Педагогический проект по наставничеству "Дорога к успеху"
методическая разработка

Зотова Елена Юрьевна

Данный проект расчитан на 2 год. Подготовлен для более успешной работы наставника с молодыми специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx61.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Ладошки»

МО «Барышский район»

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ ЦРР «Ладошки»

МО «Барышский район»

________________Н.В. Нигматулина

Приказ №______от__________2020 г.                              

                Педагогический проект

«Дорога к успеху»

Разработала: воспитатель

МБДОУ ЦРР «Ладошки»

МО «Барышский район»

Зотова Елена Юрьевна

г.Барыш 2020

Основание для разработки проекта:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

5.   Устав МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Ладошки» МО  

      «Барышский район»

6.    Основная образовательная программа МБДОУ «Центр развития ребенка –  

        детский сад «Ладошки» МО «Барышский район».

Заказчик проекта:

Родители, администрация и педагоги коллектива МБДОУ «Центр развития ребенка = детский сад «Ладошки» МО «Барышский район».

Целевая группа:

Молодые специалисты  (педагогический стаж работы до 3х-лет)

Цель проекта:        

Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста

(Развитие профессиональной компетентности молодого педагога )

Задачи проекта:

- Ускорить процесс профессионального становления молодого педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;

- индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодого педагога через создание индивидуальных образовательных маршрутов;

- овладение современными подходами и внедрение передовых педагогических технологий в образовательный процесс.

Основные направления:

     1. Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в моделировании воспитательно-образовательного процесса.

      2. Формирование навыка ведения педагогической документации.

      3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.

      4. Развитие профессиональной компетенции.

      5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества.

Условия эффективности:

     1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.

     2. Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.

     3. Сочетание теоретических и практических форм работы.

     4. Анализ результатов работы.

     5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.

Ожидаемый результат проекта:        

    1. Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств  и ориентация на ценности саморазвития.

    2. Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).

    3.  Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.

    4. Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

Срок реализации проекта: 2 года

Введение.

Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется  профессиональной компетентности педагогов. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностно - профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в первые годы работы в дошкольном образовательном учреждении. Требования к личности и содержанию профессиональной деятельности начинающего педагога предполагают наличие y него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Сегодня обществу требуется не просто воспитатель, a педагог дошкольного образования, который способен обеспечить не только воспитание и обучение ребенка, но и всестороннее  развитие его личности. Изменения, происходящие с личностью в процессе подготовки овладения профессиональной деятельностью и eё самостоятельного осуществления, приводят к становлению личности как профессионала.

На современном этапе система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности,  как в профессиональной, так и в личностной.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же высокого и безупречного профессионализма.

В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:

1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.

2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы в детском саду.

Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-наставника.

В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.

В связи с меняющимися требованиями и большим потоком информации, молодые педагоги не всегда могут самостоятельно ориентироваться в возникающих проблемах, поэтому   возникла необходимость в создании  проекта, направленного на  предупреждение затруднений, развитие  профессиональной траектории молодых специалистов

Гипотеза: Если осуществить адресный, точечный подход, используя новые формы работы с молодыми кадрами и создать условия для освоения современных технологий, тем скорее наметиться индивидуальная траектория роста.

Актуальность: Статистические данные последних лет неумолимы: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет», а так же большое  количество молодых  специалистов,  окончивших  колледжи  и  получивших  специальность «воспитатель  ДОУ»,  не  стремятся  посвятить  свою  трудовую  деятельность этой  профессии.  Причин  ухода  начинающих  педагогов  из  сферы

дошкольного образования несколько:

1.  слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;

2.  неумение  применять  на  практике  теоретические  знания,  полученные  в

ходе обучения;

3.  недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.

В  этих  условиях  очень  важны  -  грамотная  поддержка  и  сопровождение

молодых  специалистов,  сотрудниками  ДОО,  не  только  администрацией,  но  и

коллегами  в  первую  очередь  опытными  воспитателями.  Поэтому  основная

задача  руководителя  и  педагогического  коллектива  помочь  молодому педагогу  в  развитии его профессиональных умений и навыков,  и  вопрос  наставничества  сейчас  как  никогда актуален. На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.

