, полезным членом семьи. Относитесь к своему ребёнку как к личности, а не беспомощному созданию.
Авторитарный стиль
Этот стиль воспитания характерен для родителей с высокими ожиданиями, но не умеющими проявлять безусловную любовь. Отношения с ребёнком холодные. Дни расписаны заранее, профессия выбрана, сценарий жизни спланирован, а отклонения от него наказываются.
Плюсы. Ребёнок хорошо осваивает определённый вид деятельности, в будущем она часто становится профессией.
Минусы:
- Нет самостоятельности и решительности, ребёнок постоянно ждёт чьих-то инструкций.
- Не чувствует себя нужным и любимым, отсюда проблемы с проявлением чувств и самооценкой.
- Ребёнку не хватает свободы — он не влияет на решения в своей жизни и ощущает себя не на своём месте.
- Не может обозначать личные границы.
- Постоянно пытается всем угодить.
- Не бывает доволен собой, ждёт оценок извне.
- Часто такие дети поддаются влиянию «плохих компаний».
- Во взрослой жизни грозят регулярные походы к психотерапевтам.
- Проживает не ту жизнь, которую хочет, занимается нелюбимым делом. Более того, ребёнок не знает, чего хочет, потому что за него давно сделали выбор.
Рекомендации. Ребёнку необходимы родительское тепло и любовь. Без них он не может гармонично развиваться и чувствовать себя счастливым. С проявлений любви и стоит начать: общайтесь с ребёнком, поддерживайте, занимайтесь с ним делами по дому совместно. Деликатно направляйте, а не принимайте решения за него.
Дайте больше свободы: выбрать занятие по душе из нескольких предложенных, одежду, которая нравится и т. д. А каждый раз, когда хотите заставить ребёнка что-то сделать против его воли, спросите себя: «Что мной движет? Почему я так поступаю? Зачем заставляю своего ребёнка делать то, что он не хочет?»
Меньше фокусируйтесь на достижениях. Ощущать себя счастливым человеку не менее важно, чем добиваться успеха в деятельности. Только путь, выбранный для себя самостоятельно и осознанно, может принести удовлетворение и радость.
Авторитетный стиль
Самый гармоничный и здоровый стиль воспитания. Для него характерно много понятных ожиданий и так же много проявлений любви со стороны взрослого. Отношения с ребёнком тёплые.
Правила устанавливает родитель, но ребёнок знает, что его мнение тоже важно, и не боится его высказывать. Он может участвовать в принятии решений сообразно возрасту, ответственности, которую может на себя брать на данном этапе. Чувствует себя полезным, полноценным членом семьи.
Плюсы:
- Ребёнок ощущает поддержку и любовь в семье, ему всегда хорошо дома.
- Растёт самостоятельным и уверенным в себе человеком.
- Умеет обозначать личные границы.
- Уважает желания окружающих.
- Инициативен, легко занимает позицию лидера и заботится о других.
- Умеет адаптироваться к постоянно меняющейся среде.
- Имеет здоровую, прочную самооценку.
- Не боится сложностей, потому что привык думать и находить решения.
- Знает своё место в жизни.
Минусы. Такой стиль воспитания предполагает готовность работать над собой и высокую степень осознанности со стороны родителей.
Рекомендации. Чтобы ребёнок и дальше гармонично развивался, а в семье царил мир, не забывайте находить время на себя и любимые занятия. Ребёнку важно видеть родителей счастливыми, а не измученными.
ТЕСТ «ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ»
Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.
- Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
Б. Преимущественно воспитанием.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
- Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
В. Абсолютно с этим согласен.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
- Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Б. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
В. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
- Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
- Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Если попросит, можно и дать.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
- Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребенка со сверстниками?
А. если общение с каким-либо сверстником плохо влияет на настроение, поведение моего ребенка, я поговорю с ним и объясню, почему не следует общаться с этим мальчиком или девочкой.
Б. Ребенок обязан общаться только с теми детьми, которые нравятся его семье.
В. Мы должны знать друзей своего ребенка, но вмешиваться в отношения детей можно только в исключительных случаях.
Г. Ребенок может общаться с кем захочет, меня это не касается.
- Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел другой ребенок в группе?
А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
- Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
- Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
В. Расстроюсь
Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
- Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Стараюсь.
Б. Безусловно.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Интерпретация результатов
Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами – А, Б, В или Г. Чем больше ответов одного типа, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
А. Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество»). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Б. Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
В. Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Г. Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка"
Увлекательное родительское собрание с элементами тренинга...

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта....

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребёнка.
Расмотрим стили семейного воспитания, которые выделила Т.А. Макарова и Н.А. Разгонова...

Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка.
Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми...

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
Семинар – практикум с педагогами«Стили семейного воспитание и их влияние на развитие личности ребенка»Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная ...

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеКаширский детский сад № 2 Семинар-практикум для родителей «СТИЛЬ...

Стили семейного взаимодействия и их влияние на развитие ребёнка
Семейное взаимодействие оказывает ключевое влияние на формирование личности ребёнка. Различия в подходах к воспитанию приводят к различным моделям эмоционального и социального развития. В статье кратк...


