проект по наставничеству
проект по психологии (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21»
Артемовского городского округа
Проект по развитию дошкольного наставнического движения
«Педагог ребенку»
( социально-коммуникативное развитие)
Давайте быть внимательней друг к другу,
Давайте быть терпимей и добрей.
Ведь слабому протягивая руку,
Становимся мы сами чуть сильней.
Добро творите. Рук не опускайте.
Цените каждый миг и каждый час.
Живите радостно. И просто знайте,
Что многое зависит лишь от нас!
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Л. Н. Толстой
Детство - время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя…».
Проект «Педагог ребенку» - это комплексный проект по развитию дошкольного наставничества, основная идея которого формирование позитивной социализации дошкольников через расширение сферы социального общения, активную деятельность, возможности усвоения социальных ценностей и нравственных качеств личности для воспитания будущей активной гражданской позиции подрастающего поколения.
Новизна проекта заключается в интеграции расширенного социального взаимодействия и наставничества в сложившуюся систему дошкольного образования и включение воспитанников, педагогов, родителей в наставническую деятельность ДОУ.
Отсутствие опыта у детей дошкольного возраста в проявлении социально-нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии, ставит вопрос о необходимости осознанного участия подрастающего поколения в жизни общества, отражающего его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Включение в воспитательно-образовательный процесс с дошкольниками наставничества, расширение сферы их социального общения будет способствовать усвоению социальных ценностей и нравственных качеств личности, формированию позитивной социализации дошкольников.
Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному усвоить определенные знания.
Цель проекта: развитие наставничества в ДОУ.
Задачи проекта:
- Воспитывать чувства доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности;
- Развивать самостоятельность, ответственность и детскую инициативу по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании ;
- Воспитать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими детьми;
- Участвовать в социально-значимой и конкурсной деятельности.
Проект «Педагог ребенку» направлен на развитие таких социальных навыков, как: развитие коммуникативных способностей, опыт ответственного взаимодействия, лидерские навыки, исполнительская дисциплина и инициативность.
Данный проект реализуется через деятельность детей, родителей и педагогов детского сада. Он включает основные направления деятельности:
1. Информационно-просветительское: работа просветительской направленности с детьми- наставниками;
2. Образовательно-воспитательное: занятия, консультации, «круглые столы», беседы;
3. Досуговое: участие в конкурсах, поездках, концертах, праздниках;
4. Социальное: совместная деятельность с родителями, детьтми и педагогами:
Младший дошкольный возраст
- Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характерас детьми как основных методов воспитания;
- Организация сюжетных игр;
- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками инавыками ЗОЖ;
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
- Игры с моделированием
Старший дошкольный возраст
- Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
- Использование метода проектов.
- Использование метода коллекционирования.
- Использование театрализованной деятельности.
- Самостоятельная деятельность детей.
Инновационные формы работы с родителями:
- Совместные образовательные проекты;
- Родительские гостиные;
- Тренинги по запросам родителей;
- Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
- Творческие выставки и фотовыставки;
- Тематические вечера и викторины;
- Совместные досуги;
- Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
- Выпуск семейных газет и книжек-малышек
Проект строится по принципам:
- Принцип воспитания и развития социально-активной личности в изменяющихся условиях общественной жизни;
- Принцип доброты ;
- Принцип «Я + МЫ» (предполагает личную значимость деятельности для каждого участника проекта);
- Принцип активности – «Живём и действуем!»;
- Принцип взаимодействия (предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых).
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- Обучение умению слушать и слышать другого;
- Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- Формирование чувства симпатии между участниками общения;
- Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чемдействие;
- Обучение умению детей владеть собой;
- Развитие умения анализировать ситуацию;
- Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах.
Режим дня - рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками,направлять коммуникативное взаимодействие детей.
Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников.
Приведем несколько примеров.
- Ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;
- утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;
- читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;
- день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.
Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому: воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;
-воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;
устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».
Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.
Каждый из этих приемов не только способствует социализации и
Эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.
Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности
Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.
Сюжетно-ролевые игры.
Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу»,
«Полечим и покормим собачку» и т.д.) . Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.) .
Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.) , поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.
Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.
Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, приниматьвоображаемую ситуацию и действовать в ней.
С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта. Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной
жизни, свои фантазии. Детилюбят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.
Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.
Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьмиреальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.
Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.
Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.
Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности.
Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.
Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто
болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.
Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости
сверстнику,анализировать полученные результаты.
Организованная образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.
