Мастер-класс «Психоэмоциональное развитие детей дошкольников с ОВЗ»
методическая разработка по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белёнова Яна Владимировна

Мастер-класс проводится с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов  в вопросе психоэмоционального  развития детей дошкольников с ОВЗ .
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_mmo_mart_2025.docx57.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 7 город Шебекино Белгородской области»

Мастер-класс «Психоэмоциональное развитие детей дошкольников с ОВЗ»

Подготовил педагог-психолог Белёнова Я. В.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов в вопросе психоэмоционального развития детей дошкольников с ОВЗ .
Задачи:
1. Создать положительный эмоциональный климат у участников, используя различные игровые упражнения на развитие эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ в ходе мастер-класса.
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом использования игровых упражнений на развитие эмоционально – волевой сферы их применением в работе с детьми с ОВЗ.
3. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.

Оборудование: музыкальное и мультимедийное сопровождение, мяч, листы бумаги, цветные карандаши, пиктограммы эмоций, бумажные чемоданчики для обратной связи.

План проведения мастер-класса:

#1058;еоретическая часть. Презентация: «Психоэмоциональное развития детей дошкольников с ОВЗ»

2. Практическая часть. Выполнение игровых упражнений на развитие эмоционально – личностной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ.

3. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

Презентация. Уважаемые коллеги, посмотрите какой спектр чувств и эмоций способен переживать любой из нас и это далеко не весь список!

Развитие положительных эмоций, обеспечение психологического здоровья, необходимо рассматривать как одно из важнейших задач воспитания детей в дошкольном учреждении. Это особенно актуально в период дошкольного детства, который является одним из самых важных этапов в жизни маленького человека. Отдельную и многочисленную группу представляют собой дети с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического здоровья, с расстройствами аутистического спектра. Дошкольники, особенно дети с ОВЗ, слабо контролируют свои эмоциональные проявления, поскольку воспринимают окружающий его мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу своего малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности у детей часто наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:

- агрессивность, драчливость, конфликтность;

- повышенная впечатлительность, страхи;

- неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;

- повышенная обидчивость, ранимость;

- склонность к болезненному фантазированию.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ требует от родителей и педагогов много внимания, терпения, любви к ребёнку и понимания его возможностей и потребностей. Большую помощь в этом могут оказать специальные коррекционно -развивающие игровые упражнения, которые позволяют направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение

Таким образом, эмоциональное благополучие детей с ОВЗ формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.

В работах Л.С. Выготского проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме.

Произвольную саморегуляцию личности в ее взаимодействии со средой обеспечивает аффективно-волевая сфера. Это некий баланс и волевая подконтрольность эмоций и психических состояний.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ часто характеризуются различными расстройствами, нарушениями в аффективной сфере, что проявляется в снижении возможности произвольной регуляции поведения, дети могут быть повышено возбудимы либо наоборот заторможены. В поведении легковозбудимых детей преобладает стойкая аффективная возбудимость, психическая неустойчивость, такие дети расторможены.

У воспитанников с ОВЗ попадая в условия дошкольного образовательного учреждения, проявляются:

  • трудности в коммуникации со сверстниками и педагогами;
  • трудности усвоения норм и правил поведения в группе;
  • трудности соблюдения правил в совместных играх со сверстниками;
  • легко и быстро возбуждаясь, такие дети могут быстро утомляться, уставать;
  • они могут отказываться от продуктивной деятельности, бросать начатое занятие, не доводя его до конца. Такие реакции возникают не только при столкновении с трудностями, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь снижает продуктивность деятельности ребёнка в решение интеллектуальных задач. Что в свою очередь приводит к формированию заниженной самооценки;
  • для них характерна импульсивность, ребенок может начать плакать, бурно проявлять реакции гнева, ярости;
  • дети могут быть склонны к конфликтам, агрессии. Не выполняя требования и просьбы воспитателя, ребенок может намерено раздражать взрослого. Дети с ограниченными возможностями здоровья нередко не признают свои собственные ошибки, а пытаются обвинить в них других, из-за чего часто возникают конфликты со сверстниками;
  • особенностями эмоциональной сферы у других детей могут выступать высокая ранимость, чувствительность, поведение характеризуется стеснительностью. Таким детям часто присуще большое количество страхов, они не уверены и не решительны, при этом дети предпочитают не вступать в совместные игры с другими детьми, а держаться в стороне, и нередко в группе ДОУ такой ребенок предпочитает быть постоянно рядом с воспитателем («прилипнуть»);
  • по причине сильной привязанности к матери (или близкому родственнику) дети очень тяжело переживают «разрыв» – необходимость находиться самостоятельно в группе дошкольного образовательного учреждения;
  • еще одной особенностью выступает то, что дети очень легко обижаются и плаксивы (даже по самому ничтожному поводу), такому ребенку кажется, что все дети его обижают, и он часто жалуется педагогу на других детей;
  • незрелость и проблемы развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются так же трудностями понимания детьми своих собственных чувств и эмоций, а так же чувств окружающих, что, прежде всего, отражается проблемами коммуникации с окружающими и особенностями игры со сверстниками, которая является ведущей деятельность в дошкольном возрасте