Цель проекта: Развитие профессиональных компетенций  молодых специалистов, посредством наставничества.

Задачи проекта:

- оказать практическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;

- индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодого педагога через создание индивидуальных образовательных маршрутов, персонифицированных программ профессионального роста.

- овладение современными методами, приемами, технологиями, их эффективное применение на практике.

Концептуальность разработки проекта.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Немаловажную роль играет благоприятная атмосфера внутри ДОУ, где в первую очередь администрация и педагогический коллектив готовы поддерживать и оказывать всестороннюю помощь начинающему педагогу на протяжении всего адаптационного периода молодого специалиста.

Теоретическая интерпретация опыта:

Наставничество -  одна  из форм сотрудничества,  систематическая  индивидуальная работу опытного воспитателя по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области воспитания и обучения для формирования компетенции для создания условий и ситуаций развития детей соответствующей специфике дошкольного возраста

1)      обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

          2)      поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий  

          для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной

          деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения

          своих чувств и мыслей; не директивную помощь детям, поддержку детской

          инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,    

          исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

 3)        установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностях н социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; задержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; сценку индивидуального развития детей; взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки  образовательных инициатив семьи.

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем,  при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности.

Этапы становления молодого педагога включают:

•  адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности),

•  стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности),

•  преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

Согласно точке зрения М. Г. Гаруновa. В. В. Краевского, П. И. Пидкасистогo, и др., если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут складываться качества комфортности, безынициативности, могут появиться робость, неуверенность в себе, что приводит к серьезной деформации личности.

Адаптацию к изменяющимся требованиям образовательного процесса можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами и родителями).

Предполагаемый результат:

Данный проект  способствует становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

1.  вхождение в профессиональное образовательное пространство,

2.  профессиональное самоопределение,

3.  творческая самореализация,

4.  проектирование профессиональной карьеры,

5.  вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

6.  самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Участники проекта:

  • администрация ДОУ;
  • педагоги коллектива ДОУ;
  • молодые педагоги ДОУ.

Срок реализации проекта (2 года)

2 года (сентябрь 2020 г.- май 2022 г.)

Ожидаемые результаты:

- Молодые педагоги адаптируются в новом коллективе;

- Рост профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов;

- Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития.

Контроль за реализацией проекта:

  • Администрация ДОУ;

Принципы реализации Проекта:

  • Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);
  • Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности педагога);
  • Принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);
  • Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления педагогов);
  • Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);
  • Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);
  • Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств).

Условия реализации проекта:

1.Нормативно-правовое обеспечение:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  5. Устав МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Ладошки» МО «Барышский район»;
  6. Основная образовательная программа МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Ладошки» МО «Барышский район»

2. Кадровое, финансовое и материальное обеспечение проекта:

  1. Кадровое обеспечение проекта:
  • Административный персонал ДОУ;
  • Педагогический персонал ДОУ.
  1. Материально-техническое обеспечение проекта:
  • Ресурсы ДОУ.

Проектная часть

Этапы реализации проекта

I.  Подготовительный

II.  Реализационный.

III.  Итоговый.

I. Подготовительный этап: 

Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами.

Содержание этапа:

Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:

- педагогическое образование;

- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);

- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;

- ожидаемый результат педагогической деятельности;

- выявление особенностей личности педагога.

Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:

- опрос;

- собеседование;

- анкетирование;

- наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:

1) воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;

2) воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;

3) воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.

В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.

Примерные цели и формы работы:

Воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку

Воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы

Воспитатели со слабо развитой мотивацией труда

Содержание и цели работы

Усвоение теоретического материала, формирование навыков практической работы.

Овладение навыками практической работы с педагогами, родителями.

Повышение интереса и положительного отношения к педагогической деятельности, помощь в осознании своей профессиональной значимости, степени ответственности за воспитание и обучение детей.