Сроки реализации проекта: с 2022 по 2025 годы
Участники проекта: дети и педагоги МБДОУ «Детский сад № 21» АГО, родители (законные представители), дети с ограниченными социально-коммуникативными навыками и др.
Этапы работы над проектом:
- 1 этап - подготовительный (сентябрь 2022г. - август 2023 г.):
- составление теоретических основ проекта;
- оценка профессиональной подготовки педагогов к организации наставничества;
- оценка материально-технической базы для создания условий в соответствии с ФГОС ДО.
- 2 этап - основной (реализация проекта) (сентябрь 2023 г. - август 2024 г.):
- проведение семинаров, «круглых столов»;
- консультативные семинары для педагогов;
- разработка и реализация социально-значимых проектов.
- 3 этап - заключительный (сентябрь 2024-май 2025г.)
- представление результатов реализации проекта по созданию отряда наставников в ДОУ в виде научно-методического семинара /конференции.
Методы реализации проекта:
- анкетирование, диагностика;
- беседы, интервью;
- наблюдения, опросы;
- встречи с детьми ;
Формы наставнической работы:
- игры и игровые программы;
- коллективные творческие дела и акции;
- выступление наставников на праздниках;
- организация праздников, концертов, чаепитий с детьми и родителями; совместное изготовление наставников с детьми сувениров, открыток, подарков.
Предполагаемые результаты проекта:
- Созданы условия для повышения социальной активности, инициативы и самореализации дошкольников;
- Приобщение детей и родителей (законных представителей) воспитанников к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества, государства;
- Расширено представление о наставничестве у детей, педагогов детского сада, родителей (законных представителей) воспитанников;
- Создан отряд наставников в ДОУ «Педагог ребенку»;
- Разработана программа по внедрению и реализации наставничества в ДОУ;
- Обеспечена преемственность целей и задач развития личности дошкольного и начального общего образования.
Нормативно-организационное обеспечение проекта:
- Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.
- Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011–2020 годы: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297.
- Конвенция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р.
- Указ Президента РФ от 06.12.2017 № 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден Приказом Минобразования науки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.»
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493).
Наименование имеющегося материально-технического обеспечения для реализации проекта (оборудование, программное обеспечение, контент и пр.) | Планируемый вид использования Материально-техническое обеспечение проекта: | |||
Проектор | Показ презентаций, моделирование различных ситуаций и среды, индивидуализация и оптимизация обучения детей. | |||
Экран настенный | ||||
Компьютер | Создание различных баз данных, поиск информации | |||
Портативная система звукоусиления | Создание творческой и развивающей площадки для концертов, спектаклей и утренников. | |||
Документ-камера | Демонстрация стационарных изображений и объектов, их увеличение. | |||
Интерактивная доска | Объединение огромного количества демонстрационного материала. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, развитие графо-моторных навыков. Моделирование различных проблемных ситуаций и среды. | |||
Интерактивный стол | ||||
Электронное пианино | Организация театрализованной, музыкальной и досуговой деятельности | |||
Кукольный театр | ||||
Детские музыкальные инструменты | ||||
Костюмы для театрализованных представлений | ||||
Разделительная дорожка | Организация эстафет, соревнований, игр на воде и на суше. Проведение физкультурно-оздоровительной работы и формирование представлений о ЗОЖ | |||
Наборы для игр на воздухе | ||||
Комплект для сюжетно-ролевых игр | Моделирование различных жизненных ситуаций, освоение социальных ролей и профессий | |||
Программно-методический комплект для организации образовательно-игровой деятельности дошкольников | Создает полноценную информационно-образовательную среду для реализации проекта | |||
Обучающие CD диски для детей | Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие | |||
Методическая литература | Изучение содержания теоретических и практических материалов по проблеме проекта | |||
Программное обеспечение | Изучение, улучшение, распространение материала | |||
Игры для социально- коммуникативного развития дошкольников
РАННИЙ ВОЗРАСТ
Решая задачи социально-коммуникативного развития с детьми раннего возраста мы должны учитывать психические особенности детей данного возраста. Дети раннего возраста - эгоцентрики, то есть в сознании ребенка существует собственное «Я», мысли,действия, желания направлены на себя, на удовлетворения своих потребностей. Большое значение приобретает в данном возрасте развивающая среда. Для детей раннеговозраста должна быть создана так, чтобы не создавались конфликтные ситуации, например в группе должны быть одинаковые игрушки, организация зон с идентичным материалом на несколько человек, правильная организация среды (зоны для индивидуальных игр и т. д.)
Для формирования положительных взаимоотношений, важна не только развивающая среда, но и те методы и приемы, которые мы используем.
