Консультация для родителей на тему: «Развитие адекватной самооценки, уверенности в себе, как определяющих факторов развития личности у обучающихся»
консультация по психологии

Каримова Елена Абдрашитовна

Уважаемые родители (законные представители), предлагаем Вашему вниманию материал по повышению Вашей компетентности в вопросах развития адекватной самооценки, уверенности в себе, как определяющих факторов развития личности у обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_samotsenka.docx45.33 КБ

Предварительный просмотр:

«МКДОУ «Д/с «Родничок» с. Сары

Консультация для родителей на тему:

 «Развитие адекватной самооценки, уверенности в себе, как определяющих факторов развития личности у обучающихся»

 Подготовила педагог психолог: Каримова Е.А.

Уважаемые родители, предлагаем Вашему вниманию материал по повышению Вашей компетентности в вопросах развития адекватной самооценки, уверенности в себе, как определяющих факторов развития личности у обучающихся.

1.        Оцените

свой

уровень

Уверенные в своей силе люди обычно воспитывают уверенных детей.

самооценки

Если        у        вас        самих        нет        внутренних        трудностей,        мешающих

вам в жизни, общении с окружающими, то вам будет легко предать

уверенности ребенку, что нужно быть уверенным в себе. Ничего

не может быть полезней для детей, чем позитивный пример. Поэтому

поставьте перед собой вопросы: любите ли вы себя? Верите ли в свои

силы? Не боитесь ли перемен?

2. Больше времени проводите с ребенком и уделяйте ему внимание

Дефицит родительского внимания лишает ребенка чувства собственной значимости и уверенности в себе. Чтобы этого избежать, крайне важно уделять ребенку достаточное количество времени и внимания. Никакие слова не убедят ребенка в его важности для вас, если вы не готовы делиться с ним своим временем и участием

3. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его поручениями

Привлекая ребенка к домашним делам, важно создать условия для его успешного опыта и позитивного самоощущения. Предлагайте помощь, а не приказывайте, давайте выбор между несколькими задачами,        отмечайте        значимость        его        вклада в выполнении повседневных дел. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте  перед  ребенком  посильные  задачи,  чтобы  он  смог

почувствовать себя умелым и полезным

4. Относитесь к делам ребенка с

Если вы играете с ребенком в какую-нибудь игру, не отвлекайтесь

уважением

поглядывая  время  от  времени  в  телевизор.  Не  путайте  имена

его        друзей,        названия        мультиков        и        главных        героев,        которые

ему        интересны.        что        он        смотрит        и        слушает.        Интересуйтесь,

как у него дела, что он любит, а что нет

5.        Поощряйте инициативу

в

ребенке

Поддерживайте любую инициативу ребенка, даже если она кажется вам незначительной или неуместной. Помните: один неодобрительный взгляд может погасить стремление к проявлению самостоятельности, инициативности. Ваша поддержка и вера в ребенка помогут раскрыть его потенциал и сформировать уверенную в себе личность. Поощряйте

инициативу улыбкой, одобрением и искренним интересом

6. Помните, что для формирования        адекватной самооценки как похвала, так и

наказание тоже должны быть адекватными

Поощряйте не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание выполнить работу сделать хорошо, помочь  (даже  если  пока  ребенок  недостаточно  уверен в себе)

Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее придаст ребенку веру в себя и, свои силы. В случаях необходимости похвалы используйте следующие фразы: «Ты

это сможешь!»,. «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!»

Адекватная самооценка (самоуверенный)

Неадекватно завышенная самооценка

Заниженная самооценка

Заниженная, негативная самооценка

Уверен в себе, активен, уравновешен,

часто                смеется, действует        свободно, любит взаимодействовать

играть с другими детьми

Подвижный, несдержанный

Нерешительный, малообщительный, недоверчив к другим людям,        молчалив, движения скованы

Формирование установок

«Я        плохой»,

«Я ничего не могу»,

«Я неудачник»

Любит шутить даже о себе, не обидчив, не        манипулирует окружающими

Быстро переключается с        одного        вида деятельности на другой, часто не доводит начатое дело до конца

Стремится

к        уединению, обидчив

В        игре        не        берет на                                себя

лидирующую роль

Не впадает в ярость или уныние, если кто-то другой оказывается лучшим или в условиях конкуренции

Не        склонен

анализировать результаты        своих действий и поступков

Очень чувствительный, готов        расплакаться в любой момент

Чаще        всего

выполняет        роль ведомого

Является творческим и верит в собственные способности.