Формы работы

Консультации

Семинары-практикумы

Беседы

Изучение методической литературы

Взаимопосещения

Коллективные просмотры педпроцессов

Анализ педагогических ситуаций

Дискуссии

Круглые столы

Деловые игры

Убеждения, поощрения

беседы

Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.

II этап  Реализационный:

•  Изучение теоретического  основания и содержания программы «От рождения до школы» авторы

•  Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми.

•  Совместное  проектирование  образовательного  процесса,  составление календарного и перспективного планов работы.

•  Ознакомление молодых специалистов с организацией предметно-развивающей  среды в группах.

•  Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОО.

•  Показ совместной деятельности с детьми  и  режимных моментов наставниками для молодых специалистов в разных возрастных группах.

•  Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности молодыми педагогами,  с  дальнейшими предложениями  по  выбору наиболее  эффективных методов работы с детьми.

•  Консультации для молодых специалистов по работе с родителями.

•  Самообразование молодых специалистов.

•  Обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и

методов в различных ситуациях.

 •  Совместные тренинги, игровые упражнения, коучинг.

Начальный  этап  вхождения  начинающего  педагога  в  педагогическую среду,  его  адаптация  в  коллективе  будут  успешны,  если  четко  продумана  и спланирована  методическая  поддержка  на  основе  изучения  затруднений  и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Должна быть  создана  такая  система сопровождения молодых специалистов, которая поможет  им  не  только  адаптироваться,  но  и  развить  умение  на  практике применить  знания,  полученные  в  учебном  заведении,  сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.

Направления  деятельности по работе с молодыми специалистами:

1. Создание в организации условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.

3. Организация систематического, грамотного, увлекательного психолого-педагогического просвещения начинающих педагогов в различных формах.

4. Создание условий для повышения квалификации, профессионально-педагогической переподготовки воспитателей (если они пришли из других сфер деятельности).

5. Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу.

6. Деятельность всевозможных клубов, вечеров, интересных встреч, дискуссий, неформального общения профессиональной направленности.

7. Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.

8. Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающими педагогами.

9.  Контроль, учёт и оказание методической помощи воспитателям.

10.  Обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности.

11.   Научение педагогов правильному и рациональному ведению документации.

12.   Организация индивидуального наставничества (распределение наставников; оформление документации по наставничеству: рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения профессиональной компетентности начинающего педагога-воспитателя; создание методической копилки начинающего педагога-воспитателя).

13.  Своевременное решение конфликтных ситуаций.

Педагог-наставник:

-   содействует  созданию  благоприятных  условий  для  профессионального роста  начинающих педагогов;

- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;

-  координирует  действия  начинающего  педагога  в  соответствии  с  задачами воспитания и обучения детей;

-  оказывает  помощь  в  проектировании,  моделировании  и  организации воспитательно-образовательной  работы  с  детьми  в  соответствии  с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;

- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;

-  знакомит  в  процессе  общения  с  теоретически  обоснованными  и востребованными педагогическими технологиями;

-    консультирует   по   подбору   и   использованию   педагогически целесообразных   пособий,    игрового   и   дидактического   материала;

- оказывает  позитивное  влияние  на  рост  профессиональной  компетентности

начинающего педагога.

Формы  работы: 

1.Диалог, беседа.

2.Индивидуальная, групповая консультация.

3.Самоанализ собственной деятельности.

4.Обучающие семинары.

5.Практикумы.

6.Анкетирование, опрос.

7.Мастер-класс педагога наставника.

8.Взаимопосещения, открытые просмотры.

9.Анализ педагогических ситуаций.

10.Коучинг, тренинги.

11.Деловая игра.

12.Круглый стол.

13.Конкурс профессионального мастерства.

 

Разнообразные  формы  работы  с  молодыми  специалистами способствуют  развитию  познавательного  интереса  к  профессии,  активному освоению  приемов  работы  с  детьми  и  их  родителями,  оказывает положительное  влияние  на  совершенствование  профессиональной деятельности.

