Мастер-класс для педагогов «Развитие индивидуальности дошкольников средствами игрового общения в процессе музицирования»
методическая разработка на тему

Молодорина Ольга Павловна

Цель мастер – класса: познакомить педагогов с инновационным подходом к элементарному музицированию, основанным на принципе соединения нескольких видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС «РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ»

Молодорина О. П.

МБДОУ №7 «Незабудка»

Целевая аудитория: педагоги

Цель мастер – класса: познакомить педагогов с инновационным подходом к элементарному музицированию, основанным на принципе соединения нескольких видов деятельности.

Программа мастер – класса

1 шаг. Презентация педагогического опыта                

        Обоснование основных идей технологии. Инновационность опыта.

В основу традиционного дошкольного музыкального воспитания легли труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, А.В. Кенеман, Б.М. Теплова. Наиболее активно важнейшие проблемы музыкального воспитания и развития детей разрабатывались в научной школе Н.А. Ветлугиной.

Музыкальная педагогика, провозглашая деятельностный подход к музыкальному образованию, понимает под ним, прежде всего наличие различных видов деятельности – пения, игры на музыкальных инструментах, изучения теоретических основ музыки, импровизации.

Современные исследования Центра развития дошкольного образования под руководством Ю.П. Леонова считают неприемлемым деление занятия на виды деятельности, разделение задач на обучающие, воспитывающие и развивающие, воспитание каких-либо отдельных качеств личности «средствами музыки». Поступая так с учебным процессом, мы фактически расчленяем нечто целое на кусочки, исследуем их изолированно друг от друга, а затем снова пытаемся восстановить из кусочков целое.

Системное применение новых форм общения с детьми в условиях психологической защищённости, сотрудничества, создание ситуации успеха в процессе музыкально-творческого воспитания дошкольников является образовательной технологией, которая позволяет включить ребёнка в творческий процесс.

Этой технологии соответствуют принципы работы, эффективно влияющие на музыкально-творческое воспитание

1. Изменение роли педагога на основе игрового общения с детьми. Предполагается замена привычной ролевой ситуации, когда педагог выступает в качестве авторитетного наставника детей. Педагог является участником игры, занимая позицию играющего партнёра. Ситуация равенства прав всех участников культивируется на занятиях, становится своеобразным правилом, условием организации. Совместная творческая деятельность приводит к изменениям в отношениях между педагогом и воспитанниками, способствует усвоению воспитанниками диалогического стиля общения. Главное в этом стиле — гуманистическая ориентация на сотрудничество в деятельности, стратегия равноправия в общении. Психологический эффект такого равноправия заключается в отсутствии разделения участников на зрителей и артистов, следовательно, в отсутствии оценки своих действий. Погружение в стихию игры приносит ребёнку удовольствие. В результате достигается ситуация успеха, свободы и раскованности для естественного самовыражения детей.

2. Обучение в действии. Современное понимание проблемы музыкально-творческого развития предполагает вовлечение детей в процесс общения с музыкой на основе деятельности. Исследовательская мысль справедливо доказывает, что движение первично. Движение – основной фактор адаптации, оно появляется в раннем возрасте. Реализация данного условия исходит из следующего положения: музыка не должна быть сама по себе, каждый должен принимать участие в процессе создания музыки. Музыка опирается на речевой и двигательно-пластический опыт жизни. Данный принцип позволяет ребёнку вместе с педагогом участвовать в процессе активных творческих действий. Игровое взаимодействие всех участников даёт возможность детям учиться у педагога, друг у друга.

3. Позиция лидера. Данное положение обеспечивает каждому ребёнку право на признание его в обществе как личности, уважительного и доброжелательного отношения. Роль ведущего – солиста-лидера, предлагающего всем свой вариант двигательной, речевой, интонационной, музыкально-игровой модели, передаётся друг другу. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются, любые его индивидуально-творческие проявления принимаются и апробируются всеми играющими. Каждый становится носителем собственного опыта и игровых идей, что позволяет ощутить своё участие в коллективно-творческом деле, почувствовать собственную значимость. Лидерство выражается в обретении ребёнком своего образа, творческого начала, независимости индивидуальности от коллективного сознания.