Одним из таких методов работы является коммуникативная игра, которая позволяет намсформировать положительные взаимоотношения и модель поведения, закрепить непрочные нервные связи, сформировать речевые навыки на основе особенностей, которые заключаются в главной подражательной функции и с учетом непроизвольностиповедения.
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
« Назови себя»
Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.
«Назови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.
«Волшебный стул»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем
добрые, ласковые слова.
«Волшебная палочка»
Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми. Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.
«Замри»
Цель: развивать умение слушать, развивать организованность. Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.
«Ручеёк»
Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и
Держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.
Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.
«Волшебная палочка»
Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников. Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.
«Магазин вежливых слов»
Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками. Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения
(дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а выпокупаете у меня нужные слова. Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко?
«Кузовок»
Цель: продолжать закреплять вежливые слова. Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него
вежливое слово».
«Вот какая бабушка»
Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова. Каждый
ребенок поочереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.
«Чудесный мешочек»
Цель: расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов. Дети по очередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.
«Добрые слова»
Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова. Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
« Назови себя»
Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.
«Назови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.
«Волшебный стул»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковыеслова. Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем
добрые, ласковые слова.
«Волшебная палочка»
Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми. Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.
«Замри»
Цель: развивать умение слушать, развивать организованность. Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.
«Ручеёк»
Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и
держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия. Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.
«Волшебная палочка»
Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников. Один называетсказку, другой ее персонажей и т.д.
«Магазин вежливых слов»
Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками. Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения
(дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова. Ситуация: Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала дождаться обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко?
«Кузовок»
Цель: продолжать закреплять вежливые слова. Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него
вежливое слово».
«Вот какая бабушка»
Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова. Каждый
ребенок поочереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.
«Чудесный мешочек»
Цель: расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов. Дети по очередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.
«Добрые слова»
Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова. Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)
«Коврик примирения»
Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за
игрушки.Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.
«Как быть, что делать?»
Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей,готовность искать правильное решение. Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут
решения.
«Посылка»
Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи. Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая
его. Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.
«Вот какой Дед Мороз»
Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова. Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз , как он его благодарил, как можно его ласково назвать.
«Без маски»
Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения. Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить. Чего мне по- настоящему хочется, так это… Особенно мне нравится, когда…Однажды меня очень напугало то, что …
«День ночь»
Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата. После слов
«День наступает- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает все замирает», дети замирают в причудливых позах.
«Слушать за окном , за дверью»
Цель: развивать слуховое внимание. По заданию воспитателя все дети
сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют,что они услышали.
«Кто лучше похвалит»
Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать. Воспитатель берет себе медведя, а ребенку дает зайчика. И
начинает:
«У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.
«Про кого я говорю»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя егодетали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»
«Вот какой папа».
Цель: развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова. Ребенок
рассказывает, какзовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.
«Опиши друга».
Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел. Дети встают спинойдруг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.
«Вот какая мама».
Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова. Каждый ребенок по очередирассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.
«Что изменилось?».
Цель: внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) ноне больше двух – трех изменений.
«Подарок на всех»
Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить, делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками. Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».
«Почемучка».
Цель: развивать умение дружить, быть вежливым. Например, если девочку обидеть, оназаплачет. Если вы нечаянно толкнули, то… Вам подарили игрушку, то…
«Обыграй превращение»
Цель: воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за
другого. Воспитатель по кругу передает предмет (мяч, кубик), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты.Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «Яблоко»- дети
«моют»,
«едят», «нюхают» и т.д.
«Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность). Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное,уклоняется от мяча.
«Волшебная палочка».
Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников, закрепить признаки весны. Дети передают палочку и называют признаки весны.
«Давайте поздороваемся».
Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку. Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детямпредлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.
«Что может произойти?».
Цель: развивать воображение, закреплять умение заканчивать предложение, умение слушать друг друга. Что может произойти, если… «Оживут все сказочные
герои». «Дождь будет идти, не переставая».
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (5- 7 лет)
«Рассказ про школу»
Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Правила: Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки.
Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.
Ход: Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “А что вы знаете о школе…” его
подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо,
благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .
«Позвони другу»
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила «телефонного разговора».
Ход: Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми
«Знакомство»
Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей.
Описание игры: с помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает и показывает ее детям.
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций Два мальчика поссорились – помири их.
Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
«Поймай мышку»
Цель: развивать слуховое восприятие.
Детям предлагается поймать в группе воображаемую мышь, взять ее в руки, погладить,понаблюдать за ней, попрощаться и отпустить мышку.