В  методическом  сопровождении  деятельности  начинающих  педагогов важны  не  разнообразие  мероприятий,  а  система,  направленная  на совершенствование  профессиональной  подготовки  путем  освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

Вывод:  система  наставничества  планируется  и  своевременно конкретизируется  в  зависимости  от  ожиданий  и  индивидуальных особенностей  педагога.  Эта  система  согласуется  с  годовыми  задачами  и спецификой  ДОУ,  поэтому  она  не  может  разрабатываться  единой  для  всей системы дошкольного образования.

III этап Итоговый:

 •  Показ  молодыми специалистами открытых мероприятий:

- в образовательной организации

- на муниципальном уровне

•  Анализ результатов работы на  педагогическом совете.

•  Ежегодное подведение итогов  работы.

•  Обобщение опыта работы.

Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом  целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.

Механизм реализации проекта:

Реализация  данного проекта  рассчитана  на  2  учебных года,  осуществляется  наставниками,   молодыми (вновь  принятыми педагогами),  руководителем  дошкольной организации.  Методическая  служба  и  руководитель  образовательного

учреждения  осуществляют  контроль  реализацией  программы  и  за  работой

наставников.

Руководитель  дошкольной  организации  в  начале  учебного  года  представляет

молодого  специалиста  педагогическим  работникам  детского  сада,  объявляет

приказ  о  закреплении  за  ним  наставника,  создает  необходимые  условия  для

совместной  работы  молодого  специалиста  с  закрепленным  за  ним наставником.

а  основе  примерного  плана  по  наставничеству  каждый  наставник составляет  индивидуальные  планы  работы  на  год,  в  соответствии  с  которыми и  осуществляется  работа  и  контроль.  Контроль  за  реализацией  проекта включает:  посещение  занятий,  родительских  собраний  и  других  мероприятий проводимые наставником и молодым специалистом, анализ планов и отчетов.

В  конце  учебного  года  результаты  работы  по  наставничеству,  т.е. результаты  реализации  проекта  представляются на итоговом педагогическом совете.

Заключение

Движение личности в сфере профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Таким образом, профессиональное становление субъекта — это часть индивидуального развития человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности.

Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Для успешной адаптации начинающих педагогов основным видом их познавательной и формирующей профессиональной деятельности следует признать самостоятельную работу, самообразование, самовоспитание, самоанализ, самоконтроль, то есть личностное адаптационное усовершенствование. Процесс профессиональной адаптации y каждого педагога индивидуален и зависит от множества факторов, но в целом он связан с понятием «адаптированность», которая определяется как освоение норм профессиональной деятельности. Достижение соответствия нормам обеспечивает качественную профессиональную деятельность, оптимальную работоспособность и является базой, фундаментом, непременным условием для развития творческиx способностей педагогa, совершенствования профессионального мастерства, формирования индивидуального стиля деятельности.

Приложение  1

Показатели системы оценки

профессиональной деятельности молодого педагога

1.Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования.

2.Культура ведения документации.

3.Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.

4.Реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания.

5. Использование в профессиональной деятельности информационных технологий.

6. Комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение воспитанника.

7. Использование инновационных форм, методов образования.

8. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды,

информационно-образовательной среды.

9. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.

10. Участие в инновационной работе.

11. Осуществление самообразования.

12. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.

13. Дисциплинированность и ответственность.

14. Достижения воспитанников.

Приложение 2

Анкета для педагога наставника

для анализа промежуточных результатов работы

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых работников в нашей организации.

К Вам прикреплен молодой педагог. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие и как  Вы  оцениваете результат.

Вопрос

Оценка

 (по шкале от 1 до 5)

1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами с молодым педагогом, для получения им необходимых знаний и навыков?

2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям молодой педагог?

3. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке теоретических знаний?

4. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке практических навыков?

5. Насколько, по Вашему мнению, молодой педагог готов к
самостоятельному исполнению должностных обязанностей
благодаря пройденному наставничеству?

6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень
профессионализма молодого педагога?

7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является
наиболее важным для молодого педагога при прохождении наставничества?
Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из параметров:

– помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми
правилами поведения;

– освоение практических навыков работы;

– изучение теории, выявление пробелов в знаниях;

– освоение административных процедур и принятых правил
делопроизводства

8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете
наиболее эффективным?

Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого
из методов:

– самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по
электронной почте;

– в основном самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону;

– личные консультации в заранее определенное время;

– личные консультации по мере возникновения необходимости;

– поэтапный совместный разбор практических заданий

Ваши предложения по организации процесса наставничества образовательной организации:

_________________________________________________________________________

 

 

 

Приложение  3

Анкеты для молодого педагога

Вводная анкета

1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

- Да

- Нет

- Частично

2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. В каких направлениях организации воспитательно-образовательного процесса вы испытываете трудности?

- в календарно-тематическом планировании

- в составлении рабочей программы

- в составлении перспективного планирования

- в составлении индивидуальных образовательных маршрутов

- в ведении другой документации воспитателя (укажите, какой)_______________________________________________________________

- в проведении организованной образовательной деятельности

- в проведении педагогической диагностики

- в проведении культурно-досуговых мероприятий

- в проведении совместных мероприятий с родителями воспитанников

- в проведении других мероприятий (укажите, каких)_______________________________________________________________

- в общении с коллегами, администрацией

-в  общении с воспитанниками

- в общении с  родителями воспитанников

- другое (допишите) _____________________________________________

4. Что представляет для вас наибольшую трудность?

- целесообразно организовать рабочее пространство

- формулировать цели, задачи

- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей организованной образовательной деятельности (ООД)

- мотивировать деятельность воспитанников

- формулировать вопросы проблемного характера

- создавать проблемно-поисковые ситуации

- подготавливать для воспитанников  задания различной степени трудности

- активизировать деятельность воспитанников в ходе ООД

- организовывать сотрудничество между воспитанниками

- организовывать само и взаимоконтроль воспитанников

- реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

- развивать способности воспитанников

- другое (допишите)________________________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

- cамообразованию

- практико-ориентированному семинару

- курсам повышения квалификации

- мастер-классам

- творческим лабораториям

- индивидуальной помощи со стороны наставника

- школе молодого педагога

- другое (допишите)__________________________________________________________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

- типы  занятий, методика их подготовки и проведения

- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

- приемы активизации познавательной деятельности воспитанников

- оценка достижений воспитанников, динамики развития

- психолого-педагогические особенности воспитанников  разных возрастов

- урегулирование конфликтных ситуаций

- формы работы с родителями

- формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками

- другое (допишите) ___________________________________________

Приложение 3

Анкета для молодого педагога

для анализа промежуточных результатов работы

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых работников. Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен наставник. Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником. Выберите наиболее подходящий  ответ или укажите свой вариант ответа.

1. Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий вариант или напишите свой:

- каждый день;

- один раз в неделю;

- 2–3 раза в месяц;

- вообще не встречались;

- другое__________________________________________________________________

2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?

- 3,5–2,5 часа в неделю;

- 2–1,5 часа в неделю;

- полчаса в неделю;

- другое__________________________________________________________________

3. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы – наставник»:

- 30–70 процентов;

- 60–40 процентов;

- 70–30 процентов;

- 80–20 процентов;

- другое__________________________________________________________________

4. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?

- да, всегда;

- нет, не всегда;

- нет, никогда;

- другое__________________________________________________________________

5. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?

- да, каждый раз после окончания задания;

- да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог;

- да, раз в месяц;

- нет;

- другое__________________________________________________________________

6. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее эффективными?

7. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее неэффективными?

_________________________________________________________________________

8. Ваши предложения по организации работы с педагогом наставником на следующий период ____________________________________________________

Приложение 4

Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога

Молодой воспитатель: _____________________________________

                                        (Ф.И.О.)

Наставник: ______________________________________________

                                        (Ф.И.О.)

Инструкция: Оцените навыки молодого воспитателя по шкале:

3 – высокий уровень развития навыка;

2 – средний уровень развития навыка;

1 – развитие навыка не проявляется.

Подсчет баллов: поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка.