Это позволяет интегрировать педагогический процесс в целостную структуру и запустить процессы самореализации, саморазвития, самовоспитания, необходимые для становления самобытной личности, диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой.

Цель опыта: развитие художественно-творческой компетенции дошкольников.

Приобретаемые умения:

  • эмоционально реагирует на музыку, движение, слово, изобразительное творчество; использует возможности естественного творческого самовыражения;
  • выражает чувства через движения, звук, жест в спонтанных ассоциациях, в вариативных ситуациях;
  • умеет находить способы игры на музыкальных инструментах;
  • умеет варьировать, изменять, дополнять исполнение; использует звучащие жесты для сопровождения текста;
  • умеет создавать ритмические модели из звучащих жестов;
  • находит различные приёмы звукоизвлечения на палочках;
  • точно передаёт метр и ритм стиха;
  • использует возможности своего тела, голоса;
  • выразительно передаёт музыкально-игровой образ, способен инсценировать;
  • проявляет способность к импровизации движений;
  • проявляет творческое воображение в создании оригинальных речевых, двигательных, инструментальных, графических моделей.

Формируемые качества:

  • коммуникативность;
  • творческая инициатива;
  • сотрудничество;
  • импровизационность мышления и действий;
  • спонтанность;
  • уважение к собеседнику, толерантность;
  • музыкальность;
  • гармоничность;
  • выразительность;
  • лидерство.

Достижения: составила перспективный план занятий, в структуру которых включила несколько видов деятельности: логоритмику и пальчиковые игры, игры со звуком, игры со звучащими жестами, игры с палочками, пение, движение, импровизации, игры на музыкальных инструментах, театрализованные, художественное творчество для каждой возрастной группы; составила картотеки игр-приветствий, речевых игр, игр с палочками, игр со звучащими жестами, танцевальных миниатюр.

Перспективы в работе: совершенствовать формы, средства и методы органичного включения ребенка в систему творческой деятельности. 

2 шаг. Основные приемы работы. Описание опыта с демонстрацией некоторых приемов.

Игры – приветствия

Игры приветствия развивают у детей эмоциональную отзывчивость; способствуют адаптации ребёнка в коллективе через общение; развивают речевые интонации, используя изменение динамики, тембра голоса. В процессе этих игр дети используют звучащие жесты для сопровождения ритма имени; находят мелодическую интонацию имени.

Важно отметить ценность игры «Знакомство», с которой начинается встреча педагога с детьми. Дети в игре не только знакомятся друг с другом, но и учатся общению, обмениваются информацией.

Игра – приветствие «Здравствуйте»

Каждый ребёнок называет себя с местоимения «я»: «Я — Маша». Имя ребёнка повторяют все дети, к нему обращаются индивидуально, все повторяют вариант сопровождения имени, придумывают к имени аккомпанемент из звучащих жестов, дразнилку, именную песенку или забавное движение. В процессе игры снимается психологический зажим, комплекс, ребёнок испытывает положительные эмоции, самоутверждается, верит в себя, любит себя, происходит самоосознание личности.

Игры речевые (логоритмические), пальчиковые игры

Эти игры развивают у детей эмоциональную отзывчивость, активный образно-мыслящий слух, артикуляцию, дикцию, интонации голоса, чувство ритма, используя звучащие жесты для сопровождения текста; тренируют мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки, координацию движений, мышечные и тактильные ощущения.

