Особенности значения развития коммуникативных навыков дошкольного возраста.
статья по психологии (старшая группа)
Разберем подробно само понятие коммуникативный навык и дошкольный период.
Согласно психологическому словарю Р.С. Немова понятие коммуникация обозначает контакт, общение, обмен информации и взаимодействие людей друг с другом.
Навык - сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Дошкольный период ребенка является основой, когда формируется его личность и определяется качество дальнейшего его психического развития, что определяет его коммуникативную компетентность и как следствие последующего успешного обучения в школе.
Таким образом, коммуникативный навык для ребенка дошкольного возраста обозначает его способность общаться и получать нужную ему информацию от окружающих его людей.
«Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития его других социальных потребностей» Л. И. Божович.
Важным формированием коммуникативных навыков у дошкольников в российской обществе стало тогда, когда дошкольное образование стали рассматривать как отдельный шаг в развитии ребенка.
Проблемы развития коммуникативных способностей рассмотрели в своих трудах российские ученые такие, как А.К. Маркова, Л.П. Алексеева, Д.А. Иванов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина и многие другие.
Сам термин «общение» рассматривается у разных авторов в нескольких трактовках. Так, например у А.А. Бодалевой общение – обмен информации посредством различных коммуникационных средств для установления взаимоотношения между людьми. Б.Д. Парыгин в своих исследованиях определяет общение, как процесс способствующий взаимопониманию, сопереживанию и взаимному пониманию людей, представляя собой необходимое условия существования и социализации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет содержание коммуникативного развития у дошкольников: «…развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, направленности и самоконтроля собственных действий; развитие социально-эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважения и чувства принадлежности к семье и общение детей и взрослых в Организации…». Из чего следует, что ФГОС ДО предполагает активное формирование и развитие коммуникативных навыков и способностей.
При определении основных компонентов коммуникативных навыков необходимо руководствоваться трудами общей теорией деятельности разработанной А.Н. Леонтьевым и развитой Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожец и теорией общения М.И. Лисиной.
Средства по планированию для развития коммуникативных навыков нам дает ФГОС, который определяет: «ряд видов деятельности, таких как игра, включая сюжетно-ролевые игры, игр с правилами и другие виды игр, коммуникативная (общение и взаимодействие со сверстниками)»
Исходя из этого, для формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков способом введения в их деятельность сюжетно-ролевых игр в детском саду является одним из самых доступных и значимых в этот возрастной период и как следствие, более эффективных.
В дошкольном учреждении у ребенка происходит значительный скачек развития из за смены социальной среды. Он начинает сознательно учиться управлению своим поведением и воспринимает уже себя как значимую личность в обществе. Ребенок дошкольного возраста совершает действия на основе полученных знаний нравственных норм и правил поведения, обладает навыками самоконтроля, анализа своих поступков и их влияние на окружающее его общество.
В современной системе дошкольного образования большая часть занимает создание высокой информационной среды, так как возросли требования готовности ребенка к школьному обучению, что приводит к снижению социальной адаптации в обществе.
Наша система образования не стоит на месте и с каждым годом происходят различные изменения, вводятся новшества. С введение ФГОС ДО дал возможность работы по новым направлениям, таким как формирование и развитие коммуникативных умений, как ценности особенностей развития личности каждого ребенка [20. Стр.
Связующим звеном между социальным миром и ребенком является взрослый. Он вовлекает ребенка в социальное пространство и дает знания правил и норм поведения в обществе. На основе этический правил у ребенка появляется возможность для самоконтроля своих действий. Необходимым условием самопознания является собственная деятельность ребенка. В дошкольном возрасте развивается такое важное качество, как умение сопереживать другому, но способность к эмпатии не происходит без помощи мотивации взрослого. Так же в этот период происходит зарождение и развитие личных качеств ребенка, самооценки и понимание как оценивают его окружающие. Благодаря формированию взрослым специально организованной среды у ребенка происходит коммуникативное развитие.
ФГОС ДО определяет основные ориентиры на этапе завершения е
«…активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет чувства, в том числе самостоятельности, старается разрешать конфликты; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка есть предпосылки грамотности…»
Из чего следует, что к началу обучения в школе ребенок должен обладать основными навыками коммуникации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
- Особенности значения развития коммуникативных навыков дошкольного возраста.
Разберем подробно само понятие коммуникативный навык и дошкольный период.
Согласно психологическому словарю Р.С. Немова понятие коммуникация обозначает контакт, общение, обмен информации и взаимодействие людей друг с другом.