Интерпретация: посчитайте все галочки по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце карты.

Прогностические навыки

Оценка

1

2

3

1

Осознает цель своей деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом ребенке в процессе усвоения содержания ООП ДО

2

Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств ребенка в соответствии с периодами воспитательно-образовательного процесса по основным направлениям воспитания и обучения, которые прописаны в ООП ДО

3

Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению каждой образовательной области ООП ДО

4

Умеет отбирать дидактический материал и организовывать развивающую предметно-пространственную среду по интересам и возрасту детей

5

Умеет планировать деятельность детей и не нарушать свободу выбора ребенка

Организаторские и коммуникативные навыки

1

Умеет организовывать собственную деятельность по выполнению годового плана

2

Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их усилия

3

Умеет развивать познавательную активность и способности детей в процессе усвоения ООП ДО

4

Умеет формировать коллектив детей и организовывать его деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и сверстниками

5

Устанавливает конструктивные отношения с родителями воспитанников для достижения целей развития и воспитания, которые прописаны в ООП ДО

6

Умеет подходить к воспитаннику с верой в его лучшие качества

7

Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким уважением к ним

Аналитические навыки

1

Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями по ООП ДО

2

Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень их навыков

3

Может оценить уровень психолого-педагогической подготовленности ребенка к школе

4

Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами

 Вывод: _____________ обладает достаточной (недостаточной) компетенцией, чтобы

полностью выполнять все обязанности воспитателя. Ее профессиональные навыки по окончании периода наставничества развиты на ____________ уровне.  

Рекомендации: В дальнейшем ______________ необходимо продолжать развивать _________________навыки, в особенности навыки__________________.

Приложение 5

Форма отчета о проделанной работе по организации наставничества

за _______ учебный год

 

МБДОУ ЦРР «Ладошки» МО «Барышский район»

Наставник - Зотова Елена Юрьевна, воспитатель, № 97 от12.08.2020 год

Педагогический стаж работы наставника:  17 лет

Мусаткина Вероника Ивановна – молодой специалист

2020-2022 учебный год

Шкала оценок

1

2

3

4

не соответствует требованиям

(знания и владение навыками отсутствует)

частично соответствует

(знания и навыки недостаточные, отрывочные и несистематизированные, неуверенно применяются на практике)

соответствует требованиям

(знания достаточно полные, но имеются вопросы, требующие дополнительной консультации, владение навыками достаточно уверенное)

превосходит требования

(знания исчерпывающие, умения уверенно применяются на практике)

Профессиональные знания и умения

Наименование выполненных мероприятий по осуществлению наставничества

Дата начала

Дата

окончания

Оценка наставника

Оценка руководителя

Коммен-тарии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Предварительная оценка (на основании выставленных наставником оценок)

Итоговая оценка (с учетом корректировок руководителя)

Руководитель _____________         ________________________________________  

                                         подпись                                                                         Ф.И.О.

«______»_____________20____г.

Наставник  _____________         ________________________________________  

                                         подпись                                                                         Ф.И.О.

«______»_____________20____г.

Педагог с результатами наставничества ознакомлен

_____________         ________________________________________  

          подпись                                                                         Ф.И.О.

«______»_____________20____г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая гостиная «Благополучный эмоциональный климат – успех работы».

Благополучный эмоциональный климат – успех работы...

Проект «Сделай шаг к успеху».ноябрь 2017

Формирование коммуникативных навыков, творческого потенциала личности средствами игровой деятельности детей младшего школьного возраста....

Совместный проект «Спорт-здоровье и успех, в Югорске знают лучше всех»

Информация для родителей о спортивных играх и развлечениях на свежем воздухе....

Педагогический проект "Шахматы - успех для всех"

В данном проекте описывается работа по шахматному направлению....

ПРОЕКТ Первые дорожки к успеху. Создание модели психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях группы комбинированной, компенсирующей направленности.

Данный проект рассчитан на специалистов, воспитателей, детей дошкольного возраста с РАС (находящихся в группе риска по РАС) и их родителей; он носит долгосрочный характер, способствует созданию систем...