План по самообразованию на тему "Использование метода арт-терапии в работе с детьми с ТНР дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование по психологии

Сажина Евгения Васильевна

     Арт-терапия — это метод, который отлично подходит для работы с детьми любого возраста. С помощью этого метода дети могут раскрыть свой творческий потенциал, выразить свои чувства, мысли, переживания, что бывает очень сложно сделать словами, особенно детям с ТНР дошкольного возраста. Дети, которые плохо разговаривают нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.

      Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Этот метод можно применять с детьми с самого раннего возраста, он даёт возможность ребёнку выбрать доступный интересный для него способ самовыражения что, несомненно, является преимуществом применения этого метода в работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 51 «Вишенка» комбинированного вида

         

 ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 педагога-психолога

Сажиной Евгении Васильевны

Тема: «Использование метода арт-терапии в работе с детьми с ТНР дошкольного возраста»

Срок реализации: 2023 - 2024 учебный год

г. Верхняя Салда, 2023 г.

Актуальность

        Арт-терапия — это метод, который отлично подходит для работы с детьми. С помощью этого метода дети могут раскрыть свой творческий потенциал, выразить свои чувства, мысли, переживания, что бывает очень сложно сделать словами, особенно детям с ТНР. У детей с речевыми патологиями обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Выражается это в бедности

эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети, которые плохо разговаривают нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.

        Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью

лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Этот метод можно применять с детьми с самого раннего возраста, он даёт возможность ребёнку выбрать доступный интересный для него способ самовыражения что, несомненно, является преимуществом применения этого метода в работе с дошкольниками. Поэтому данная тема самообразования на мой взгляд является актуальной для изучения педагогом-психологом детского сада. Это позволит расширить практический инструментарий педагога-психолога в работе с детьми.

Показания для проведения детской арт-терапии:

• упрямство;

• агрессия;

• страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;

• частая смена настроения;

• задержки речевого и психического развития;

• кризисные ситуации;

• трудности в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми;

• возбудимости или апатичности;

• изменение места жительства;

• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.

• застенчивости и неуверенности в себе;

Цель самообразования: повышение уровня компетентности в вопросе применения метода арт-терапии в работе с детьми с ТНР дошкольного возраста.

Задачи самообразования:

  1. Повышение теоретических знаний по теме самообразования.
  2. Отработка практических навыков и умений применения метода арт-терапии.
  3. Систематизация накопленного опыта по теме самообразования.

Планирование работы педагога-психолога по самообразованию

№ п/п

Направление работы по самообразованию

Содержание работы

Форма презентации

Сроки выполнения

1

Изучение профессиональной литературы по теме самообразования

  1. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей. – Ростов – н/Д., 2013 г.
  2. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб., 2008г.
  3. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2008г.
  4. Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2007г.
  5. Овчаров О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арт-терапии. –М., 2005г.
  6. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии.М: «Психотерапия». 2011г.
  7. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль:Академия развития,1996.
  9. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
  10. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.
  11. . Рыбакова С.Г. "Арт-терапия для детей с задержкой  психического развития"

-

В течение учебного года

2

Знакомство и изучение практических методов использования различных направлений арт-терапии

Прослушивание вебинара по теме:

«Арт-терапия в работе психолога в ДОУ»

Свидетельство

Январь 2024г.

3

Пополнение предметно-развивающей среды кабинета педагога-психолога

Разработка методического пособия: «Картотека арт-терапевтических упражнений для работы с детьми с ТНР в подготовительной группе»

Картотека

Февраль 2024г.

4

Работа с детьми

Разработка и проведение группового занятия по арт-терапии для детей с ТНР в подготовительной группе

Конспект занятия

Март 2024г.

5

Презентация опыта работы, выступление на семинарах

Выступление на презентации для педагогов: «Использование арт-терапии в работе с дошкольниками».

Презентация

Апрель 2024г.

6

Анализ проделанной работы в рамках самообразования

Написание отчёта.

Отчёт

Май 2024г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, в своей работе мы  используем нетрадиционные способы изображения....

Мандала как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.В работе с дошкольниками работать с ма...

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...