«Колокольчик»
Цель: развивать внимание детей.
На первоначальном этапе воспитатель показывает детям колокольчик, предлагает послушать как он звучит. Затем постепенно вводит правило: если колокольчик зазвенит,нужно отложить все свои дела и направить внимание на воспитателя.
«Руки – ноги»
Цель: развивать внимание, сообразительность и находчивость.
Детям предлагается выполнять простые движения по сигналу воспитателя: по хлопку поднимают руки вверх, по двум хлопкам- встают. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, их нужно опустить, а если дети уже стоят, по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, воспитатель пытается сбить детей, тренируяих собранность.
«Разведчики»
Цель: развивать умение спокойно общаться друг с другом.
Каждый ребенок по сигналу, не сходя с места, находит глазами того, кто смотрит именно на него и останавливает на нем свой взгляд. Некоторое время «разведчики» остаются неподвижными, смотря друг другу в глаза. Так складываются пары, которые потом могут выполнять определенное задание.
Литература:
1. Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. - М.: Карапуз, 2004. - С. 8-9, 75-85.
2. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. - М.: Изд-во АСОПиР, 1995.
3. Важдаева, Н. Дело добровольное / Н. Важдаева // Новые известия. - 2007. - 24 авг.
4. Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностно-смысловые, информационно-методические основы / Е.В. Мартынова, Е.Г. Попова. - Екатеренбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.-111 с.
5. Гагарина, В.В. Волонтер - это звучит гордо!/В.В. Гагарина // Вестник благотворительности. - 2007. - №10.-С. 12.
6. Григорович, М.В. У волонтерства русская душа / М.В. Григорович // Новая газета. - 2008. - №3. - С. 8.
7. Дети и молодежь как стратегический ресурс общества: Материалы науч.-практ. и отчет. - выбор. конф. ДИМСИ, г. Ярославль, 27-31 марта 2001 г./ М.: Academia, 2007.-198 с. нот. - (Волонтер и о-во. Волонтер и власть)
8. Иванова, А.С. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика/А.С. Иванова // Социологические исследования. - 2005. - №5. - С. 15-22.
9. Карелова Г. Забота о детях - наш долг перед будущим // Социальная работа. - 2002. - №2. - С. 2-6.
10. Кудринская, Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции / Л.А. Кудринская. - М.: МГУ, 2006. - 34 c.
11. Митрохина, О.В. Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности среди сверстников / О.В. Митрохина. - М., 2004.-218 с.
12. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие/А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2004.-304 с.
13. Подготовка волонтеров: программы, рекомендации, модели опыта. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2007 - 60 с.
14. Полехина, Л.В. Волонтеры и волонтерское движение: Сборник реферативных материалов/Л.В. Полехина, В.А. Данович, М.А. Чернова. - СПб, 2007.-128 с.
15. Попов В. Все для здоровья детей // Социальная работа. - 2005. - №2. - С. 21.
16. Толмачева, Л.П. Социализация личности начинается с добровольчества/Л.П. Толмачева. - Новосибирск: Новосибирск, 2001.-56 с.
17. Шабалина, В.В. Воспитание детей - наш долг перед будущим // Социальная работа. - 2006. - №2. - С. 2-6.
18. Шиндаулетова, С.С. Проблемы правового регулирования волонтерской деятельности: Обзор/С.С. Шиндаулетова. - СПб: Фортесс, 2008.-44 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по наставничеству на тему: «Школа молодого воспитателя»
laquo;Школа молодого воспитателя» – эффективная форма методической помощи начинающим педагогам «Повысить квалификацию – это,значит, приобрести новое состояние,степень год...

Проект "Школа Наставничества"
Настоящий проект призван помочь в организации деятельности наставников с молодыми специалистами и педагогами до 35 лет: раскроет потенциал личности педагога, необходимый для успешной личной и професси...

Образовательный проект по наставничеству «Зажигаю звёзды»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мой стаж работы не велик, однако сегодня я хочу представить вам проект на тему «Наставничество». Название проекта «Зажигаю звезды», потому что ...

Проект развития наставничества «От педагогической надежды к профессиональному мастерству и творчеству»
В статье рассматриваются возможности использования модели наставничества в условиях дошкольной образовательной организации, направленной на преобразование пространства и формирование креативных педаго...

Педагогический проект по наставничеству "Дорога к успеху"
Данный проект расчитан на 2 год. Подготовлен для более успешной работы наставника с молодыми специалистами....

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...

Проект: ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «Ступеньки к мастерству» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество начинающих специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою т...
