Адаптация первоклассников
статья по психологии (подготовительная группа)
Начало школьного обучения – важнейший этап в жизни каждого ребенка и его родителей. Как правило, дети к 6-7 годам проявляют интерес к школе и готовы примерить на себя роль ученика. Но эта готовность и все радужные надежды, связанные со школой, часто разбиваются о стену стресса, с которым неизбежно сталкивается каждый новоиспеченный первоклассник. Ребенок пришел в новое место, где ему нужно установить контакты со сверстниками, научиться выполнять требования школьной дисциплины. Увы не все дети к этому готовы.
Период адаптации ребенка к школе длится 1-6 месяцев. Насколько быстро первоклассник привыкнет к статусу школьника, зависит от многих факторов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников
Начало школьного обучения – важнейший этап в жизни каждого ребенка и его родителей. Как правило, дети к 6-7 годам проявляют интерес к школе и готовы примерить на себя роль ученика. Но эта готовность и все радужные надежды, связанные со школой, часто разбиваются о стену стресса, с которым неизбежно сталкивается каждый новоиспеченный первоклассник. Ребенок пришел в новое место, где ему нужно установить контакты со сверстниками, научиться выполнять требования школьной дисциплины. Увы не все дети к этому готовы.
Период адаптации ребенка к школе длится 1-6 месяцев. Насколько быстро первоклассник привыкнет к статусу школьника, зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д.
Выделяют три степени адаптации:
Легкая степень длится 1-2 месяца ребенок активен, жизнерадостен, любопытен, у него появились друзья- одноклассники, и вы знаете их имена. Ему нравится в школе, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах.
Средняя степень длится от 3до 6 месяцев. Ребенок не может или не хочет принять новую ситуацию обучения. Такой школьник не реагирует на замечания учителя или реагирует слезами, обидами. Как правило он испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакция такого ребенка становятся адекватной требованиям школы, учителя.
Сложная степень продолжается более 6 месяцев и ее называют дезадаптацией. Но как же распознать, что ваш ребенок испытывает проблемы.
Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного процесса.
Признаки дезадаптации:
- Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками: агрессия, отчужденность, повышенная возбудимость и конфликтность. Ребенок либо постоянно кого – то задирает, обзывает, либо у него нет друзей.
- Негативное отношение к школе. Ваш сын или дочь говорит, что в школе плохо, он или она не хотят туда ходить, нарушает дисциплину на уроке и не реагирует на замечания учителя.
- Слабый уровень усвоения нового учебного материала, отставание от школьной программы по нескольким предметам.
Если у вашего ребенка наблюдаются подобные признаки, необходимо ему помочь, справиться с трудностями и создать «комфортные» условия для обучения в школе. Для этого необходимо разобраться в причинах, почему именно вашему ребенку сложно привыкнуть к школе.
Причины школьной дезадаптации:
- недостаточный уровень подготовки ребенка к школьным условиям. Он не умеет считать, писать, держать правильно карандаш (ручку), плохо рисует или вообще не умеет рисовать и т.д;
- недостаточный контроль поведения – ребенку трудно сидеть целый урок, молча и не вставая с места, потому что он не знаком с дисциплиной и режимом;
- Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.
- Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных.
- Особенности воспитания. Родители были склонны слишком сильно опекать ребенка, и в результате он отстает по программе из-за несамостоятельности.
Для того, чтобы преодолеть все трудности адаптации первоклассника к школе, важно проявить участие и понимание. Это поможет вам и вашему ребенку с честью пройти все испытания в начале учебной деятельности и станет залогом дальнейших успехов.
Рекомендации по адаптации первоклассников :
- Создайте комфортную атмосферу во всем, что касается школы – начиная от выбора пенала, заканчивая прической. С учебным заведением должно быть связано максимум положительных эмоций;
- В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности;
- Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок;
- Не критикуйте своего ребенка, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы;
- Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму;
- Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
- Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
Невозможно застраховаться от испытаний и сложностей школьной жизни, но адаптация ребенка к школе пройдет быстро и безболезненно при правильном взаимодействии учителей и родителей. Приятный коллектив в школе, теплое общение в кругу семьи – все это приведет к решению поставленной задачи. Ребенок максимально быстро адаптируется к новым условиям и примет учебное учреждение как часть своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая готовность современных детей к обучению в школе и адаптация первоклассников»
раскрытие проблемы готовности детей дошкольного возраста к школе...
Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"
1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассника
Если у Вас в семье есть первоклассник, то эти рекомендации именно для Вас. Они помогут Вам вместе безболезненно пройти адаптационный период в школе, найти правильный подход к ребенку-первокласснику и ...

Трудности адаптации первоклассников к школе
Адаптация (приспособление) ребенка к школе происходит не сразу. Требуется не день, не неделя, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжен...

Социальная адаптация первоклассников к школе
Консультация для родителейСоциальная адаптация первоклассников к школе...
Театрализованная деятельность как средство педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школьному обучению.
Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя ...