Умение воспринимать и проявлять в невербальной форме свои и чужие эмоции является важным условием эффективного общения. Эмоции имеют особое значение в становлении психического развития ребенка, так как именно эмоциональное развитие является фундаментом, на котором закладываются и далее формируется личность.

У детей с ОВЗ, как правило, отсутствуют реакции на эмоции других людей, чувства мало дифференцированы, тонкие оттенки чувств им недоступны, они могут только испытывать удовольствие и неудовольствие, также отмечается выраженное нарушение поведения, проявляющееся в безынициативности и неспособности к самостоятельности.

Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в коррекции.

Только в процессе коррекционно-развивающих занятий возможно постепенное формирование способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Важной частью здесь является обучение ребенка управлению своими эмоциями, а также умению воспринимать и проявлять в невербальной форме свои и чужие эмоции, что позволит ребёнку произвольно контролировать своё поведение и как результатом этой работы будет положительная динамика в общении с окружающими.

Основным направлением коррекционной работы является снижение эмоционального дискомфорта у детей, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция самооценки, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, например, таких как повышенная возбудимость, агрессивность, тревожная мнительность.

Примерная схема поэтапного изучение чувства:

  1. Картинка, небольшая история, сказка с базовым чувством.
  2. Озвучиваем это чувство.
  3. Найдем на пиктограммах нужное чувство.
  4. Покажем его на лице, посмотримся в зеркало – обратим внимание на наши брови, глазки, рот при выражении чувства.
  5. Что хочется делать, когда мы испытываем это чувство? – Показ.
  6. А какие движения делает это чувство? (походка, поза), какой голос?
  7. Рассмотрим сюжетные картинки и вместе назовем причину чувства («Почему мальчик радуется?»)
  8. А когда ты радуешься (злишься, грустишь и т.д.)? («Я радуюсь, когда….»)
  9. А когда твоя мама радуется? Воспитатель? Домашнее животное?
  10. Нарисуй свою радость (злость, грусть, страх и т.д) и расскажи о ней.
  11. Нарисуй радостное лицо (сердитое, грустное, удивленное и т.д.).
  12. Этюды, проигрывание историй
  13. Игра «Кубик настроения» Разрезные картинки «Сложи лица».
  14. Сказки, рассказы, какие чувства испытывали герои и почему.

Часто дети с ОВЗ – это тревожные дети, а значит у них сниженная самооценка.

Это проявляется в том, что :

- они болезненно воспринимают критику от окружающих,

- во всех неудачах винят себя,

- боятся браться за новые сложные задания и часто мы можем слышать «У меня не получится» и ребенок не стремится достичь успеха, у него развита больше мотивация избегания неудачи.

Чтобы вырасти в собственных глазах, такие дети, с низкой самооценкой любят выискивать недостатки у других людей и это может спровоцировать сложности в общении.

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу.

Для того, чтобы повысить самооценку, нужно максимально оказать поддержку:

1. Необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Хвалим не просто так, а за какое то конкретное действие, которое заслуживает похвалы. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

2. А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада можно оформить стенд "Звезда недели", «Я сделал это! и т. д. Раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. Хорошо награждать ребенка грамотами, жетонами.

3. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).

#1052;ногие педагоги используют метод сравнения результатов, чтобы мотивировать тем самым на большие достижения. Это подходит гиперактивным детям, но не тревожным! Нельзя сравнивать результаты выполнения задания одних детей с другими. Если же педагог все - таки хочет провести сравнения, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера. Неделю или месяц назад.

Например, Молодец! Посмотри, как хорошо ты рисуешь (пишешь)! Вчера это у тебя не получалось! А сегодня ты смог!

Таким образом, мы поддерживаем ребенка и показываем динамику его развития.

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития – это организованная система педагогических и психологических воздействий. Ключевым её направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность.

Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребёнка с ОВЗ.

Практическая часть.
Упражнение « Выполни движение».

Цель: развитие доброжелательного отношения друг к другу.

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает:

- топнуть один раз только тому, у кого хорошее настроения;

- подпрыгнуть два раза только тому, кто любит рисовать;

- хлопнуть один раз и прокружиться вокруг себя один раз тому, кто умеет кататься на коньках;

-почесать себя за ухом, кто любит бегать;

- подмигнуть, кто радуется хорошей погоде;

- помахать рукой кто делает по утрам зарядку;

- послать воздушный поцелуй кто любит дарить подарки

Упражнение «Продолжи фразу»

Цель: развитие умения выражать собственные эмоции.

Участники передают друг другу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда», «Я злюсь, когда », «Я огорчаюсь, когда », «Я обижаюсь, когда », «Я грущу, когда ».

Упражнение «Волшебные зеркала».

Цель: гармонизация и развитие здоровой «Я»-концепции.

Ведущий предлагает нарисовать детям себя в двух волшебных зеркалах. В первом маленьким и перепуганным, во втором - большим, веселым счастливым. После окончания задания задаются вопросы: какой человек симпатичен? На кого больше ты похож? В какое зеркало чаще сморишься?

Упражнение «Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Участникам предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желании участника.

Рефлексия «Чемоданчик мыслей и эмоций».
Всем участникам раздаются бумажные чемоданчики, на которых они выделяют свои мысли, ощущения, знания и пожелания, эмоции и чувства, которые получили сегодня на семинаре!
Психолог: «Пожалуйста, упакуйте в чемоданчики свои мысли, ощущения, знания и пожелания, эмоции и чувства, которые Вы получили сегодня на семинаре!».
- Полезным для меня оказалось ……
- В своей работе я буду применять….
- Сегодня мне понравилось (не понравилось) ….
- Я считаю, что….



Пожалуйста, выделите состояние, которое Вы испытывали в процессе семинара:
- интерес, удовольствие, скуку, раздражение, беспокойство, эмоциональный подъём.

Большое спасибо за сотрудничество!!!!

Список литературы:

  1. Городова А.И. Тематические сказки как средство развития речи дошкольников // Научно-методический журнал «Логопед» - 2016. - № С 55
  2. Логинова Е.И. Цветовой игротренинг в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР. // Научно-методический журнал «Логопед» 2016. - №6 - С 64
  3. Козлов С.А. Мой мир. /приобщение ребенка к социальному миру/ М.: ЛИНКЕ-ПРЕСС, 2015. – 7-9 с.
  4. Я-ТЫ-МЫ» программа социально-эмоционального развития дошкольников /сост.: О.Л.Князева. – М. Мозаика-Синтез - 2013. - 7-10 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами "Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения "

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и н...

Мастер-класс для педагогов «Развитие индивидуальности дошкольников средствами игрового общения в процессе музицирования»

Цель мастер – класса: познакомить педагогов с инновационным подходом к элементарному музицированию, основанным на принципе соединения нескольких видов деятельности....

Мастер-класс с педагогами «Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения посредством моделирования игровых ситуаций».

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. ...

Мастер - класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельности».

Повышение компетентности педагогов, как театральная деятельность помогает развитию речи детей....

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством метода "Синквейн" и метода фокальных объектов

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по использованию метода "Синквейн" и метода фокальных объектов в развитии речи дошкольников....

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Мастер-класс для педагогов на педагогическом совете на тему: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»...

Мастер – класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»

Мастер – класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»...