Логоритмические упражнения служат основой для постижения богатства и разнообразия ритмов и интонаций; воспитания интонационного, полиритмического и полифонического слуха; подготовки голосового аппарата к пению. В речевых упражнениях восприятие стиха происходит через зрение, слух, ощущения. Основой речевых упражнений служит ритмизация слов, связанных с именами, названиями цветов, животных, птиц, текстами считалок, поговорками, дразнилками и т. д. Речевые пальчиковые игры приносят детям радость, они играют словами, звуками, тембрами звуков, красками и оттенками речевых интонаций, обыгрывают музыку движениями и звучащими жестами.

Пальчиковая игра в парах «Начинается игра»

Ой, тари-тари, тара

Начинается игра.

Хлопать в ладоши друг с другом

Ветер дерево качает,

Руки положить на плечи друг другу и раскачиваться вправо – влево

Шар воздушный надувает.

Нарисовать в воздухе руками круг

Поднимает волны в море.

Ритмично приседать по – очереди, держась за руки

И бушует на просторе.

Держась за руки друг с другом, раскачиваться вперед – назад

Гонит ветер в небе тучи.

Раскачиваться вправо – влево с поднятыми вверх руками

Ветер сильный и могучий.

С силой надавливать руками друг на друга

Но закончилась игра,

Хлопать в ладоши друг с другом

Ветер стих до утра.

Обняться друг с другом

Игры с палочками

Такие игры учат детей манипулировать палочками, развивать координацию рук; менять движения по показу педагога; находить различные приёмы звукоизвлечения на палочках; ритмично передавать метр и ритм стиха; развивать у детей ритмический слух; память, реакцию, наблюдательность; способствовать развитию творческой активности у детей в изобретении ритмов.

Игры с палочками являются подготовительным этапом в игре на музыкальных инструментах. Ритмичные удары палочками подготавливают ребёнка к умению чувствовать метр и ритм музыки. Манипулируя палочками, ребёнок изобретает способ игры, прислушивается к различному звучанию элементарных деревянных инструментов. Ребёнок одновременно хорошо производит сразу несколько дел: выполняет игровые движения палочками, проговаривает текст, используя при этом различные интонации голоса; слушает свою речь, различая тембры голоса; координирует свои движения; организует свои действия в соответствии с действиями партнёра по игре, при этом развивает коммуникативные навыки. Идея этих упражнений заключается в том, чтобы в дальнейшей музыкальной деятельности дети не испытывали дискомфорта при исполнении каких-либо произведений. Часто приходится наблюдать, как дети неритмично играют, ускоряют темп произведения. Игра на ксилофоне, металлофоне или маракасе должна быть такой же естественной, как дыхание, шаги, хлопки, прыжки. Сначала играем своим телом (звучащими жестами), затем играем клавесами (палочками), затем переносим эту игру на пластинки ксилофонов, металлофонов, клавиши и т. д.

Игра с палочками «Пельмешки»

Руки помыли,

Перекатывать палочки в ладонях

Тесто замесили.

Катать палочки по полу ладонями

Будем без спешки

Стряпать пельмешки.

Стучать поочередно правой – левой палочкой по полу

Слышишь, баба?

Стучать палочка о палочку

Слышишь, дед?

Стучать одновременно двумя палочками по полу

Приходите на обед!

Стучать основаниями палочек при горизонтальном положении

Игры со звучащими жестами

Эти игры дают детям понятие о человеческом теле; учат находить и узнавать инструменты своего тела; сопровождать тексты звучащими жестами; создавать ритмические модели из звучащих жестов; переносить звучащие жесты на музыкальные инструменты.

Звучащие жесты (термин Г. Кетман) — это игра звуками своего тела, инструментами, которые дала человеку природа. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов можно организовать в любых условиях, даже вне помещения, когда нет рядом инструментов и музыкальной техники. В сочетании с речью и движением звучащие жесты как форма темброво-ритмического развития характеризуются высокой эффективностью в творческих групповых моделях и не имеют аналогов в нашей педагогической практике. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, необходимый для ощущения чувства ритма в музыке. Основные тембры звучащих жестов: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.