Не боится новых ситуаций и любых изменений в жизни

В большинстве случаев старается решать любые, в том числе и весьма сложные, задачи быстро, не разобрав до конца

Не        стремится

к        сотрудничеству

и        не        способен постоять за себя

Заниженная самооценка        может мешать        овладевать новыми навыками и умениями

Умеет анализировать результаты        своей деятельности

Чаще всего не осознает своих неудач.

Тревожный,

не уверен в себе

Возникают проблемы

в        налаживании контакт

со сверстниками

Может        признавать наличие ошибок в своей работе,                стремится

выяснить        причины своих ошибок.

Быстро переключается с одного вида деятельности на другой

Такой ребенок склонен к демонстративному поведению

и доминированию, всеми силами        старается обратить на себя внимание,  стремится к управлению другими детьми

Такой ребенок все время ожидает, что его обманут, обидят, недооценят,

не        надеется на лучшее всегда ожидает худшего

Достаточно общителен и дружелюбен, стремится сотрудничать, помогать другим,

ценит себя, а потому готов        ценить и окружающих

Может считать, что он во всем прав

Заранее отказывается от решения задач, которые кажутся ему им сложными, но        при

эмоциональной поддержке взрослого легко        справляются с ними.

Настойчив

в достижении цели

Часто        перебивает, относится к другим свысока

Кажется, медлительным

Верит в себя, хотя способен  попросить о помощи, способен принимать решения

Часто        проявляет агрессию, принижает достижения                других детей

Плохо        адаптируется к новым условиям

Нет        барьеров, мешающих испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Принимает                себя и других такими, какие они есть

Можно        услышать:

«Я самый лучший!»

Имеет        низкий интрагрупповой социальный                статус в группе сверстников

Приемы для нормализации самооценки ребенка:

Приемы для нормализации завышенной самооценки

Приемы для повышения самооценки ребенка

Учите        ребенка        прислушиваться        к мнению окружающих людей

Попросите у ребенка совета как у равного. Обязательно при этом последуйте по мере возможности совету ребенка, даже если он не лучший

Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания

Попросите о помощи как у равного

Помогайте        ребенку        развивать терпимость                к        высказываниям,

поступкам других людей

Используйте ситуации в жизни, в которых взрослому тоже нужна помощь, поддержка, забота, которые может

проявить ребенок

Оказывайте        содействие        ребенку доводить начатые дела до конца

Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть – в этом его уникальность

Простые советы, как вырастить самостоятельного ребенка

Совет

Пояснение

Запаситесь терпением

Чем старше ребенок, тем больше усилий придется приложить

Развивайте        сильные        стороны ребенка

Важно, чтобы ребенок научился делать лучше то, что у него хорошо получается. Это не обязательно успехи по иностранному языку или математике. Это вполне может

быть умение плавать или рисовать. Если ребенок знает, что в своем деле он на высоте, ему будет легче переносить жизненные трудности

Давайте свободу выбора

Дайте ребенку время, чтобы он смог решить, чего он хочет сам, когда есть такая возможность

Развивайте самостоятельность

Позволяйте ребенку «набивать свои шишки» и делать выводы, если это не угрожает его здоровью и безопасности

Не        сравнивайте        ребенка        с другими детьми

Сравнение должно проходить только между ним самим в прошлом и им самим в настоящем. Например, «3 месяца назад ты не знал ни одного слова по-английски, а сейчас уже можешь самостоятельно составлять простые фразы. Ты молодец, постарался!»

Хвалите заслуженно

Отмечайте даже маленькие достижения – это очень поддерживает интерес ребенка в деятельности и вселяет уверенность

Учите говорить «нет»

Умение говорить «нет» в некоторых ситуациях позволит научиться ребенку

отстаивать личные границы, в том числе в ситуациях, когда он подвергается риску негативного влияния

Перестаньте делать за ребенка то, с чем он может справиться самостоятельно, даже если спешите

Когда время поджимает, родители (законные представители) могут умывать, кормить и одевать ребенка сами, хотя он уже умеет выполнять такие действия. В результате ребенок может привыкнуть к тому, что за него все сделают, и реже начинает проявлять инициативу

С маленькими детьми хорошо работает такая схема

  • сначала показываете, как делать;
  • потом делаете вместе;
  • затем даете ребенку попробовать самому, помогаете при необходимости;
  • после даете полностью сделать самостоятельно