Навык - сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Дошкольный период ребенка является основой, когда формируется его личность и определяется качество дальнейшего его психического развития, что определяет его коммуникативную компетентность и как следствие последующего успешного обучения в школе.
Таким образом, коммуникативный навык для ребенка дошкольного возраста обозначает его способность общаться и получать нужную ему информацию от окружающих его людей.
«Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития его других социальных потребностей» Л. И. Божович.
Важным формированием коммуникативных навыков у дошкольников в российской обществе стало тогда, когда дошкольное образование стали рассматривать как отдельный шаг в развитии ребенка.
Проблемы развития коммуникативных способностей рассмотрели в своих трудах российские ученые такие, как А.К. Маркова, Л.П. Алексеева, Д.А. Иванов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина и многие другие.
Сам термин «общение» рассматривается у разных авторов в нескольких трактовках. Так, например у А.А. Бодалевой общение – обмен информации посредством различных коммуникационных средств для установления взаимоотношения между людьми. Б.Д. Парыгин в своих исследованиях определяет общение, как процесс способствующий взаимопониманию, сопереживанию и взаимному пониманию людей, представляя собой необходимое условия существования и социализации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет содержание коммуникативного развития у дошкольников: «…развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, направленности и самоконтроля собственных действий; развитие социально-эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважения и чувства принадлежности к семье и общение детей и взрослых в Организации…». Из чего следует, что ФГОС ДО предполагает активное формирование и развитие коммуникативных навыков и способностей.
При определении основных компонентов коммуникативных навыков необходимо руководствоваться трудами общей теорией деятельности разработанной А.Н. Леонтьевым и развитой Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожец и теорией общения М.И. Лисиной.
Средства по планированию для развития коммуникативных навыков нам дает ФГОС, который определяет: «ряд видов деятельности, таких как игра, включая сюжетно-ролевые игры, игр с правилами и другие виды игр, коммуникативная (общение и взаимодействие со сверстниками)»
Исходя из этого, для формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков способом введения в их деятельность сюжетно-ролевых игр в детском саду является одним из самых доступных и значимых в этот возрастной период и как следствие, более эффективных.
В дошкольном учреждении у ребенка происходит значительный скачек развития из за смены социальной среды. Он начинает сознательно учиться управлению своим поведением и воспринимает уже себя как значимую личность в обществе. Ребенок дошкольного возраста совершает действия на основе полученных знаний нравственных норм и правил поведения, обладает навыками самоконтроля, анализа своих поступков и их влияние на окружающее его общество.
В современной системе дошкольного образования большая часть занимает создание высокой информационной среды, так как возросли требования готовности ребенка к школьному обучению, что приводит к снижению социальной адаптации в обществе.
Наша система образования не стоит на месте и с каждым годом происходят различные изменения, вводятся новшества. С введение ФГОС ДО дал возможность работы по новым направлениям, таким как формирование и развитие коммуникативных умений, как ценности особенностей развития личности каждого ребенка [20. Стр.118]
Связующим звеном между социальным миром и ребенком является взрослый. Он вовлекает ребенка в социальное пространство и дает знания правил и норм поведения в обществе. На основе этический правил у ребенка появляется возможность для самоконтроля своих действий. Необходимым условием самопознания является собственная деятельность ребенка. В дошкольном возрасте развивается такое важное качество, как умение сопереживать другому, но способность к эмпатии не происходит без помощи мотивации взрослого. Так же в этот период происходит зарождение и развитие личных качеств ребенка, самооценки и понимание как оценивают его окружающие. Благодаря формированию взрослым специально организованной среды у ребенка происходит коммуникативное развитие.
ФГОС ДО определяет основные ориентиры на этапе завершения дошкольного обучения
«…активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет чувства, в том числе самостоятельности, старается разрешать конфликты; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка есть предпосылки грамотности…»
Из чего следует, что к началу обучения в школе ребенок должен обладать основными навыками коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация современных игр на развитие коммуникативных навыковтдетей дошкольного возраста.
методическая разработка....

Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русской народной сказки
Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литера...
Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Сегодня народная сказка - это кладезь мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир....
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детств...

«Певческие навыки». Особенности их развития в старшем дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса....
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МУЗЫКАЛЬНЫМИ СКЛОННОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Презентация на тему...

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собойнеоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональнымифакторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном сорганиче...