В процессе игры со звучащими жестами происходит осознание того, что музыка может жить в каждом человеке. Человеческое тело — это оркестр, который может издавать звуки и сам звучать. Темброво-ритмическое воспитание на основе звучащих жестов позволяет создавать аккомпанементы, сопровождение к музыке, целые композиции, построенные по всем законам музыки. Поиск звучащих жестов составляет творческую часть игры и способствует тренировке памяти, развитию чувства ритма, тембрового слуха, умения создавать собственные модели.

Речевая игра со звучащими жестами «Дидили, дидили»

Дидили, дидили, где вы Машу видели?

Простукивать ритмический рисунок ладошками по коленям

Заглянули в огород –

Маша пляшет и поёт

Отстукивать поочередно носочками ног

Дидили, дидили, где вы Катю видели?

Простукивать ритмический рисунок ладошками по коленям

Заглянули в зелен сад –

Катя щиплет виноград

Ритмично щёлкать пальцами

Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

Простукивать ритмический рисунок ладошками по коленям

Заглянули под крылец –

Грызет Дуня огурец

Ритмично тереть кулачки друг о друга

Дидили, дидили, где вы Ваню видели?

Простукивать ритмический рисунок ладошками по коленям

На полянке у колодца

Ваня с курицей дерется

Ритмично постукивать кулачками друг об друга

3 шаг. Имитационная игра.

Слушатели мастер-класса делятся на две условные группы:

  • группа «эксперты»
  • группа «дети»

Экспертам предлагаются карточки для анализа эффективности используемых приемов.

С группой «дети» проводится фрагмент занятия. 

Танцевальная миниатюра «Море»

Звучит фонограмма моря. Дети сидят на коленях, свободно располагаясь по залу. Лица закрыты газовыми платками, которые держат в руках.

Педагог: «На море лёгкий бриз. Ветер пробежался по волнам и разбудил дремлющее море. Волны проснулись, зашевелились, заиграли с первыми лучами солнца (платком размахивать вправо – влево). Всё больше и больше море наполнялось движением. И вот каждая волна встала во весь рост, показывая свою красоту (дети медленно поднимаются, продолжая размахивать платком). Ветер приглашал волны в морское путешествие, и они побежали вперёд, догоняя друг друга (дети двигаются свободно по залу, передавая движениями платка бегущую волну). Волна плыла всё дальше и дальше, унося с собой звуки прибоя и крики чаек. Иногда две волны встречались, приветствовали друг друга, общались, мирно беседовали (дети общаются в парах). На самой глубине моря волны встречались все вместе, чтобы поболтать, рассказать последние новости, пошептаться, и потом снова убегали к берегам (дети собираются в центре круга, поднимают быстрым движением платок вверх и волнообразным движением опускают вниз, двигаются из круга).  Весь день без устали волны плывут, гонимые ветром, уносят вдаль прекрасные корабли и яхты и только к вечеру ветер стихает, волны успокаиваются и мирно засыпают. Наступают полный штиль (дети садятся на колени, накрывают голову платком и засыпают).

4 шаг. Рефлексия.

Анализ работы в группе.

Сегодня я:

  • кратко описала опыт развития индивидуальности дошкольников средствами игрового общения в процессе музицирования;
  • представила достижения, рассказала о результативности системной работы;
  • познакомила с перспективами.

        В имитационной игре я постаралась продемонстрировать некоторые приемы работы с детьми, организовала экспертную оценку этих приемов.

Сейчас я попрошу Вас высказать свое мнение о нашей сегодняшней работе.

Спасибо за ваши слова….

Я попрошу вас отзыв о нашей сегодняшней работе оставить на лепестках «волшебного цветка».

Еще раз спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Мастер – класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»

Мастер – класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"

Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы...

Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»

Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому разв...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников». для педагогов Канского района. Воспитатель: Понькина Ольга Владимировна

Цель:Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.Совершенствова...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...