Приложите немного усилий и научите ребенка разным навыкам

Не переживайте по пустякам, и не запрещайте абсолютно все на свете

Вам страшно, что ребенок может что-то сломать, порвать, испачкать, навредить себе или окружающим. Успокойтесь, не ждите, пока ребенок вырастет и со временем всему научится. Давайте ему чуть больше свободы там, где это безопасно, уже сейчас

Учиться на своих ошибках

Отойдите на три шага назад и разрешите ребенку пробовать и учиться на своих

ошибках. Запрещайте только то, что несет угрозу его безопасности. Будьте рядом, чтобы подсказать и направить, а не сделать за него

Спрашивайте        у        ребенка        его мнение и совет

Самая простая рекомендация, которой можно воспользоваться здесь и сейчас. Задавайте своему ребенку вопросы всегда и везде, пусть учится  думать и высказывать свое мнение. Например, «На улице жарко, как ты считаешь, что мне или тебе лучше надеть – шорты или легкие брюки?» или в магазине: «Мне нужен твой совет, какие фрукты лучше купить?»

Подобные вопросы закладывают в ребенке чувство собственной значимости и учат ответственности с ранних лет. Дети, с мнением которых считаются с детства, охотнее выполняют поручения и просьбы родителей

Учите выбирать

Позволяйте своему ребенку выбирать. Ведь намного проще спросить «что ты будешь есть?» нежели часами уговаривать и заставлять его покушать. Предоставляя ребенку, право выбора вы сможете избежать конфликтов и научите его самостоятельности. Если ребенок не может сделать выбор, то на первых порах задавайте вопрос сразу с вариантами ответов: «Ты будешь есть суп или кашу?»

Пусть сам решает, какую одежду выбрать в школу, что съесть на ужин, чем заниматься в свободное от учебы время. Вам лишь придется аккуратно корректировать и направлять, чтобы он не сбился с пути

Давайте карманные деньги

Выдавать ребенку карманные деньги можно с 4-5 лет. Пусть это будет небольшая сумма, на которую можно что-то купить. Главное, не вмешиваться и не указывать ему, на что их потратить. Вы можете лишь ненавязчиво проконтролировать и посоветовать, как будет лучше. Но окончательное решение ребенок должен принимать сам

Это бесценный опыт, который научит ребенка принимать решения, отвечать за свой выбор и распоряжаться деньгами

Поощряйте и хвалите

Похвала и поощрение – это лучший знак для ребенка, что он на верном пути. Правильно подобранные хвалебные слова будут стимулировать ребенка на новые

достижения Ребенок, которого хвалят, будет стараться радовать родителей снова и снова.

Заведите домашнего питомца

Заботясь  о  четвероногом друге, ребенок  становится  более  ответственным и самостоятельным. А также учится сопереживать и заботится об окружающей среде

Способствуйте        развитию интереса ребенка в проявлении себя в различных жизненных ситуациях. Заинтересуйте

Чтобы ребенок проявлял самостоятельность и ответственность в различных жизненных ситуациях, это ему должно быть это интересно. Помогайте ребенку приобретать новый опыт, который он воспримет восторженно, например: он должен воспринимать с настроением «Интересно! Я тоже хочу попробовать!»

Позитивное отношение к миру

По чаще замечайте в ребенке хорошее и учите его замечать хорошее вокруг, запоминать прекрасные мгновения жизни. Позитивное отношение к миру поможет ребенку вырасти эмоционально здоровым и счастливым, а также действовать по жизни исходя из собственных желаний и потребностей, а не для того, чтобы

произвести впечатление на других людей кому-то что-то доказать

Источники:

Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации, Московского государственного психолого-педагогического университета, ФКЦ МГППУ.

Неделя Психологии в образовательных организациях субъектов Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Развитие творческой личности ребенка через сказку"

Сказки - первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка активизирует воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персона...

Консультация для родителей на тему: "Развитие личности дошкольника"

Старший дошкольный возраст является дальнейшим продолжением сеизетивного периода в личностном развитии. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общ...

Консультация для родителей на тему: «Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста».

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль. В дальнейшей ж...

Консультация для родителей на тему: "Развитие познавательной сферы личности в раннем возрасте".

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними....

Консультация для родителей «Советы по формированию адекватной самооценки»

Консультация для родителей «Советы по формированию адекватной самооценки» Воспитатель: Евдокименко В.В. Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться ...

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:  «Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей дошкольников и младших школьников «Развитие адекватной самооценки, уверенности в себе, как определяющих факторов развития личности у обучающихся»

Часто происходит так, что человеку долгое время не удается достичь своей цели. Он старается, делает все по плану, прилагает усилия, но увы – ничего не получается. Почему так происходит? Постарае...